Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Методические аспекты применения финансового аудита в управлении рисками ВолГУ

Дата публикации: 2022-06-14 03:39:11
Статью разместил(а):
Алабдулла Хаммади Мйасар

Методические аспекты применения финансового аудита в управлении рисками ВолГУ

Methodological aspects of the use of financial audit in risk management VolSU

 

Автор: Алабдулла Хаммади Мйасар

ФГАОУ ВО "ВолГУ", Волгоград, Россия

E-mail: hamadyabd9@gmail.com

Alabdulla Hammadi Myasar Hammadi

VolGU, Volgograd, Russia

E-mail: hamadyabd9@gmail.com  

 

Аннотация: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный университет» (ВолГУ) является некоммерческой организацией, созданной для осуществления образовательных, научных, социальных, культурных и иных функций некоммерческого характера. В данной работе описаны методические аспекты применения финансового аудита в управлении рисками ВолГУ, и аналитических процедурах на этапе планирования, проведения и завершения аудита.

Abstract: Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Volgograd State University" (VolGU) is a non-profit organization established to carry out educational, scientific, social, cultural and other functions of a non-profit nature. In this paper, we will talk about the methodological aspects of the application of financial audit in VolSU risk management, and analytical procedures at the stage of planning, conducting and completing the audit.

Ключевые слова: финансовый аудит, управления рисков, ВолГУ.

Keywords:  financial audit, risk management, VolSU.

Тематическая рубрика: Экономика и финансы.

 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный университет» (ВолГУ) является некоммерческой организацией, созданной для осуществления образовательных, научных, социальных, культурных и иных функций некоммерческого характера. Университет был образован в 1980 году. Учредителем и собственником имущества университета является Российская Федерация, от имени которой функции и полномочия осуществляет Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Университет является унитарной некоммерческой организацией, созданной в форме федерального государственного автономного учреждения.

ВолГУ самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, решает вопросы, связанные с заключением договоров и государственных контрактов, определением своих обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству и уставу. ВолГУ обеспечивает исполнение своих обязательств в соответствии с государственным заданием, планом финансово-хозяйственной деятельности и в пределах денежных средств, полученных из всех видов источников финансового обеспечения деятельности.

Имущество ВолГУ находится в федеральной собственности и может быть отчуждено только в установленном порядке. ВолГУ приобретает право оперативного управления на имущество, закрепленное собственником за университетом и приобретенное по иным основаниям, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Университет отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества. Собственник имущества не несет ответственность по обязательствам университета, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Финансовое обеспечение деятельности ВолГУ осуществляется за счет:

1) субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания;

2) субсидий из федерального бюджета на иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

3) доходов, получаемых от приносящий доход деятельности университета;

4) доходов, получаемых от использования прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, включая вознаграждение по лицензионным договорам, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) грантов, предоставленных на безвозмездной основе физическими и юридическими лицами;

6) грантов в форме субсидий;

7) средств, безвозмездно полученных на ведение уставной деятельности от физических и юридических лиц и т.д.

Университет в установленном порядке осуществляет функции заказчика при закупке товаров, работ и услуг для собственных нужд, выступает заказчиком при осуществлении капитального строительства, реконструкции и технического перевооружения строек и объектов федеральной формы собственности. Доходы, полученные университетом от приносящий доход деятельности, поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им в соответствии с законодательством Российской Федерации для достижения целей, ради которых он создан.

Ведение бухгалтерского учета в ВолГУ осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и иными правовыми актами бухгалтерского учета. ВолГУ предоставляет статистическую и бухгалтерскую (финансовую) отчетность Министерству науки и высшего образования Российской Федерации в том порядке, который определен законодательством.

В университете осуществляется внутренний контроль за использованием средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно бюджетному законодательству распорядители бюджетных средств обязаны на основе функциональной независимости осуществлять внутренний финансовый аудит.

Университет соблюдает методические рекомендации Минфина России, касающиеся обеспечения независимости аудиторской проверки, через назначение на роль аудитора должностных лиц, которые: не принимают участие в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур, не имеют родства с главными распорядителями бюджетных средств, а также не имеют иного конфликта интересов.

Субъектами внутреннего финансового аудита ВолГУ являются бухгалтерия, отдел закупок, осуществляющие операции с бюджетными средствами. А также управление экономики университета.

Планирование и проведение аудиторских мероприятий осуществляется в соответствии с положениями Федерального стандарта внутреннего аудита «Планирование и проведение внутреннего финансового аудита», утвержденного приказом Минфина России от 5 августа 2020 года № 160н [1].

