Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Государственное регулирование и поддержка деятельности малого и среднего предпринимательства

Дата публикации: 2022-06-13 21:51:30
Статью разместил(а):
Аль Гера Алаа Джаббар Кадим

Государственное регулирование и поддержка деятельности малого и среднего предпринимательства

State regulation and support for small and medium-sized businesses

 

Автор: Аль Гера Алаа Джаббар Кадим

ФГАОУ ВО "ВолГУ", Волгоград, Россия

E-mail: Em-201_795458@volsu.ru

Alaa Jabbar Kadhim

VolGU, Volgograd, Russia

E-mail: Em-201_795458@volsu.ru

 

Аннотация: Государственное регулирование деятельности субъектов МСП основано на проводимой государством политике в этой сфере. политика по развитию МСП  – это часть государственной социально-экономической политики. В данной работе говорится о государственном регулирование и поддержка деятельности малого и среднего предпринимательства.

Abstract. State regulation of the activities of SMEs is based on the state policy in this area. SME development policy is part of the state social and economic policy. In this paper, we will talk about state regulation and support for the activities of small and medium-sized businesses.

Ключевые слова: малые предприятия, средние предприятия, государственное регулирование, поддержка предпринимательства.

Key words: small enterprises, medium-sized enterprises, state regulation, support for entrepreneurship.

Тематическая рубрика: Экономика и финансы.

 

Государственное регулирование деятельности субъектов МСП основано на проводимой государством политике в этой сфере. По мнению Ермакова А.А. [1] государственная политика по развитию МСП  – это часть государственной социально-экономической политики. Которая является совокупностью «... правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти».

Государственное регулирование деятельности МСП является одной из приоритетных задач государства, т.к. именно они обеспечивает в некоторых странах до 80% ВВП [2]. Именно субъекты МСП являются важными поставщиками  финансовых ресурсов в бюджетную систему.

Если рассмотреть цели и меры государственной политики поддержки МСП  (рисунок 1), то можно увидеть широкий спектр социально-экономических  целей, которые перед собой ставит государство. А мерами государственной политики выступают различные варианты не только поддержки бизнеса, но и создание особой экономико-правовой среды направленной на облегчение ведения бизнеса.

Государственное регулирование может быть прямым и косвенным, использовать финансовые и нефинансовые методы для достижения целей государства. Однако в современной экономической литературе особое внимание уделяется отдельному виду государственного регулирования деятельности МСП  – это государственная поддержка.

Под государственной поддержкой необходимо понимать такую форму стимулирующего воздействия государства на субъектов МСП, которая реализуется через ограниченный набор инструментов в рамках различных государственных (муниципальных) программ направленных на поддержку развития МСП. Как правило, она осуществляется на конкурсной основе [3].

1062 01

Рисунок 1. Цели и меры государственной политики поддержки МСП.

Если сфокусироваться на государственной поддержке МСП, то согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [4] можно выделить четыре крупных блока:

1. Финансовая поддержка.

2. Имущественная поддержка.

3. Информационная поддержка.

4. Консультационная поддержка.

Именно эти четыре блока образуют инфраструктуру поддержки субъектов МСП.

Говоря об инфраструктуре поддержки субъектов МСП Палагина А.Н. предлагает набор ключевых элементов инфраструктуры поддержки бизнеса (рисунок 2).

1062 02

Рисунок 2. Элементы инфраструктуры поддержки МСП.

Органы инфраструктуры поддержки являются хозяйствующими субъектами. Основная их цель – помощь органам государственной власти и местного самоуправления в реализации программ поддержки субъектов МСП. Исходя из сказанного в Российской Федерации программы государственной поддержки реализуются на трех уровнях (федеральный, региональный, местный). На рисунке 3 представлена  общая характеристика программ государственной поддержки в зависимости от уровня ее реализации.

1062 03

Рисунок 3. Общая характеристика программ государственной поддержки в зависимости от уровня ее реализации.

Рассмотрим подробнее каждую форму государственной  поддержки.

1. Финансовая поддержка.

Особенности функционирования субъектов МСП на рынке товаров и услуг, и необходимость их финансовой поддержки, обусловлена спецификой их финансов. У МСП могут отсутствовать внеоборотные активы, а источниками формирования оборотных активов зачастую выступают заемные средства и кредиторская задолженность, также у МСП отмечается высокая оборачиваемость и управляемость активов, небольшой основной капитал и небольшой запас рентабельности в цене товаров [5].

При такой организации финансов МСП способно гибко реагировать на изменение рыночной конъюнктуры в части освоения новых видов деятельности, технологий, производства новых видов товаров, также МСП могут показывать хорошую рентабельность вследствие небольшой величины накладных расходов и высокой оборачиваемости. Но существует риск финансовой неустойчивости в связи с небольшим размером основного капитала и неспособностью дать адекватный ответ при конкурентной борьбе с представителями крупного предпринимательства.

Такой баланс экономического потенциала и неспособности его реализации в определенных экономических условиях требует финансовой поддержки со стороны государства, которое осуществляется в форме государственной финансовой поддержки посредством инструментов прямого и косвенного воздействия (рисунок 4).

