Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Аварии при транспортировке нефтепродуктов

Дата публикации: 2021-07-05 13:43:07
Статью разместил(а):
Булгаков Денис Сергеевич

Аварии при транспортировке нефтепродуктов

Accidents during the transportation of petroleum products

 

Автор: Булгаков Денис Сергеевич

ФГБОУ ВО "Вятский государственный университет", г. Киров, Россия.

e-mail: bulgakov_denis@bk.ru

Bulgakov Denis

Vyatka State University, Kirov, Russia.

e-mail: bulgakov_denis@bk.ru

Аннотация: В статье рассмотрены способы транспортировки нефтепродуктов и приведены данные по аварийности при транспортировке углеводородного сырья.

Abstract: Methods of transportation of petroleum products are considered and data on accidents during transportation of hydrocarbon raw materials are given.

Ключевые слова: магистральный трубопроводный транспорт, показатель опасности аварий, риск-ориентированный подход.

Keywords: main pipeline transport, accident hazard indicator, risk-oriented approach.

Тематическая рубрика: Транспорт и коммуникации.

Нефтяная промышленность в России является важнейшей частью топливно-энергетического комплекса (далее – ТЭК) и приносит самый большой доход в бюджет страны. В данный сектор входят компании, которые занимаются разведкой, добычей, переработкой, транспортировкой и продажей нефти и нефтепродуктов. Нефтяная промышленость входит в ТЭК России. Добычи нефти в России занимают одно из лидирующих позиций.

В 2020 году российские нефтяники добыли 512,68 млн. тонн сырой нефти и конденсата, что на 8,6% ниже 2019 года. Результат добычи 2020 года достиг значений 2010 года.

Среднесуточная добыча оказалась на уровне 10,27 млн. баррелей. До 2020 года нефтедобыча в стране росла 11 лет подряд, и при этом в 2019 году Россия установила рекорд по объемам добычи нефти за весь постсоветский период - 568 млн.т. нефти и конденсата. Крупнейшим российским производителем нефти по объёмам добычи нефти и газового конденсата является «Роснефть», контролируемая государством.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» объекты нефтегазодобычи относятся к особо опасным производственным объектам, обеспечение безопасности которых определяется не только надежностью конструкций и сооружений, но во многом зависит от анализа причин аварий в целом и аварий, сопровождающихся несчастными случаями со смертельным исходом. Аварии на нефтегазовых месторождениях наносят большой экономический ущерб и могут привести к техногенным экологическим катастрофам.

Наряду с развитием транспортной системы, увеличением добычи нефти (в т.ч. это обусловлено изобретением и совершенствованием методик по добыче высоковязких нефтей), расширением сети потребителей, возрастают и требования, предъявляемые к процессу транспортировки. 

Нефть, нефтепродукты и природный газ – основные грузы магистрального трубопроводного транспорта России, в начале 2010-х годов их грузооборот и перекачка магистральными трубопроводами примерно равны. Еще в 1970 г. доля перекачки нефтяных грузов трубопроводным транспортом составляла 51 %, в 1985–1990 гг. ее удалось существенно повысить – до 62-63 %, а к концу 2000-х годов она незначительно выросла — до 66-67 %, в начале 2010-х годов – до 66 %.

Трубопроводный транспорт занимает в Российской Федерации лидирующее положение по грузообороту, на него с середины 1990-х годов и вплоть до 2010 г. приходилась почти половина грузооборота. Это прогрессивный, экономически выгодный вид транспорта, ему присущи: универсальность, отсутствие возврата тары, потерь грузов в процессе транспортирования при полной механизации и автоматизации трудоемких погрузочно-разгрузочных работ и др. В результате этого снижается себестоимость транспортирования.

Главная сложность при организации транспортировки нефтепродуктов заключается в том, что они считаются грузами повышенной опасности.

Доставлять углеводороды можно несколькими способами: железнодорожным транспортом; нефтеналивными судами; автомобильными цистернами; с помощью системы трубопроводов. Транспорт и хранение нефти осуществляется, как правило, с помощью системы трубопроводов и нефтебаз.

Рассмотрим все виды транспортировки нефтепродуктов и проведем анализ аварий при транспортировке.

