Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Профессиональная заболеваемость среди работников подвижного состава железнодорожного транспорта в РФ

Дата публикации: 2021-06-26 15:21:22
Статью разместил(а):
Пичкалева Светлана Юрьевна

Профессиональная заболеваемость среди работников подвижного состава железнодорожного транспорта в РФ

Occupational morbidity among railway rolling stock workers in the Russian Federation

 

Автор: Пичкалева Светлана Юрьевна

ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия.

E-mail: sveta29x@mail.ru

Pichkaleva Svetlana Yuryevna,

Vyatka state University, Kirov, Russia.

E-mail: sveta29x@mail.ru

 

Аннотация: В данной статье автор рассматривает вопросы и проводит анализ профессиональных заболеваний работников подвижного состава железнодорожного транспорта в Российской Федерации, с целью улучшения безопасных условий труда.

Abstract: In this article, the author examines the issues and analyzes the occupational diseases of railway rolling stock workers in the Russian Federation, in order to improve safe working conditions.

Ключевые слова: производственные факторы, профессиональная заболеваемость, железнодорожный транспорт.

Keywords: production factors, occupational morbidity, rail transport.

Тематическая рубрика: Транспорт и коммуникации.

 

Многолетние исследования специалистов по гигиене труда свидетельствуют, что труд работников основных железнодорожных профессий, обеспечивающих безопасность движения поездов, протекает в неблагоприятных производственных условиях, сопровождающихся комплексом воздействия на организм вредных и опасных производственных факторов различной интенсивности и природы.

Основными вредными производственными факторами на предприятиях железнодорожного транспорта, наиболее значимыми для профессионального риска, являются физические факторы (шум, вибрация, инфразвук, ультразвук, электромагнитные излучения, микроклимат), химические факторы (пыль, сварочный аэрозоль, углеводороды, окислы углерода, окислы азота и серы и др) тяжесть и напряженность труда. Среди более чем 2300 профессий работников железнодорожного транспорта, около 30% относятся к категории неблагоприятных.

Постоянное воздействие комплекса вредных и опасных факторов приводит к высокому психоэмоциональному напряжению, перенапряжению зрительных и слуховых анализаторов, что служит одной из причин производственного травматизма, возникновения и развития у работников различных заболеваний, в том числе и профессиональных. Чаще всего это касается работников локомотивных бригад.

Согласно данным Роспотребнадзора, основными причинами превышения уровней шума и вибрации на рабочих местах предприятий и организаций железнодорожного транспорта являются несовершенство технологических процессов, конструктивные недостатки технологического оборудования и инструментов, их физический износ и невыполнение планово-предупредительных ремонтов, а также недостаточная ответственность работодателей и руководителей производств за состоянием условий и охраны труда.

Абсолютные цифры первично регистрируемых случаев профессиональных заболеваний и отравлений среди работников железнодорожного транспорта за последнее десятилетие относительно невелики и колебались от 115 до 173 случаев в год.

По территориальному признаку наибольшее число впервые выявленных профессиональных заболеваний традиционно регистрируется на Западно-Сибирской, Восточно-Сибирской и Южно-Уральской железных дорогах.

Чаще всего хронические профессиональные заболевания выявляются на предприятиях локомотивного хозяйства, у машинистов и помощников машинистов тепловозов и электровозов - около 40%, а также у работников предприятий путевого хозяйства (машинистов железнодорожно-строительных машин, монтёров пути, слесарей по ремонту подвижного состава) - около 20% общего количества.

Основными профессиями, которые дают большую часть профессиональной нетрудоспособности, являются машинисты и помощники машинистов локомотивов, составители поездов, стрелочники, монтеры пути. Также профессиональная нетрудоспособность нередко встречается и среди работников неспецифических, но достаточно распространенных на железнодорожном транспорте профессий - кузнецов, прессовщиков, формовщиков, слесарей, электрогазосварщиков и пр. Стоит отметить, что профессиональная нетрудоспособность и другие профессиональные заболевания у железнодорожников развиваются, как правило, медленно и длительное время не прогрессируют, особенно при проведении своевременных профилактических и реабилитационных мероприятий.