Инструменты прямого воздействия используются путем «... выделения бюджетных средств, объем последних зависит от возможностей бюджетов публично-правовых образований» [6].

Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляются согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) [7]. При этом субсидии в качестве финансирования не могут получить все субъекты МСП, а только те, которые соответствуют общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Также получатели субсидий должны четко выполнять условия, цели и порядок предоставления субсидий их получателями, т.к. в случае не выполнения, субсидия подлежит возврату в соответствующий бюджет.

1062 04

Рисунок 4. Инструменты государственной финансовой поддержки МСП прямого и косвенного воздействия.

Бюджетный кредит может быть предоставлен субъекту МСП, если только оно является юридическим лицом. Следовательно, индивидуальные предприниматели не могут использовать данный источник финансирования.

Инструменты косвенного воздействия имеют безусловное преимущество перед инструментами прямого воздействия, так как их применение не завязано на результатах выделения внутри соответствующих бюджетов финансовых ресурсов направляемых на конкретные меры финансовой поддержки. Например, налоговые послабления проявляются в наличии специальных налоговых режимов, которые учитывают специфику организации финансовых отношений субъектов МСП. В России действует 3 специальных налоговых режима, которые могут применять субъекты МСП – это Упрощенная система налогообложения (УСН), Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), Патентная система налогообложения (ПСН). Широкий спектр специальных налоговых режимов позволяет выбрать субъекту МСП режим «под себя» на основании вида осуществляемой деятельности (например, сельхозтоваропроизводители могут выбрать между УСН или ЕСХН и т.д.).

Налоговые каникулы. Данный вид поддержки предоставляется в форме освобождения субъекта МСП от налогового бремени в течение установленного законом периода (в России – 2 года). При этом государство может устанавливать ограничения не только по времени каникул, но и по видам деятельности, по субъектам МСП и применяемым ими налоговым режимам.

Налоговый кредит. Данный вид поддержки выражается в переносе срока уплаты налога на более поздний. Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации (далее НК РФ) предприятиям осуществляющим инновационную деятельность, деятельность по НИОКР, гособоронзаказа, и др. видами указанными в ст. 67 НК РФ предоставляется инвестиционный налоговый кредит, который позволяет течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

К неналоговым послаблениям относятся пониженные ставки страховых взносов, которые могут применять субъекты МСП. Данный вид поддержки был очень актуален, так как повышение тарифов страховых взносов несколько лет назад привело к резкому сокращению численности субъектов МСП, что негативно отразилось на результатах реализации программы.

Еще одним видом финансовой поддержки выступают инструменты косвенного воздействия, которые применяются при участии финансовых посредников. Иногда такие инструменты называют инфраструктурной поддержкой субъектов МСП, но на самом деле инфраструктурная поддержка включает не только финансовых посредников, но и других субъектов (рисунок 5).

1062 05

Рисунок 5. Модель инфраструктурной поддержки субъектов МСП.

Говоря исключительно о финансовой поддержке при участии финансовых посредников, то первым пунктом идет субсидирование процентных ставок.

Данный вид поддержки тесно связан с предоставлением МСП льготных кредитов. Для этого государством был учрежден специальный банк АО «МСП Банк». Целью данного учреждения направлена на финансовую поддержку субъектов МСП.

Участие в программах государственной поддержки МСП не является прерогативой только МСП Банка, другие банки также принимают в данных программах активное участие, а также микрофининансовые учреждения и др. Также МСП Банк помимо кредитования предоставляет и банковские гарантии.

Особая актуальность государственной финансовой поддержки субъектов МСП в настоящее время обусловлена воздействием внешней неблагоприятной экономической среды. А именно введением экономических санкций со стороны других государств, а также введение ответного продовольственного эмбарго в отношении импорта продовольствия из «стран-санкционеров», что не только спровоцировало рост инфляции, но и также ограничило доступ к отдельным категориям импортных товаров и сырья, ранее реализуемых отдельными субъектами МСП или используемых при производстве собственной продукции.

Учитывая тот факт, что субъекты МСП действуют в условиях риска и неопределенности и у них нет возможности диверсифицировать риски, то чрезмерной давление внешней среды приводит к ликвидации МСП. Яркий пример – это реакция МСП на ограничительные санкционные и антиковидные меры. Большое количество МСП не смогли пережить этот период и были ликвидированы.

Для этого реализуемые программы государственной финансовой поддержки особое внимание уделяют поддержке субъектов МСП-экспортеров, так как именно на них пришелся основной удар. Помимо этого государство уделяет внимание и МСП, которые за счет производства отечественной качественной продукции могут заполнить рыночные пустоты образованные введенным эмбарго на ввоз отдельных категорий импортных товаров.