Железнодорожный транспорт углеводородов. Одним из главных достоинств этого вида перевозок является то, что он подходит практически для любых видов нефти и нефтепродуктов. Доля ж/д перевозок в общем объеме транспортировок – около 40 %. По железной дороге жидкие углеводороды, как правило, перевозят в вагонах-цистернах (98 % всех ж/д перевозок), и только 2 % таких грузов везут в мелкой таре (контейнерах, бидонах и бочках). Для перевозки же твердых нефтепродуктов, а также некоторых видов масел и смазок, используются крытые вагоны.

Основным преимуществом железнодорожного вида доставки является его всесезонность. Есть у этого вида транспорта и свои недостатки:

- денежные затраты, идущие на строительство новых путей, и поддержание в должном состоянии существующих железных дорог;

- высокая стоимость перевозок (по сравнению с водным или трубопроводным способом доставки ж/д перевозки дороже в 2-4 раза).

Водный транспорт для перевозки углеводородных энергоносителей. Этот способ транспортировки является самым экономичным из всех (кроме трубопроводного). Водный транспорт делится на морской и речной. С его помощью можно осуществлять как внутреннюю, так экспортную поставку. Его доля среди всех нефтеперевозок – около 3 %. Главный недостаток речного транспорта – ограниченный период навигации.

Автомобильная транспортировка. Применяется в основном для транспортировки нефтепродуктов с распределительных нефтебаз конечным потребителям. Основные емкости для такой перевозки – автомобильные цистерны. На втором месте по распространенности находятся контейнерные автоперевозки, далее идут автоперевозки тарированной нефтепродукции (в канистрах, бочках, бидонах и пр.). 

Трубопроводная транспортировка. Данный вид транспортировки нефтепродуктов является наиболее дешевым способом. Любой трубопровод, диаметр трубы которого более 219 миллиметров, а протяженность – больше 50-ти километров, называется магистральным. Существуют также местные и внутренние трубопроводы. Первые соединяют между собой объекты предприятий различной сферы деятельности (например, промыслы и приемные станции магистрали), вторые – находятся на территории предприятий нефтяного комплекса.

Основная масса нефтепродукции транспортируется по магистральным трубопроводам. Их диаметр достигает 1620 миллиметров, а давление может доходить до 100 атмосфер. Газовый трубопровод называется газопровод, нефтяной – нефтепровод, для транспорта нефтепродуктов – нефтепродуктопровод.

Данные об авариях, произошедших при транспортировке нефтепродуктов представлены в таблице 1.

Таблица 1. Информация об авариях.

Вид транспортировки

Количество объектов, на которых произошли аварии, ед.

Численность  пострадавших, чел.

2019

2020

2019

2020

Транспортировка железнодорожным транспортом

71

54

87

71

Морская транспортировка

24

26

39

47

Внутренняя водная транспортировка

34

30

75

51

Трубопроводные магистрали

27

21

 

23

Автомобильная транспортировка

263

265

430

453

При транспортировке в основном происходят аварии с выбросами опасных веществ – 43%, взрывы, разрушения технических устройств и сооружений – 38%, пожары –19%.

Наибольший уровень аварийности за период с 2015 по 2020 годы показывают вертикально интегрированные нефтяные компании «Роснефть» – 16 аварий (2 в 2020 году), 5 из которых произошли у дочернего предприятия «РН-Юганскнефтегаз» и «Лукойл» — 12 аварий (3 в 2020 году), 7 из которых произошли у «Лукойл-Коми».

При любой аварии возникает риск получения травм, увечий и смертей среди работников, а также аварии принося колоссальный экономический ущерб. В 2020 году ущерб составил 5,356 миллиарда рублей, в 2019 году – 1,286 миллиарда рублей.

В Российской Федерации следят за угрозой крупных промышленных аварий при транспортировке нефтепродуктов.

Возникновение аварийных ситуаций при транспортировке нефти продиктовано несовершенством транспортной системы на сегодняшний день. Поэтому для снижения аварийности необходимо внедрять различные методы прогнозирования и управления аварийностью.

 

Литература:

Коптева А.В., Семенова А.В., Cтаршая В.В. Анализ риска аварий на объектах транспортировки нефти // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. Ч.1. 

 

. . . . . . .