Основные аналитические процедуры включают анализ соотношений и закономерностей, который основан на получении информации о выполнении бюджетных процедур, в том числе информации о нарушениях и (или) недостатках при выполнении бюджетных процедур и их причинах. Основное назначение аналитических процедур заключается в своевременном выявлении рисков, которые могут привести к нецелевому и неэффективному использованию бюджетных средств. Использование риск-ориентированного мышления позволяет соблюдать требования к качеству внутренних процессов университета. Внутренний аудит проводится независимым структурным подразделением ВолГУ – Центром менеджмента качества, осуществляющим мониторинг и контроль процессов ВолГУ и их результатов.

Аудиторы имеют возможность беспрепятственного осуществления внутреннего финансового аудита, получать доступ к внутренним финансовым документам, регламентам и прочим документам университета. Планирование аудита осуществляется в двух направлениях:

- в виде планового аудита, сроки проведения которого устанавливаются исходя из сроков закрытия финансовых периодов (квартал, полугодие, год);

- в виде внеплановых проверок, решение о проведении которых назначается по результатам аналитических процедур, вследствие которых были выявлены конкретные финансовые и бюджетные риски. Путем изучения бюджетных процедур и прикладных программных средств, информационных ресурсов, контрольных действий и их результатов, в том числе анализа причин и условий нарушений и недостатков.

Сбор и обобщение информации на местах осуществляется через привлечение внутренних аудиторов, которыми являются методисты, педагоги и учителя высшей квалификационной категории. Они принимают участие в подготовке, документальном оформлении аудиторских процедур, являются непосредственными исполнителями при проведении внутренних проверок.

На этапе планирования проверки аудитор использует различные методы аналитических процедур:

Метод изучения выполняемых субъектом бюджетных процедур операций (результатов) и их результатов. Данный метод позволяет оценить надежность системы внутреннего контроля, выявить избыточные и дублирующие операции по выполнению бюджетной процедуры, установить соразмерность контрольных действий выявленным бюджетным рискам. Также с использованием данного метода аудитор может изучать правовые акты и документы университета, которые непосредственно касаются регламентации бюджетных процедур и сформировать рекомендации для внесения соответствующих корректив в целях снижения процессных рисков.

Метод изучения данных бюджетного учета и бюджетной отчетности. В результате подтверждается достоверность бюджетной отчетности университета, устанавливается непротиворечивость отчетности и выявляются риски искажений. Вместе с тем, изучению подлежат ведомственные (внутренние) акты университета, устанавливающие требования к организации и ведению бюджетного учета.

Метод оценки результатов мониторинга качества финансового менеджмента. Данный метод используется в целях повышения качества финансового менеджмента, а также изучения иных вопросов, позволяющих сформировать предложения о повышении качества финансового менеджмента. Данный метод применяется Центром менеджмента качества ВолГУ, целью которого является поддержание и совершенствование системы менеджмента качества университета.

Благодаря применению аналитических процедур, обмена сведениями между структурными подразделениями ВолГУ и должностными лицами, участвующими во внутреннем финансовом аудите, обеспечивается минимизации затрат труда и времени. Тестам отдельных показателей уделяется повышенное внимание, к ним относятся: амортизация оборудования, резервы по неиспользованным отпускам и др. Аналитические процедуры в данном случае помогают получить разумную уверенность в достоверности показателей, минимизируя затраты аудитора.

Благодаря аналитическим процедурам оптимизируется процесс аудита. Что выражается в том, что установленные в ходе анализа слабые места подлежат первостепенной проверке. Кроме того, устанавливается связь между отдельными показателями деятельности и результатами процессов, управленческих решений и особенностями документационного обеспечения процесса. Риск-ориентированный подход учитывает те последствия, которые могут возникнуть в результате усиления влияния риск-факторов.

В ВолГУ уделяется внимание совершенствованию методического обеспечения внутреннего финансового аудита. Взаимодействие между субъектами аудиторской деятельности позволяет определять наиболее уязвимые и рисковые области учетно-хозяйственной деятельности. Это позволяет определять те области бюджетной и финансовой отчетности, где имеется наибольший риск искажений. К ним относятся:

- статьи баланса, удельный вес которых превышает 10% в общей величине активов;

- балансовые статьи, темпы роста которых более чем в 1,5 раза превышают темпы роста валюты баланса;

- новые отчетные статьи.

При выявлении областей потенциального риска аудитор оценивает изменение структуры баланса и сравнивает ее с показателем предыдущих периодов.

На этапе проведения аудита повышенное внимание уделяется сбору аудиторских доказательств. Выявленные на этапе планирования аудита риски и области, которым следует уделить повышенное внимание, проверяются на обоснованность показателей. Так, если в результате анализа будут выявлен рост стоимости закупаемых материалов, то в качестве обоснования рассматривается подписанный контракт и спецификация. Данные из документов сравниваются со среднерыночными значениями. Наличие значимых отклонений может служить основанием для проведения аналитических процедур в целях уточнения содержания процесса проведения закупок (ограничения на участие для поставщиков, требования к участникам, количество участвующих поставщиков и др.).