Большое внимание хотелось уделить такой профессии, как проводник пассажирского вагона. Данная профессия относится к категории «разъездных», причем большее число проводников заняты в длительных поездках, перемещаясь в течение трех и более (до семи) суток. Проведенные исследования условий труда и заболеваемости проводников пассажирских вагонов (А.А. Прохоров, В.А. Кудрин)  показывают, что заболевания  связаны не только с возрастными особенностями, но и с характерными факторами производственно-профессиональной деятельности работников железнодорожного транспорта. Согласно статистическим данным структура заболеваемости выглядит следующим образом, на первом месте у проводников пассажирских вагонов преобладают болезни органов дыхания, 56% всех заболеваний, на втором месте болезни органов кровообращения 6,9%, на костно-мышечную систему и соединительную ткань приходится 6,6%, болезни органов пищеварения занимают 4,9%, травмы и аллергические заболевания 4,4%, прочие заболевания 21%.

Условия труда проводников пассажирских вагонов изучаются по результатам санитарно-гигиенических исследований внутривагонной среды, специальной оценки условий труда и анкетирования. Для проводников степень вредности производственных факторов находится в определенной зависимости от типа вагона, его технического и гигиенического состояния, а также от маршрута, по которому следует состав поезда. Исследованиями установлено, что воздействие производственных факторов физической, химической, биологической и психофизической природы вызывает у данной профессиональной группы респираторные заболевания, повышенную аллергическую реактивность, изменение слуховой чувствительности и рост уровня общей заболеваемости. Неупорядоченный режим разъездной работы и неудовлетворительные бытовые условия в вагоне являются причиной возникновения профессиональных заболеваний.

Необходимо отметить, что болезни дыхательной системы у проводников вагонов составляют более половины всех случаев временной нетрудоспособности и встречаются преимущественно в виде ОРЗ, ринитов, бронхитов и пневмоний, что указывает на необходимость регулирования и нормализации воздушной среды пассажирского вагона, который является объектом длительного пребывания и рабочим местом проводника. Кроме того, болезни органов дыхания достоверно чаще на 12,5 % являются причиной утраты профессиональной пригодности к труду. 

Разработанные методические рекомендации по обеспечению безопасных условий труда на рабочем месте проводников пассажирских вагонов, включающие эффективные мероприятия по профилактике неблагоприятного воздействия вредных производственных факторов, позволят значительно улучшить условия труда, сохранить здоровье и обеспечить безопасность пассажирских перевозок. Комплекс мероприятий по оборудованию новых вагонов и вагонов после капитального и капитально-восстановительного видов ремонта системами кондиционирования, обеззараживания, отопления, экологически чистыми туалетными комплексами, современными отделочными и экипировочными материалами; по созданию в вагонах улучшенных санитарно-бытовых условий, обеспечению комфортной спецодеждой, регламентации режимов труда и отдыха позволит обеспечить безопасные условия труда проводников.

Можно сделать вывод о том что распространенность заболеваний, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью на транспорте, достаточно высока, но профессиональная нетрудоспособность и другие профессиональные заболевания у железнодорожников развиваются, как правило, медленно. Так же нужно подчеркнуть о том, что профессиональная патология имеет четкую производственную зависимость.

 

Список литературы:

1. Вильк М.Ф. О совершенствовании регистрации профессиональной заболеваемости железнодорожников [Текст] / М. Ф. Вильк // Гигиена и санитария. М.: Медицина, 2001. -№ 6. - С. 37, 38.

2. Капцов В.А. Профессиональная и производственно зависимая заболеваемость железнодорожников [Текст] / В.А. Капцов, В.Б. Панкова, С.В. Суворов // Гигиена и санитария. М.: Медицина, 1996. - № 6. - С. 16 - 22.

3. Современные проблемы профессиональной заболеваемости на железнодорожном транспорте [Текст] / В.Б. Панкова, Ю.М. Артеменков и др. // Гигиена и санитария. М.: Медицина, 2006. - № 3. - С. 28 - 32.

4. Юдаева О.С. Улучшение условий труда проводников при использовании современных полимерсодержащих материалов внутренней отделки пассажирских вагонов: Автореф. дис... канд. техн. наук [Текст] / О.С. Юдаева / Московский гос. ун-т путей сообщения. - М., 2011. - 24 с.

 

. . . . . . .