Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Факторы конкурентоспособности предпринимательских структур

Дата публикации: 2022-05-04 01:38:34
Статью разместил(а):
Тихомиров Владислав Сергеевич

Факторы конкурентоспособности предпринимательских структур

Factors of competitiveness of business structures

Автор: Тихомиров Владислав Сергеевич

БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова, Санкт-Петербург, Россия 

e-mail: voldrem56@mail.ru

Tikhomirov Vladislav Sergeevich

BSTU "VOENMEH" D.F. Ustinov, St. Petersburg, Russia

e-mail: voldrem56@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются основные причины, обусловившие повышенное внимание к проблеме конкурентоспособности в структуре бизнеса. Предлагается определение конкурентоспособности на основе обобщения определений, сформулированных представителями отечественной и зарубежной экономической мысли.

Abstract: The article examines the main reasons that determined the increased attention to the competitiveness of business structure. Proposes a definition of competitiveness on the basis of summarizing the definitions formulated by representatives of domestic and foreign economic thought. The author considers the problem of competitiveness at the micro, meso and macro levels, as well as the factors (external and internal to the enterprise structure), the competitiveness of business structure.

Ключевые слова: конкурентоспособность, факторы конкурентоспособности, конкурентные преимущества.

Keywords: competitive ability, competitive factors, competitive advantages.

Тематическая рубрика: Экономика и финансы.

 

Понятие конкурентоспособности не имеет четкого однозначного определения. В то же время не вызывает сомнений, что «конкурентоспособность» проявляется на рынке в ходе реальных хозяйственных операций, характеризуется универсальностью для различных корпоративных структур и распространяется как на объект рыночных отношений (товары, услуги), так и на к субъекту (организация, отрасль, страна в целом). При этом для понимания «конкурентоспособности» (и последующей выработки практических рекомендаций) необходимо определить, о каком уровне конкурентоспособности идет речь: о предпринимательской структуре (микроуровень), отрасли или группе отраслей (мезо-уровень). макроуровень) или национальной экономики в целом (макроуровень).

Разделение понятия «конкурентоспособность» на уровни имеет скорее методологический аспект, так как в реальном мире бизнеса между ними существует очень тесная связь (за редким исключением). Исключительно редко можно встретить высокоэффективные производственные компании в технологически отсталой стране. Как правило, такие предприятия ориентированы на внешний рынок, и их успех определяется либо низкими издержками (дешевая рабочая сила или сырье), либо принадлежностью к головным компаниям в развитых странах, которые наладили передовое анклавное производство, используя эти преимущества.

В то же время такое деление обосновывается и практическими потребностями бизнес-структур, так как для определения конкурентоспособности страны, предприятия, отрасли используются различные показатели, различные критерии и, естественно, разрабатываются различные рекомендации и предложения.

Понятие конкурентоспособности применительно к организациям и компаниям связано, прежде всего, с понятием эффективности их деятельности. Эту точку зрения разделяют зарубежные и отечественные авторы.

Основной предпосылкой конкурентоспособности компаний является производство и продажа конкурентоспособных товаров. Однако для реализации этой предпосылки необходима эффективная организация работы на рынке, т. е. конкурентоспособность означает: "текущая позиция компании на рынке, во-первых, доля рынка и тенденции ее изменения". Во многих работах конкурентоспособность компании определяется как «способность осуществлять прибыльную деятельность в условиях конкурентного рынка».

Представитель западной мысли М. Портер показал, что конкурентоспособность компании во многом определяется конкурентоспособностью её экономического окружения, которое, в свою очередь, зависит от базовых условий (общего ресурса) и внутренней конкуренции. По его мнению, конкурентоспособность предприятия отражает его способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг 5. «Конкурентоспособных» – означает, что данные товары как минимум не уступают товарам конкурентов по цене и качеству.

Поскольку существенных противоречий в позициях исследователей нет, правомерно их обобщение. Результатом синтеза является утверждение о том, что конкурентоспособностью обладают те хозяйствующие субъекты, которые эффективно функционируют и обеспечивают потребителя конкурентоспособными товарами и услугами, а конкурентоспособность структуры предприятия — это превосходство структуры предприятия по отношению к конкурентам на определенных сегментах рынка в определенный период времени.

Факторы конкурентоспособности

Совокупность факторов, определяющих конкурентоспособность предпринимательской структуры в современных условиях и в современной теории, оказывается настолько многогранной, что предложить единую методику принятия конкретных управленческих решений очень сложно. В то же время для практических целей разработки алгоритма рыночного поведения компании можно сузить широкий круг факторов, исходя из ориентации на так называемые конкурентные преимущества предприятия. То есть такие, которые обеспечивают данному предприятию преимущество перед прямыми конкурентами. Именно такие решения востребованы бизнесменами, поскольку их интересуют не столько общие рассуждения, сколько рекомендации к конкретным действиям.

Можно различать конкурентоспособность продукта и конкурентоспособность предпринимательской структуры. В отличие от конкурентоспособности товара, обеспечение конкурентоспособности организации требует гораздо больше времени и ресурсов. Конкурентоспособность организации достигается за счет длительной и высокоэффективной работы на рынке. При этом конкурентные преимущества можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

К внутренним факторам относятся те, которые относятся к прямой и непосредственной компетенции самой компании. Это внутренняя организационная структура, человеческие ресурсы, управленческая культура, аналитическая работа и нацеленность на долгосрочный результат и многое другое. Внутренние факторы позволяют фирме не только производить продукцию высокого качества по рыночной цене с затратами, обеспечивающими приемлемый уровень целевой прибыли. Они должны обеспечивать относительно быструю адаптацию к внешним условиям, давать возможность рационально распоряжаться финансовыми и человеческими ресурсами. Другими словами, реагировать на рыночные изменения как рыночного, так и долгосрочного характера.