На этапе сбора аудиторских доказательств аналитические процедуры применяются в тех учетных областях, где вероятность появления искажений является наиболее низкой. Поэтапный аудит отчетности (квартал, полугодие) включает проверку тех хозяйственных операций, по которым было проведено детальное тестирование за прошлый период и не обнаружено существенных ошибок и неточностей. Так, например, если сплошная проверка авансовых отчетов за первый квартал года не выявила никаких неточностей, то имеет смысл при проверке за второй квартал провести анализ сумм по корреспондентским счетам и остатков по счету расчетов с подотчетными лицами. Отсутствие необычных изменений по результатам проведенных расчетов позволяет сделать вывод об отсутствии искажений в данном сегменте. Подобные аналитические процедуры способствуют сокращению затрат и времени на проведение проверок.

На этапе проведения непосредственно аудиторской проверки могут применяться следующие аналитические процедуры:

1) анализ соотношений между отдельными статьями отчетности, выявление причинно-следственных связей. На стадии планирования аудита устанавливаются причинно-следственные связи между статьями отчетности, изменение в которых может указывать на наличие искажений. Так, например, соотношение между оборотами по счету продаж и оборотами по налогам и сборам в части начисленного НДС и другие;

2) анализ несвойственных для отдельных счетов остатков на конец отчетного периода. Так, например, учетная политика не предусматривает признание коммерческих расходов в себестоимости, соответственно на счете расходов на продажу должны содержаться значительные суммы остатков, в составе которых отражаются в том числе транспортные расходы. Отсутствие данных остатков указывает на наличие искажений;

3) анализ включения новых объектов. Поскольку большая часть имущества университета находится в оперативному управлении, то для избегания проблем с учредителями необходимо, чтобы объекты учета были поставлены на учет по правильной стоимости. Для подтверждения данной стоимости могут использоваться разные методы, проверка обоснованности применяемых методов и наличие всех необходимых документов к новым объектам учета снижает риски искажений и возникновения последующих споров с государственными органами.

Анализ динамики и структуры основных средств целесообразно дополнить показателями, которые характеризуют их качественные характеристики, такими как: обновление, выбытие, износ. Амортизируемое имущество является отдельным объектом аналитических процедур. Посредством анализа движения имущества университета можно изучить факты выбытия основных средств и убедиться в том, что в соответствии с учетной политикой не было предусмотрено изменение режима амортизации. Включение ускоренной амортизации без наличия соответствующей возможности в учетной политике указывает на наличие искажений. Тоже самое касается фактов расконсервации или консервации части имущества, проверки полноты оприходования и введении в эксплуатацию введенного оборудования.

Как правило, аналитических процедур, проведенных с использованием специальных программ учета, является достаточно для того, чтобы получить разумную уверенность в правильности отражения статей отчетности.

В ходе проверки оценивается правильность исправления ошибок. Согласно учетной политике ВолГУ, обнаруженные в регистрах бухгалтерского учета ошибки подлежат исправлению в соответствии с требованиями Федеральных стандартов. Так, согласно федеральному стандарту для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» [2], исправления выявленных ошибок производятся в бухгалтерском учете дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью. Отсутствие надлежащим образом исправленных ошибок может свидетельствовать о наличии факта сокрытия и искажения изначально внесенных данных.

Результаты аудита служат важным источником информации для формирования логически обоснованных блоков и программ проверки. Автоматизация системы управления рисками предполагает определение алгоритма решений с выделением индикаторов, отражающих уровень аудиторского риска. Факторами низкого риска являются:

- несущественное изменение статей в сравнении с показателями предыдущего периода. Для того, чтобы оценить степень существенности необходимо рассмотреть динамику изменений не менее чем за три последних года. Превышение среднегодовых изменений свидетельствует о росте рисков искажений;

- отсутствие обстоятельств, которые бы могли привести к ожидаемым изменениям величины риска;

- в предыдущих периодах не было выявлено существенных ошибок в анализируемой статье отчетности. Соответственно, данные ошибки не ожидаются и в проверяемом периоде;

- доказана эффективность действующих систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в них отсутствуют значимые изменения.

Возрастание рисков указывает на необходимость проведения тестирования в отношении тех блоков или показателей, в изменении которых было выявлено наибольшее влияние риск-факторов.

Общепринятыми методами аналитических процедур, используемых внутренними аудиторами ВолГУ, являются: числовые и процентные сравнения, трендовый анализ, анализ коэффициентов и другие.

