Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Мониторинг показателей условий труда на рабочих местах химического производства

Дата публикации: 2021-11-02 17:26:19
Статью разместил(а):
Парфенов Иван Михайлович

Мониторинг показателей условий труда на рабочих местах химического производства

Monitoring of indicators of working conditions at chemical production workplaces

 

Автор: Парфенов Иван Михайлович

ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия

e-mail: parfenow_19892011@mail.ru 

Parfenov Ivan Mihailovich

Vyatka state University, Kirov, Russia

e-mail: parfenow_19892011@mail.ru

 

Аннотация: В данной статье автор рассматривает вопросы показателей условий труда на рабочих местах химического производства, воздействие опасных производственных факторов.

Abstract: In this article, the author examines the issues of indicators of working conditions at chemical production workplaces, the impact of hazardous production factors.

Ключевые слова: Мониторинг состояния условий, специальная оценка условий труда.

Keywords: Monitoring of the state of conditions, special assessment of working conditions.

Тематическая рубрика: Химия и материаловедение.

 

В нашей стране много предприятий и организаций, работа на которых связана с риском для здоровья человека и всем трудящимся, а также работодателям важно знать, что воздействие опасных производственных факторов в определенных условиях может снизить работоспособность, стать причиной острого заболевания, резкого ухудшения здоровья или даже в некоторых случаях привести к летальному исходу, что обуславливает актуальность рассматриваемой темы: «Мониторинг показателей условий труда на рабочих местах химического производства». 

Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда на рабочих местах своей организации. С целью наблюдения за исполнением требований трудового законодательства, а также контроля и оценки исполнения организуется процесс мониторинга безопасности труда. Мониторинг является государственной системой наблюдения за состоянием безопасности труда, проводится в целях получения оперативной и достоверной информации, оценки состояния условий и охраны труда, анализа информационных потоков, формируемых участниками мониторинга, своевременного предупреждения негативных тенденций, происходящих в области условий и охраны труда, а также прогнозирования развития процессов в области охраны труда.

Мониторинг является важнейшим элементом оценки опасностей технологических процессов и природных систем – безопасности жизнедеятельности человека в производственной сфере.

Целью мониторинга является комплексная оценка ситуации в области безопасности труда в Российской Федерации и разработка рекомендаций по ее улучшению, повышение эффективности системы социального страхования и выработка мер экономического стимулирования субъектов трудовых отношений к соблюдению требований безопасности труда, оценка государственных программ субъектов Российской Федерации по улучшению условий и охраны труда, предупреждение несчастных случаев на производстве.

Мониторинг состояния условий и охраны труда проводится на федеральном уровне в соответствии с приказом Министерства труда и социального развития (Минтруда) России от 29.12.2014 г. № 1197 «О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда» в целях снижения смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве, профилактики и своевременного выявления профессиональных заболеваний.

К объектам общероссийского мониторинга реализации направлений государственной политики в области охраны труда относятся:

- состояние условий и охраны труда на рабочих местах;

- уровни травматизма и профзаболеваемости на производстве, установление инвалидности лицам (вследствие трудового увечья/профзаболевания);

- гарантии и компенсации работникам, связанные с выполнением работ с вредными и/или опасными условиями труда;

- организация социального страхования от несчастных случаев и проф заболеваний;

- обеспечение государственного надзора за соблюдением нормативных требований охраны труда;

- проведение государственной экспертизы условий труда;

- разработка и актуализация нормативной правовой базы в области охраны труда;

- разработка и реализация программ и мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

- информационное обеспечение и распространение передового опыта по охране труда;

- организация и проведение специальной оценки условий труда, реализация ФЗ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;

- обучение, контроль знаний и подготовка специалистов в области  охраны труда;

- организация контроля (государственного, общественного и т.д.). 

Работодатель, исходя из специфики своей деятельности, определяет основные виды мониторинга реализации процедур в области ОТ.

Согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ № 438н к основным видам контроля функционирования систем управления охраной труда и мониторинга реализации процедур в области охраны труда (далее – ОТ) можно отнести:

контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, сырья, материалов; выполнения работ работником в рамках осуществляемых технологических процессов; выявления профессиональных рисков, а также реализации других мероприятий в области ОТ, осуществляемых регулярно, а также мониторинг показателей реализации процедур;

контроль процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда (далее – УТ) работников, подготовка по ОТ, проведение медосмотров, психиатрических освидетельствований и других исследований;

учет и анализ аварий, НС, профзаболеваний, актуализации требований ОТ, соглашений по ОТ, подлежащих выполнению, изменений или внедрения новых технологических процессов, оборудования, инструментов, сырья и материалов;

контроль эффективности функционирования специальной оценки условий труда СОУТ.

