Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Статистический анализ ДТИ с участием подвижного состава транспортного предприятия

Дата публикации: 2021-07-08 08:00:20
Статью разместил(а):
Майзина Елизавета Андреевна

Статистический анализ дорожно-транспортных инцидентов с участием подвижного состава транспортного предприятия

Statistical analysis of road traffic accidents involving the vehicle park of the transport company

 

Авторы:

Майзина Елизавета Андреевна

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», Оренбург, Россия

e-mail: mayzina.elizaveta@yandex.ru.

Mayzina Elizaveta Andreevna

Orenburg State University, Orenburg, Russia

e-mail: mayzina.elizaveta@yandex.ru

Беспалова Юлия Олеговна

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», Оренбург, Россия

e-mail: juliaphilipenko@mail.ru.

Bespalova Yulia Olegovna

Orenburg State University, Orenburg, Russia

e-mail: juliaphilipenko@mail.ru

 

Аннотация. Сбор и анализ статистической и аналитической информации о характере ДТИ является неотъемлемой частью системы менеджмента безопасности дорожного движения. Так в ГОСТ Р ИСО 39001 предусмотрены процедуры расследования ДТИ и ДТП, направленные на:

- определение лежащих в основе факторов, которые могут послужить причиной или способствовать возникновению данных происшествий;

- идентификации необходимости в корректирующих действиях в области БДД;

- определении возможности предупреждающих действий в области БДД.

Abstract. The capture and analysis of statistical and analytical data about the features of road traffic accidents is an integral part of the road safety management system. National standard ISO 39001 contains the requirements for an road traffic accident investigation procedure, which aimed for:

- identification of the underlying factors that can cause or contribute to the occurrence of these incidents;

- identifying the need for road safety corrective action;

- determining the possibility of preventive actions in the field of road safety.

Ключевые слова: дорожно-транспортный инцидент, дорожно-транспортное происшествие, стратификация, расследование ДТИ, стратифицирующие факторы.

Keywords: road traffic incident, road traffic accident, stratification, investigation of RTA, stratifying factors.

Тематическая рубрика: Транспорт и коммуникации.

 

Статистический анализ дорожно-транспортных инцидентов (ДТИ) с участием подвижного состава транспортного предприятия позволяет оценить состояние безопасности дорожного движения (БДД) на предприятии, а также выявить причины и условия возникновения ДТИ. На основе статистического анализа можно разработать необходимые профилактические мероприятия. В данной статье проведен анализ зафиксированных случае дорожно-транспортных инцидентов с участием подвижного состава одного из крупных автотранспортных предприятий Оренбурга с применением инструментов управления качеством: стратификация, диаграмма Парето, контрольные карты.

Одним из семи принципов менеджмента качества является принятие решений, основанных на фактических данных [1]. Данный принцип должен быть реализован, в том числе, при построении систем менеджмента безопасности дорожного движения по ГОСТ Р 39001-2014. Сбор и анализ статистической информации о дорожно-транспортных инцидентах является основой для разработки корректирующих и предупреждающих мероприятий, направленных на повышение показателей безопасности дорожного движения[2].

Основными источниками информации о дорожно-транспортных инцидентах (в том числе ДТП) являются: акты служебного расследования; журналы учета ДТП; электронные постановления, полученные со средств автоматической фиксации административных нарушений; протоколы и постановления, вынесенные в отношении водительского состава предприятия [3,4].

В рамках исследования были обработаны данные указанных выше источников за период с 2018 по 2020 годы Управления технологического транспорта и специальной техники ООО «Газпром добыча Оренбург».

Преимущественным зафиксированным нарушением является превышение скоростного режима движения ТС. При этом для каждого года исследования характерна следующая особенность: порядка 95% нарушений попадают под статью 12.9 часть 2 [4]. Результат приведен на рисунке 1.

789 01

Также был проведен анализ распределения ДТИ по структурным подразделениям (автоколоннам) предприятия, рисунок 2, наибольшее количество нарушений происходит на автоколоннах, в которых работают наиболее злостные нарушители ПДД [5].

789 02

Также в рамках исследования был изучен вопрос распределение ДТИ по типам ТС, результаты которого приведены на рисунке 3. Как видно из диаграммы наибольшее количество нарушений совершается на легковых автомобилях. При этом с учетом списочного состава парка автомобилей данный тип ТС включает наименьшее количество единиц (13%), что в свою очередь является ярким примером реализации принципа Парето.

789 03

Для детального исследования возможных причин ДТИ был проведен анализ фактов их совершения по времени и месту совершения ДТИ. На рисунке 4 приведена диаграмма распределения фактов ДТИ по месяцам в течении трех лет. Анализ данной диаграммы позволил выявить ключевые тенденции по данному стратифицирующему фактору. Характерные пиковые значения нарушений приходится на июнь и февраль для каждого исследуемого года [5].

789 04

На рисунке 5 отображено распределение ДТИ по времени суток как видно из диаграммы большая часть нарушений ПДД происходит с 7:00-18:00 (основные производственные часы) при этом пиковые значения ДТИ для разных годов различны. Так для 2020 года характерны пики с 7-8 и с 11-12, 13-14 и с 16-17. В то время как в 2018-2019 году пиковые значения приходились с 6-12.

789 05

Статистический анализ фактов ДТИ позволил выявить ряд существенных тенденций в распределении их количества по различным стратифицирующим факторам, что в свою очередь может быть положено в основу определения направлений деятельности специалистов предприятия по повышению показателей безопасности дорожного движения [6,7].

 

Список литературы:

1. Матякубова П.М. Основные принципы современного менеджмента качества / П.М. Матякубова, Г.Р. Косимова // Научный журнал. 2018. № 9  (32). С. 5-8.

2. Воробьев А.Л. Особенности внедрения систем менеджмента безопасности дорожного движения в деятельность автотранспортных предприятий / А.Л. Воробьёв, В.В. Беспалов, В.В. Матвеева // Прогрессивные технологии в транспортных системах: сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. – 20-22 ноября 2020 г. – ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет». Оренбург.  С.112-114.

3. Мережко М.Ю. Аварийность на дорогах и учет ДТП / М.Ю. Мережко, Ю.Я. Комаров, В.А. Колодий, А.Г. Шарантаев // Молодой ученый. 2021. № 10 (352). С. 29-31.

4. Давыдов М.В. Проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в России // Наука и практика. 2014. № 2 (59). С. 54-56.

5. Воробьев А.Л. Статистические методы анализа качества услуг аварийных комиссаров / А.Л. Воробьев, В.А. Лукоянов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2016. № 12. С. 44-48.

6. Лукоянов В.А. Характеристика процессной модели системы менеджмента безопасности дорожного движения транспортного предприятия / В.А. Лукоянов, В.В. Матвеева, В.В. Беспалов, И.А. Воробьёв // Прогрессивные технологии в транспортных системах: сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. – 20-22 ноября 2020 г. – ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет». Оренбург.  С. 364-367.

7. Коробова, Е.И. Анализ путей снижения временных затрат на оформление дорожно-транспортных происшествий с использованием динамической модели IDEF3 //  Шаг в науку. – 2016. – № 1. – С. 161-165.

 

. . . . . . .