Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Стратегическое планирование деятельности предприятия для достижения превосходных результатов

Дата публикации: 2022-06-15 15:47:44
Статью разместил(а):
Абдулсаттар Хумам Джабер Абдулсаттар

Стратегическое планирование деятельности предприятия для достижения превосходных результатов

Strategic business planning for excellence

Автор: Абдулсаттар Хумам Джабер Абдулсаттар

Волгоградский Государственный Университет, Волгоград, Россия

e-mail: jhmam4935@gmail.com 

Abdulsattar Humam Jaber Abdulsattar 

Volgograd State University, Volgograd, Russia

e-mail: jhmam4935@gmail.com 

 

Аннотация: В статье рассмотрены особенности стратегического планирования в целях достижения превосходных результатов. Раскрыто содержание понятия, инструменты планирования и целеполагания. Выделены характеристики стратегических целей для достижения превосходных результатов.

Abstract: The article discusses the features of strategic planning in order to achieve excellent results. The content of the concept, planning and goal-setting tools are disclosed. The characteristics of strategic goals for achieving excellent results are highlighted.

Ключевые слова: стратегия, планирование, достижение, превосходные результаты, современные предприятия.

Keywords: strategy, planning, achievement, excellent results, modern enterprises.

Тематическая рубрика: Экономика и финансы.

 

В условиях рыночной экономики организации вынуждены отказаться от жесткой системы планирования и перейти к более гибкой. Реализация такого пути, прежде всего, связана с разработкой такой стратегии деятельности организации, которая определит главные цели и задачи, их ресурсное обеспечение, методы достижения целей, а также пути решения возникающих проблем.

На сегодняшний день актуальность гибкой системы стратегического планирования существенно возрастает. Рост неопределенности и усиление экономических кризисов, которые отражаются на глобальных цепочках поставок, требует от предприятий взвешенных и обоснованных стратегических решений, что невозможно обеспечить без создания эффективной системы стратегического планирования.

Понятие «стратегия» появилось относительно недавно – со второй половины XX века, его активное распространение происходило в период глобализации экономики, что требовало перехода к долгосрочной модели планирования. Развитие стратегического планирования связано с работами многих ученых и экономистов. И. Ансофф под стратегическим планированием понимает следование определенному набору правил в процессе принятия решений. Все эти правила можно разделить на четыре группы: необходимые для оценки деятельности организации, определяющие взаимоотношение организации с третьими лицами, регулирующие внутреннюю деятельность, а также правила, руководствуясь которыми организация ведет свою повседневную деятельность [1].

С.А. Логинов рассматривает стратегическое планирование с позиции установления долгосрочного целеполагания, определения куса действий и распределения ресурсов для достижения стратегических целей и задач [3].

Н.А. Казакова определила, что с помощью стратегического планирования предприятие получает ответы на важные вопросы о характере текущей деятельности, перспективах развития данной деятельности и тех направлениях, в которых следует развивать для достижения лучших результатов [2]. Автор руководствуется подходом, что предприятию следует сконцентрировать внимание на тех направлениях деятельности, в которых будет обеспечена наибольшая вероятность его развития и оставить те направления, которые не являются перспективными.

Обобщив подходы разных авторов, следует определить несколько основных аспектов, в которых рассматривается содержание понятия «стратегического планирования»:

- как длительный процесс, который намного масштабнее, чем отдельное конкретное действие по достижению целей компании;

- как система, включающая в себя методы, инструменты, механизмы реализации стратегического плана;

- как способ управления будущими ресурсами, через управление в настоящем времени;

- как целевая установка на достижение определенного результата.

Главный смысл теории стратегического планирования состоит нахождении путей в целях постоянного эффективного развития. Для этого нужно контролировать все области взаимодействия компании и влияние внешних факторов на нее. Экономическая эффективность системы стратегического планирования заключается в наиболее целесообразном и наименее рискованном использовании всех видов ресурсов организации для создания благоприятных условий ее развития, конкурентоспособности и долговременного пребывания на рынке.

Стратегия развития бизнеса формируется как комплексный план, учитывающий результаты всестороннего анализа состояния рынка, внутренней и внешней среды предприятия. Данный план содержит конкретные пути развития компании, определяет ее миссию, задачи, мероприятия по достижению конкретных результатов. Для обеспечения эффективности системы стратегического планирования важно, чтобы долгосрочный план имел целостную структуру, предполагал последовательную реализацию намеченных целей. Вместе с тем, для обеспечения гибкости системы стратегического планирования необходимо, чтобы была предусмотрена возможность внесения оперативных корректировок. Это также способствует реализации функции управления по определению наилучшей альтернативы текущего и перспективного развития объекта управления.

Таким образом, можно сделать вывод, что для достижения превосходных результатов процесс стратегического планирования должен заключаться в определении четких действий по управлению предприятием в направлении его развития. Главной задачей является безболезненное для компании введение новых продуктов и отслеживание актуальности конкурентоспособности уже имеющихся.

Стратегическое планирование по Г. Минцбергу включает в себя:

1) план;

2) поведенческую модель, принцип поведения;

3) позицию по отношению к другим;

4) перспективу;

5) прием (тактический ход) [4].