Разработка и внедрение систем управления охраной труда в организациях реализуются в соответствии с государственной нормативной правовой базой, включающей следующие документы:

- «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001г. № 197–ФЗ;

- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 г. № 438н г. «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда»;

- ГОСТ 12.0.230–2007 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Общие требования»;

- ГОСТ 12.0.230.1–2015 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230–2007»;

- ГОСТ 12.0.230.2–2015 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования»;

- ГОСТ Р 12.0.007–2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»;

- ГОСТ Р 12.0.008–2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда в организациях. Проверка (аудит)».

На уровне организации ГОСТ 12.0.230–2007 служит руководящим документом по планированию, разработке и применению элементов специальной оценки условий труда (далее – СУОТ), их объединению в общую политику и систему управления организации.

Химическое производство является объектом повышенной опасности, где потенциальной угрозой может стать не только оборудование или техническое оснащение, но и химические вещества, способные загрязнять воздух, воду, продукты питания и прочее.

По данным Роструда, количество смертельных травм по отраслям в России остается практически неизменным на протяжении последних лет. Статистика-2020 по числу погибших на производстве выглядит следующим образом (табл. 1)

Таблица 1. Статистические данные по травматизму в отраслях за 2020г. 

Отрасль в статистике травматизма

Численность погибших из расчета на 1000 человек персонала

Деятельность водного транспорта

11,2

Специализированное строительство

10,7

Производство особых видов машин и оборудования

9,8

Химическая промышленность, включая производство резины и пластмассы

8,9

Добыча металлических руд

7,1

 

В совокупности эти пять отраслей покрывают смертность и травматизм по профессиям в России на производстве более чем на 2/3 общего объема. Такая ситуация – прямое следствие условий, в которых трудятся работники. По данным на конец 2020 года доля сотрудников, которые заняты в условиях, угрожающих их жизни и здоровью, составляет 38,3%.

Рассмотрим в аналитике статистические сведения о пострадавших на производстве в отрасли химического сектора (табл. 2). 

Таблица 2. Сведения о пострадавших на производстве по территориям Российской Федерации по видам экономической деятельности (все предприятия) за 2020 год.

Вид экономической деятельности 

Код ОКВЭД 

Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих

Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих

из них со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих

Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих

всего

женщин

мужчин

всего

женщин

мужчин

Всего по обследуемым видам экономической деятельности

101.АГ

0,876

0,630

1,062

0,035

0,005

0,057

Производство химических веществ и химических продуктов

20

0,717

0,587

0,808

0,045

 

0,076

Производство основных химических веществ, удобрений и азотных соединений, пластмасс и синтетического каучука в первичных формах

20.1

0,553

0,350

0,662

0,031

 

0,047

Производство пестицидов и прочих агрохимических продуктов

20.2

           

Производство красок, лаков и аналогичных материалов для нанесения покрытий, полиграфических красок и мастик

20.3

1,015

0,926

1,077

0,127

 

0,215

Производство мыла и моющих, чистящих и полирующих средств; парфюмерных и косметических средств

20.4

0,866

0,667

1,101

0,072

 

0,157

Производство прочих химических продуктов

20.5

0,968

1,054

0,908

     

Производство химических волокон

20.6

0,686

 

1,122

     

 

По результатам таблицы следует сделать вывод, что химическое производство предполагает работу с вредными химическими веществами, что обуславливает проведение безусловного мониторинга на предприятиях данной отрасли.

Химические опасные и вредные производственные факторы вызывают особую опасность на организм работающего человека, потому что при попадании в организм рабочего, любыми путями, например, через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы, особенно если есть какие-то порезы, либо через слизистые оболочки, приводят к разрушению целостности тканей организма и вызывают патологию его естественного функционирования.

Причем химические ОПВФ необязательно должны быть в жидком и газообразном состоянии, это может быть и пастообразное, порошкообразное вещество и даже твердое.

Чаще всего страдают от воздействия химических опасных и вредных производственных факторов работники предприятий химической промышленности, строители, сварщики и др. 

По характеру воздействия на организм человека химические опасные и вредные факторы разны и подразделяется на следующие виды воздействия:

· токсические;

· раздражающие;

· сенсибилизирующие;

· канцерогенные;

· мутагенные.

Примеров, как снизить воздействие опасных и вредных производственных факторов различное множество, главное, правильно их подбирать, обеспечивая максимальный уровень защиты работающих, ведь от этого зависит и наличие профессиональных заболеваний и травматизма.