Внешние факторы не входят в компетенцию компании. К ним относятся динамика рынка, размер рынка и поведение конкурентов. Также политические и правовые аспекты. Способность адекватно реагировать на внешние вызовы (путем изменения внутренних механизмов) имеет решающее значение для успеха компании на рынке (т.е. конкурентоспособности). И эта способность обеспечивается внутренними факторами.

Таким образом, внешние и внутренние факторы конкурентоспособности находятся в тесной взаимозависимости. Анализ внешних и внутренних конкурентных преимуществ организации постоянно находится в центре внимания исследователей.

По мнению сторонников рыночной ориентации, стратегический успех компании зависит от двух переменных: привлекательности отрасли, в которой компании конкурируют, и конкурентной позиции компании в этой отрасли.

М. Портер предлагает структурированную позицию, приводя пять факторов, которые, по его мнению, оказывают наибольшее влияние на конкурентоспособность компании:

- борьба с существующими конкурентами;

- угрозы со стороны новых конкурентов;

- возможность торгов с поставщиками;

- возможность для потребителей делать свой выбор и делать ставки вместе с ними;

- угрозы от альтернативных продуктов и услуг (аналоговых продуктов).

Воплощая теоретические постулаты в практику, он сформулировал три основные бизнес-стратегии, следуя которым компании могут получить конкурентные преимущества. С некоторыми изменениями и дополнениями они выглядят так:

- стремиться стать низкозатратным производителем, производить продукцию с наименьшими издержками в данной отрасли или секторе бизнеса;

- стремиться к дифференциации товаров и услуг для более полного удовлетворения потребностей и запросов потребителей, что в свою очередь предполагает более высокий уровень цен и завоевание более широкого круга потребителей;

- ориентация на основные сегменты рынка, на удовлетворение потребностей и запросов строго определенного круга потребителей либо за счет низких цен, либо за счет качества.

И уже на этой основе М. Портер предлагает практические рецепты. По его мнению, получить конкурентные преимущества можно (и нужно) за счет решения одновременно трех задач в различных их сочетаниях в зависимости от складывающихся условий:

- улучшить качество и потребительские свойства продукта;

- снижать свои издержки и поддерживать максимально приемлемый для данного рынка уровень цен;

- ориентация своей продукции на целевые сегменты рынка, где конкуренция в силу неоднородности рынка относительно слабее, чем в других сегментах рынка.

В более широком смысле (что в целом не противоречит позиции г-на Портера или других исследователей) конкурентоспособность компании обеспечивается наличием двух видов конкурентных преимуществ: меняться, способность захватывать области развития и занимать с учетом действий конкурентов, т. е. в очень широком толковании можно было бы предложить термины «квалификация компании») и «ресурсные преимущества», более точные и понятные.

Компетентностные преимущества определяются эффективностью всех функциональных подразделов, инициативностью сотрудников, наличием «ноу-хау» в исследованиях и проектировании и т.д.

Уровень преимущества в ресурсах определяется: доступом к сырью, энергии, комплектующим; кадровый состав и квалификация работников; структура и объем собственных и привлеченных финансовых ресурсов; наличие системы научно-технической, производственной, торговой кооперации.

На практике конкурентные преимущества реализуются на нескольких временных горизонтах.

Тактический фактор конкурентного преимущества предприятия – это специфический компонент внешней или внутренней среды предприятия, благодаря которому оно опережает или будет опережать конкурирующие предприятия в ближайшем будущем (не более чем на один год).

Стратегический фактор конкурентного преимущества предприятия – это специфический компонент его внешней или внутренней среды, благодаря которому оно может превзойти конкурирующие предприятия после выполнения в будущем конкретных условий, определяющих преимущество анализируемого фактора предприятия в сравнение с конкурентами.

На уровне экономической ситуации, т.е. текущей деятельности предприятия, важную роль играют маркетинговые факторы - преимущества в своевременном внедрении маркетинга в принципы и функции управления, в качественном удовлетворении потребностей и требований потребителей, в создании система коммуникаций, адекватная задачам повышения конкурентоспособности предприятий. На практике это создание эффективной системы распределения и сбыта продукции, целенаправленное использование маркетинговых возможностей для формирования конкурентных преимуществ в решающих сферах деятельности предприятия, создание системы, эффективно стимулирующей воздействие на интересы потребителей, и посредники.

Иными словами, речь идет о комплексе мероприятий, обеспечивающих сбыт произведенной продукции, что, в свою очередь, гарантирует прибыль и финансовую устойчивость предприятия. А также готовность к новому циклу производства и встрече с конкурентами.

 

Библиографический список:

1. Чайниковая Л.Н., Чайников В.Н.. Конкурентоспособность предприятия: учеб. пособие. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.

2. Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006.

3. Мокроносов А.Г., Маврина И.Н. Конкуренция и конкурентоспособность. Учебное пособие. Екатеринбург, издательство Уральского университета, 2014.

4. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. – М.: 2002.

5. Самодуров Д.О. Стратегическое управление конкурентоспособности предприятия на основе комплексной оценки его потенциала: автореф. дис. канд. экон. наук / Д.О. Самодуров. – СПб., 2000.

6. Маркин М.С. Оценка конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый. — 2013. — №6.

 

. . . . . . .