Выбирая поведенческую модель, предприятия принимает стратегию изменений, которая рассматривает как следует менять поведение предприятия в меняющихся условиях внешней и внутренней среды в целях достижения наилучших результатов.

Создание лучших условий для размещения своих продуктов на рынках, а также выгодных для компании отношений с покупателями и конкурентами обеспечивается через выбор позиции по отношению к другим.

В качестве перспективы принимаются количественные аспекты, выраженные в конкретном плане, так и качественные изменения, которые будут способствовать достижению показателей плана. Данные изменения могут быть инициированы через изменение корпоративной культуры, обеспечения согласованности действий персонала, развития творческого мышления и других составляющих [4].

Тактический ход можно охарактеризовать как конкретный маневр, с помощью которого компания вырабатывает линию поведения на рынке, обходя основных конкурентов.

Все функции стратегического планирования для достижения наилучших результатов можно разделить на следующие:

- распределение ресурсов;

- адаптация к внешней среде;

- координация и регулирование;

- организационные изменения.

С помощью стратегического планирования предприятие определяет текущие условия и модель стратегического поведения, благодаря которой обеспечено достижение целей в долгосрочном периоде. Одной из составляющих успеха является наличие персонала, способного к стратегическому мышлению, поскольку процесс стратегического планирования в большей части связан именно с работой менеджмента по оценке и предвидению будущих изменений, целеполаганию и определению лучших альтернатив.

Стратегическое планирование следует отличать от долгосрочного планирования, которые несмотря на то, что используются взаимосвязанно учитывают использование разных механизмов управления. Стратегический подход предполагает создание гибкой системы управления развитием организации, в то время как долгосрочные планы в большинстве своем являются статичными и содержат в себе определенные целевые установки.

Инструментами стратегического планирования являются:

- корпоративная идеология: миссия, видение, ценности;

- целеполагание: стратегические цели, задачи, критерии оценки достижения целей;

- способы оценки и анализа достижения результатов: анализ макро- и микроокружения, внутренней среды, оценка рисков, оценка стратегии, GAP, SWOT-анализ, стоимостной анализ, оценка конкурентной позиции и др.;

- реализация стратегии: ключевые проекты / мероприятия, ответственные руководители, ресурсы, показатели оценки результативности проектов / мероприятий.

Цель организации может быть сформулирована как в качестве единственного показателя, так и в виде набора показателей (цели). Эти показатели фиксируют то конечное состояние, которое организация описывает в видении, тот набор параметров организации, на достижение которых направлена ее деятельность.

Стратегические цели для достижения превосходных результатов деятельности предприятия обладают следующими характеристиками:

- лежат в основе деятельности и всех процессов управления организацией;

- выступают ориентиром при принятии любых управленческих решений;

- выступают базовым параметром для планирования и первичны при формировании конкретных плановых показателей;

- закладываются в качестве основного параметра, определяющего правила мотивации руководства и сотрудников организации, выступают в качестве базиса для оценки результатов организации, ее подразделений, руководителей и сотрудников.

Одна из самых распространенных ошибок, возникающих при создании стратегических целей, – это описание проектов, а не целей [5]. Например, стратегическим императивом может быть «создать новую систему CRM и развернуть ее». Это, однако, не является стратегической целью. Стратегической целью, которая может включать этот проект, может быть «улучшение обслуживания клиентов с помощью инструментов и технологий». Важен результат, а не проект.

После создания системы, ввод данных в систему показателей выполняется в форме показателей эффективности, которые часто называют ключевыми показателями эффективности (KPI). KPI предоставляет информацию, необходимую организации, чтобы определить, хорошо ли он работает. К сожалению, в некоторых организациях KPI часто становятся неотличимыми от оперативных мер.

Таким образом, цель предприятия может быть сформулирована как в качестве единого показателя, так и в виде набора показателей. Данные показатели фокусируют конечное состояние, которое предприятие описывает в видении, отражает набор параметров, на достижение которых направлена его деятельность. Стратегическое планирование, ориентированное на достижение наилучших результатов, связано с созданием гибкой системы планирования, выбором лучших стратегических альтернатив, которые позволяют не просто достичь целей деятельности предприятия, но и будут способствовать его развитию. Также выбор альтернативы учитывает создание организационных предпосылок для управления рисками, более эффективного управления кризисами, в том числе возникающими под влиянием факторов внешней среды. 

 

Список литературы:

1. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф; пер. с англ., науч. ред. и авт. предисл. Л.И. Еменко – М.: Экономика, 2020. – 512 с.

2. Казакова Н.А. Стратегическое планирование / Н.А. Казакова, А.В. Александрова. – М.: Юрайт, 2021. – 320 с.

3. Логвинов С.А. Стратегическое планирование / С.А. Логвинов. – М: Инфра-М, 2021. – 348 с.

4. Мосейкин Ю.Н. Стратегическое планирование / Ю.Н. Мосейкин. – М.: Изд-во РУДН, 2020. – 380 с.

5. Петров А.Н. Стратегический менеджмент / А.Н. Петров. – СПб.: Питер, 2021. – 218 с.

 

. . . . . . .