Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Система контроллинга в управлении современными предприятиями

Дата публикации: 2022-06-15 01:21:54
Статью разместил(а):
Албусалих Заман Шанук Авад

Система контроллинга в управлении современными предприятиями

Controlling system in the management of modern enterprises

Автор: Албусалих Заман Шанук Авад

Волгоградский Государственный Университет, Волгоград, Россия

e-mail: zezo123krar@gmail.com

Albusalih Zaman Shanuk Awad

Volgograd State University, Volgograd, Russia

e-mail: zezo123krar@gmail.com

 

Аннотация: В статье рассматривается понятие, цели и функции системы контроллинга в управлении современным предприятием. Рассматривается суть концепции контроллинга, этапы внедрения данного процесса в систему управления предприятием.

Abstract: The article discusses the concept, goals and functions of the controlling system in the management of a modern enterprise. The essence of the concept of controlling, the stages of introducing this process into the enterprise management system are considered.

Ключевые слова: контроллинг, управление современным предприятием.

Keywords: controlling, management modern enterprises.

Тематическая рубрика: Экономика и финансы.

На сегодняшний день отсутствует единый подход к пониманию сущности контроллинга, его функций и задач. В практике предприятий разных сфер экономической деятельности контроллинг может рассматриваться с разных точек зрения.

В научной и профессиональной литературе понятие «контроллинга» часто отождествляется с системой управления, планирования и контроля. Также контроллинг нередко рассматривается в качестве прикладного элемента управления, с помощью которого осуществляется координация управления информацией и осуществление координации общих систем. Контроллинг обеспечивает поддержку системы управления, способствует ее адаптации к изменениям внешней среды.

Обобщив российскую и зарубежную практику исследования понятия «контроллинга» можно установить, что его следует рассматривать как систему управления, с помощью которой производится и контроль и планирование экономических показателей деятельности экономического субъекта, на основе которых разрабатывается оперативная и стратегическая модель ведения хозяйственной деятельности, с помощью которой обеспечивается устойчивое развитие и своевременное устранение узких мест в работе экономического субъекта.

Несмотря на то, что контроллинг не напрямую координирует систему управления и ее подсистемы, но он способствует выполнению данной функции через учет важных для управления фактов, методов и инструментов, которые носят консультационный характер. Функции контроллинга – это группы однородных запланированных показателей системы контроллинга, которые служат для достижения целей контроллинга и образуют базу для определения задач контроллинга, они являются индивидуальными, зависимыми от ситуативных факторов на предприятии, в отрасли и окружающей среде.

Наиболее развернуто связь между основными функциями контроллинга и характером выполняемых в рамках данных функций операций рассмотрел П. Хорват [4]. Автор рассматривает функции как отдельные этапы контроллинга, проходя которые он превращается в полноценную систему поддержки управления. В таблице 1 представлены основные функции и их содержание.

Таблица 1 – Функции контроллинга по П. Хорвату [4].

Функции контроллинга

Характер контроллинга

Основное содержание контроллинга

Регистрация

Пассивный

Сбор информации

Навигация

Активный

Контроль и улучшение экономики

Инновации и координация

Активный, ориентированный на управление

Создание системы управления со своей философией с учетом информации из разных областей предприятия

Р. Эшенбах [3] рассматривает функции контроллинга укрупненно, и делит их на две группы. Первую группу составляют функции, обеспечивающие управление путем предоставления услуг, которые связаны с деятельностью по информированию и консультированию. Вторая группа функций призвана дополнять процесс управления другими управленческими действиями, суть которой заключается в активном участии контролеров в управлении предприятием.

Как и любая система, контроллинг преследует определенные цели, которые возлагаются на соответствующие структурные подразделения предприятия. Данные цели, вместе с тем, являются гибкими и зависят от требований пользователей к результатам его работы. Можно говорить, что цели контроллинга напрямую связаны с целями самого руководства предприятия, достижение которых обеспечивает создание условий для адаптации, координирования, предвидения, осуществимости планов [2]. Приведенные условия являются базовыми характеристиками для обеспечения эффективности системы управления предприятием, что важно для поддержания его жизнеспособности и работоспособности.

В настоящее время менеджмент любой компании сталкивается с тем обстоятельством, что в окружении компании происходит все больше изменений, на которые менеджмент не может повлиять. Меняются законы, поставщики, цены на сырье и материалы, рынок труда, условия сбыта продукции, спрос на продукцию, климатические условия, внешнеполитическое окружение (если компания работает в международном формате), условия привлечения заемных средств, чрезвычайные ситуации и др. В условиях непрерывных изменений выстраивание негибких планов может привести к сбоям в финансово-хозяйственной деятельности организации. А слишком гибкое планирование требует учета бесконечного количества факторов руководителями и сотрудниками компании. Концепция контроллинга поможет нивелировать подобную ситуацию.