Представленные меры государственной финансовой поддержки субъектов МСП свидетельствуют о наличии разных вариантов ее осуществления, что подразумевает обеспечение их доступности для всех субъектов МСП, что чрезвычайно актуально в период экономической нестабильности. Следует отметить, что не все меры финансовой поддержки реализуются во всех субъектах Российской Федерации, т.к. согласно российскому законодательству некоторые меры финансовой поддержки отданы на «откуп» региональным и местным органам власти. Таким образом, единообразия в региональном разрезе в предоставляемом наборе мер государственной финансовой поддержки субъектов МСП нет. Поэтому далее основное внимание будет уделено реализации государственной финансовой поддержки на территории Волгоградской области.

2. Имущественная поддержка. Данный вид поддержки направлен на передачу во владение государственного (муниципального) имущества или его пользование. Данный вид поддержки оказывается органами государственной власти (местного самоуправления). Согласно законодательству к объектам передаваемого имущества могут быть передан широкий спектр государственного / муниципального имущества от недвижимых объектов до инвентаря.

Владение / распоряжение переданным имуществом субъект МСП, в зависимости от договора может осуществлять на льготной / полностью возмездной / безвозмездной основе.

Следует отметить, что имущественная поддержка осуществляется на срок не менее 5 лет, а у арендатора недвижимого имущества (субъекта МСП) появляется приоритетное право приобретения в перспективе данного имущества.

3. Информационная и консультационная поддержки. МСП постоянно сталкиваются с необходимость в получении информации по:

- организации бухгалтерского (финансового), налогового учета;

- аудиту своей деятельности;

- организации маркетинга;

- сертификации, лицензированию видов деятельности или продукции;

- финансовому, налоговому планированию;

- правовому обеспечению.

Учитывая особую специфику каждого предприятия и условий осуществления предпринимательской деятельности, возникает вопрос в необходимости получения уникальных / индивидуальных консультаций, что имеет высокую стоимость. Следует отметить, что они также осуществляются органами государственной власти (местного самоуправления), посредством формирования информационных систем (федеральных / региональных / муниципальных), сайтов и др.

Данные виды поддержки являются чрезвычайно важными для МСП.

Если рассмотреть критерии эффективности государственной поддержки субъектов МСП.

В российской и международной практике существуют различные подходы к оценке эффективности мер поддержки субъектов МСП. Среди основных критериев: результативность реализуемой программы; эффективность механизма выполнения программы; оказываемый программой социально-экономический эффект на развитие конкретной территории; соответствие программы запросам общества и др.

Следует отметить, что используемые критерии оценки многочисленны и разнородны, т.к. основаны на выполнении конкретных задач соответствующей программы. Отсутствие единого подхода затрудняет их использование на практике.

Действующая в России система оценки эффективности государственной поддержки МСП основана на общих критериях их развития, без выделения специфичных критериев способных отделить эффекты внешней среды от эффектов, вызванных реализацией госпрограмм. В частности привязывают показатель количества субъектов МСП, оборот МСП, количество занятых и др. к эффективности реализации государственной поддержки, что на самом деле не отражает действительность.

Следует отметить, что оценка количественных критериев является достаточно понятной, а для оценки качественных критериев необходимо использовать более широкий инструментарий, опирающийся не только на математический аппарат, но и на методы экспертных оценок, опросов и т.д.

Таким образом, высокая значимость роли субъектов МСП в экономике многих государств создают основу для повышенного внимания властных структур к результатам их деятельности. Помимо этого, государство старается оказать содействия данным бизнес единицам оказывая им всяческую поддержку. Анализ российского законодательства позволяет сделать вывод о том, что в России государственная поддержка субъектов МСП  оказывает по четырем направлениям: финансовая, имущественная, консультационная, информационная.

Данные виды поддержки функционируют на основании специальной инфраструктуры. Органы инфраструктуры поддержки являются государственными и частными хозяйствующими субъектами.

 

Список литературы:

1. Ермаков А.А. Государственная поддержка развития малого и среднего бизнеса в АПК : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Ермаков Алексей Алексеевич; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I»]. - Краснодар, 2021. - 198 с.

2. Белявская А.В. Кредитование среднего и малого бизнеса в России [Текст] / А.В. Белявская, Н.И. Богатырева, В.В. Кабанов // Управление. Бизнес. Власть. – 2016. - № 1 (10). – С. 131-135.

3. Хайруллова А.И. Государственная финансовая поддержка института малого предпринимательства [Текст]: авт. дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.10 / Хайруллова Алина Ильсуровна. Казань, 2015. - 25 с.

4. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс.

5. Жужома Ю.Н. Современные проблемы финансирования субъектов малого предпринимательства // Экономические и управленческие технологии XXI века: теория и практика, подготовка специалистов Материалы методической и научно-практической конференции. Под редакцией Т.Р. Терешкиной. 2018. С. 37-41.

6. Хайруллова, А.И. Государственная финансовая поддержка института малого предпринимательства: авт. дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.10 / Хайруллова Алина Ильсуровна. Казань, 2015. 25 с.

7. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Принят Гос. Думой 17 июля 1998 года, в ред. федер. закона от 27.12.2018 № 17-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 53. Часть 1 – Ст. 8430.

8. Быкова Н.В. Оценка эффективности государственной поддержки малого предпринимательства: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Быкова Наталья Витальевна. [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. Санкт-Петербург, 2018. - 319 с.

 

. . . . . . .