Применяя данные методы, аудитор осуществляет сравнение фактических значений показателей с плановыми (сметными) значениями, показателей отчетного и предыдущих периодов, фактических значений с установленными аудитором прогнозными значениями. Также показатели сравниваются со среднеотраслевыми значениями, широкое использование данного метода обусловлено возможностью применения нормативных значений к уровню обеспеченности основным имуществом, материальными и нематериальными активами, обеспеченностью педагогическим составом и др., устанавливаемых для учебных заведений, работающих на условиях государственного (муниципального) заказа.

На этапе завершения аудита аналитические процедуры применяются в целях окончательной проверки наличия в отчетности существенных искажений или других финансовых проблем. Одним из направлений использования аналитических процедур является установление факта соблюдения образовательным учреждением принципа непрерывности деятельности. Данный принцип означает отсутствие показателей или риск-факторов, которые могут указывать на наличие проблем у организации в ближайшие 12 месяцев. Гарантия соблюдения данного принципа является одним из условий обеспечения сохранности и целевого использования бюджетных средств. Данный принцип устанавливается при определении изменений в финансовых и имущественных отношениях.

В качестве аналитических процедур для получения доказательств непрерывности деятельности помимо широкого спектра инструментов и приемов финансового анализа также могут применяться различные возможности комплексного экономического анализа. При этом, особое внимание уделяется обеспеченности университета трудовыми и материальными ресурсами. В первом случае, недостаточность педагогических кадров, может привести к снижению качества образовательных программ, что является недопустимым. Тоже самое касается использования материальных ресурсов. Для того, чтобы оценить изменение данных показателей применяется коэффициентный метод, в котором показатели численного состава педагогов и запасов материальных ресурсов соотносятся с количеством обучающихся. Вместе с изменением коэффициентов аудитору также следует обратить внимание на следующие факты:

- рост текучести кадров;

- перебои в снабжении материалами;

- снижение загрузки педагогов, следствии снижения числа обучающихся;

- снижении вложений в обновление основных фондов и др.

Выражая мнение о достоверности бюджетной и финансовой отчетности аудитор рассматривает всю совокупность финансовых и производственных факторов, которые могут оказать влияние на соблюдение принципа непрерывности деятельности. Несмотря на то, что ВолГУ является государственным автономным образовательным учреждением и получает бюджетное финансирование на выполнение государственного (муниципального) задания, в его деятельности присутствует достаточное количество рисков, которые могут оказать влияние на непрерывность его деятельности и финансовое положение. К таким рискам относятся недополучение доходов от оказания платных образовательных услуг. Снижение поступлений может приводить к переносу сроков проведения капитального ремонта зданий и сооружений, затягиванию сроков закупки методических материалов, облуживания учетно-аналитических программ и т.д.

Все это так или иначе может отразиться на деловой репутации учебного заведения, и повлиять на число обучающихся. Для того, чтобы сохранить баланс между интересами всех сторон необходимо своевременно оценивать риски, и в большей степени риски принятия неэффективных управленческих решений, которые могут привести к потере ресурсов. Для выявления данных рисков может применяться методика комплексного экономического анализа, рассматривающая показатели:

- платежеспособности и финансовой устойчивости;

- ликвидности;

- оборачиваемости активов;

- рентабельности и другие показатели деловой активности.

Для того, чтобы оценить как те или иные решения отразились на изменении финансового состояния учреждения полученные показатели сравниваются с их значениями за предыдущие периоды. Решение о выборе числа анализируемых периодов зависит от профессиональных суждений аудитора и характера происходивших за последние годы изменений. Учитывая данные изменения необходимо принять во внимание:

- законодательные изменения, которые отразились на финансовом состоянии учреждения (изменение нормативов бюджетного финансирования, повышение налоговой нагрузки и др.);

- рыночные изменения, которые повлияли на изменение числа обучающихся (открытие новых учебных заведений, ограничения передвижений, появление новых образовательных программ и технологий и др.).

Оценка возможностей и рисков дальнейшего функционирования учреждения может повлиять на мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности. В случае, если при проведении аналитических процедур у аудитора возникли сомнения в непрерывности деятельности, он включает в заключение пояснительный параграф, в целях привлечения внимания к возникшим рискам. Для их устранения предлагаются возможные мероприятия, реализация которых находится на контроле у главного бухгалтера учреждения.

Если в результате проведенной проверки и всех аналитических процедур у аудитора возникли сомнения относительно дальнейшей способности учреждения продолжать дальнейшую деятельность, он выражает свое мнение с соответствующей оговоркой или высказывает отрицательное мнение.

 

Список литературы:

1. Приказ Минфина России от 5 августа 2020 г. № 160н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Планирование и проведение внутреннего финансового аудита».

2. Приказ Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 274н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки».

 

. . . . . . .