Применение средств профилактики, по результатам СОУТ (молоко, лечебно-профилактическое питание, витаминные препараты и др.), способствуют нейтрализации вредного влияния вредных и опасных факторов и повышают сопротивляемость организма работников их воздействию.

И, конечно, огромную роль, если даже не самую основную, играют средства защиты, одежды и обуви, позволяющие снизить опасные и вредные производственные факторы или предотвратить поражение человека, а также знаки безопасности, плакаты, предупреждающая окраска, защитное ограждение оборудования и многое другое. 

Но в любом случае нужно понимать и доносить до работников информацию о том, что от воздействия некоторых вредных производственных факторов нет достаточно надежных средств защиты и невозможно обеспечить способность противостоять человеческому организму их воздействию, и не все профзаболевания, вызванные условиями труда, могут поддаваться полному излечению. 

Именно поэтому всем работающим во вредных и опасных условиях труда должны предоставляться предусмотренные законодательством компенсации, по итогам проведенной специальной оценки условий труда.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также – вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) УТ и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы (подклассы) УТ на рабочих местах.

Работодатель обязан обеспечить проведение СОУТ, в том числе вне плановой СОУТ.

Основой для внедрения и эффективного функционирования СУОТ является разработанное работодателем – предприятием химического производства - Положение о СУОТ.

Для организации и проведения мониторинга и анализа эффективности и результативности СУОТ и ее элементов по обеспечению БТ, охраны здоровья работников и предотвращению возникновения НС и инцидентов введен в действие ГОСТ Р 12.0.008–2009 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Проверка (аудит)». Кроме того, ГОСТ 12.0.230–2007 регламентирует порядок проведения мониторинга исполнения и оценки результативности функционирования СУОТ.

Мониторинг исполнения, оценка результативности системы управления должны применяться как средства для определения результативности политики по ОТ. Оценка результативности и мониторинг исполнения также должны включать результаты текущего контроля, реагирующего мониторинга и фиксироваться документально. В процессе текущего мониторинга (контроля) должны учитываться основные элементы, необходимые для функционирования системы превентивных и профилактических мер (рис. 2).

Реагирующий мониторинг (рис.3) осуществляется в целях проверки того, что допущенные недостатки в мероприятиях по предотвращению и защите от воздействия опасностей и рисков, а также в функционировании  СУОТ, о чем свидетельствуют травмы, ухудшения здоровья, болезни и инциденты, идентифицированы и устранены [2].

С целью выявления результативности СУОТ и определения эффективности ее элементов по обеспечению безопасности и охраны здоровья работ ников и предотвращению инцидентов проводят периодические проверки. Проверка включает оценку эффективности элементов СУОТ в организации и/или ее подсистем.

Организация работы по ОТ в организации возлагается на работодателя. Он обязан обеспечить работникам безопасные УТ, отвечающие государственным требованиям (ст. 212 ТК РФ). Основные направления организации работы по ОТ на предприятии установлены в Трудовом кодексе РФ (гл. 33–36) и Рекомендациях по организации работы службы ОТ в организации, утвержденных Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.

С целью реализации государственной политики в области ОТ служба решает соответствующие задачи (рис. 4).

Одним из эффективных инструментов постоянного мониторинга состояния УТ на предприятии является организация трехступенчатого контроля

Регулярное проведение реальных инструктажей по охране труда, постоянный контроль за соблюдением правил безопасности при выполнении работ, режимов труда и отдыха, последнее играет немалую роль в снижении времени и степени воздействия вредных факторов.

Проверки делятся на комплексные (рассматриваются все аспекты функционирования системы ОТ на предприятии) и целевые (председатель комиссии ставит перед ней конкретные задачи, на которые необходимо обратить особое внимание).

В целом на каждой ступени трехступенчатого контроля решаются самостоятельные задачи, каждая вышестоящая ступень осуществляет контроль за ступенью нижестоящей.

Результаты проведенных проверок фиксируются лицом, проводившим проверку, в журнале установленной формы.

По итогам проверок издаются акты работодателя о дисциплинарном взыскании в отношении лиц, нарушающих нормы и требования ОТ, разрабатываются мероприятия по улучшению УТ работников с назначением сроков проведения мероприятий и лиц, ответственных за их исполнение.

Вся система управления охраной труда, и оценка профессиональных рисков на предприятиях химического производства в том числе, направлены на выявление опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах и основная цель – это выявление, устранение или снижение.

И часто это должен быть целый комплекс мер защиты организма человека, а для того, чтобы правильно организовать необходимо планировать мероприятия по обеспечению безопасности при воздействии опасных и вредных производственных факторов, конечно же, внедрять и контролировать их применение.

 

. . . . . . .