Философия контроллинга основана на трех основных принципах. Контроллинг должен быть вовлечен в планирование, т.е. разрабатывают методологию планирования, участвуют в постановке бизнес-целей и затем контролируют их достижение, так называемая целеустремленность. Далее следует ориентация на узкие профили, что обеспечивает построение идеальной информационной системы. Благодаря ему предприятие способно преодолевать препятствия для достижения поставленных целей. Последний принцип – ориентация на будущее [1, С. 133]. Он считает прошлое необходимым лишь в той мере, в какой он может влиять на будущее общества. Здесь действует принцип перспективного мышления.

Качество выполнения функций и целей контроллинга находится, в том числе, в прямой зависимости от лица, занимающего должность контролера на предприятии. Контролеры являются внутренними советниками всех лиц, принимающих решения, по вопросам планирования, эффективности и учета.

Выделяют два направления контроллинга: оперативный и стратегический. Такое разделение связано, что контроллинг представляет систему управления достижением целей организации. при этом выделяется два уровня планирования: долгосрочный (стратегический) и текущий (оперативный). В таблице 2 выделены основные отличительные особенности оперативного и стратегического контроллинга.

Таблица 2. Сравнительная характеристика оперативного и стратегического контроллинга.

Направление

Оперативный контроллинг

Стратегический контроллинг

Цель

Создание системы управления достижением текущих целей предприятия

Создание системы управления, позволяющей отслеживать движение к намеченной стратегической цели

Задачи

Достижение оптимального соотношения затраты – прибыль при поддержании достаточного уровня ликвидности

Обеспечение эффективной деятельности хозяйствующего субъекта в течение всего стратегического периода

Показатели

Количественные

Количественные и качественные

Ориентация

Конкретный результат деятельности

Потенциал предприятия

Объекты планирования и контроля

Идентичны

Могут не совпадать

Стратегический контроллинг можно разделить на три основных элемента, а именно:

- анализ исходной ситуации (внешней среды и внутреннего потенциала);

- разделение на стратегические бизнес-единицы (по рынкам и продуктам);

- оценка стратегий и предложения по мерам (возможные пересмотры стратегий).

Оперативный контроллинг в основном связан со следующими компонентами:

- краткосрочные цели и их выполнение или влияние на финансовые показатели;

- согласованный план, его сопоставление с реальностью и достижимость целей;

- сравнение требуемой и фактической ситуации (контроль, отклонения, меры).

Любая управленческая деятельность в управлении предприятием основывается на определении стратегии (она формулируется в виде стратегического плана-документа), за которой следуют оперативные планы, такие как маркетинговый, деловой, финансовый, кадровый или инновационный, которые охватывается этой стратегией. Таким образом, контроллинг отвечает за контроль будущих отклонений от поставленных целей и в то же время за любое управление рисками, возникающими в результате обнаруженных отклонений.

Процесс внедрения системы контроллинга в деятельность предприятия включает в себя несколько основных последовательных этапов:

1) Разработка целей. На данном этапе определяются цели внедрения, формируются требования к системе контроллинга;

2) Внедрение управленческого учета и отчетности. На данном этапе происходит формование модельной структуры организации, внедрение учетных форм в ее структурных подразделениях, интеграция и консолидация всей отчетности в организации, формирование внутрикорпоративных инструментов и способов анализа отчетности;

3) Внедрение процедур планирования. На данном этапе происходит формирование и (или) совершенствование организации планирования на основе разработанных форм учета;

4) Внедрение процедур и механизмов планирования. Включает в себя формование механизмов контроля за выполнением поставленного плана.

Таким образом, философия контроллинга основана на трех основных принципах. Контроллинг должен быть вовлечен в планирование, т.е. разрабатывают методологию планирования, участвуют в постановке бизнес-целей и затем контролируют их достижение, так называемая целеустремленность. Далее следует ориентация на узкие профили, что обеспечивает построение идеальной информационной системы. Благодаря ему предприятие способно преодолевать препятствия для достижения поставленных целей. Последний принцип – ориентация на будущее. Он считает прошлое необходимым лишь в той мере, в какой он может влиять на будущее общества. Здесь действует принцип перспективного мышления.

Руководствуясь данными принципами, можно заключить, что система контроллинга в управлении современными предприятиями может присутствовать как независимый элемент управления, а также как часть общей системы управления. Контроллинг обеспечивает поддержку управления, создает условия для более эффективного управления рисками и отклонениями. Иерархическое включение контроллинга в систему управления обеспечивается через: координацию внутри системы управления и соблюдение нейтральности и незначимости органов контроля.

 

Список литературы:

1. Мельник Е.С. Особенности внедрения контроллинга на предприятии // Экономика, управление, финансы: материалы II междунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2019. – С.132-134.

2. Тусков А.А. Стратегический менеджмент / А.А. Тусков, О.М. Блохин, Л.И. Малюк. – ПензГТУ, 2018. – 79 с.

3. Eschenbach R. Controlling / R. Eschenbach. – Praha: ASPI, 2004. – 225 p.

4. Horvath P. Controlling / P. Horvathю – Munchen: Franz Vahlen, 2012. – 129 p.

 

. . . . . . .