Таможенный представитель: условия включения организаций в реестр таможенных представителей

Дата публикации: 2019-03-27 12:05:05
Статью разместил(а):
Абдулина Диана Рушановна

Таможенный представитель: условия включения организаций в реестр таможенных представителей

Customs representative: conditions of inclusion organizations in the registry of customs representatives

Автор: Абдулина Диана Рушановна

ФГБОУ РАНХиГС, ИПНБ , г. Москва, Россия.

e-mail:diana0323@yandex.ru

Abdulina Diana Rushanovna

RANEPA, faculty of customs, Moscow, Russia

e-mail:diana0323@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена анализу осуществляемой таможенным представителем деятельности, условиям включения организации в реестр таможенных представителей. Представлены возможные пути совершенствования деятельности таможенного представителя.

Abstract: This article analyzes the work of the customs representative conditions inclusion of the organization in the register of customs representatives. Presents possible ways of improving the activity of customs agent.

Ключевые слова: ФТС России, таможенный представитель, таможня, реестр таможенных представителей.

Keywords: Russian Federal Customs Service, customs representative, the customs, the Register of Customs Representatives Register.

Тематическая рубрика: Транспорт и коммуникации.

 

Приоритетной составляющей  внешнеэкономической деятельности по праву можно считать процедуру таможенного декларирования. Главнейшим звеном развития таможенного дела, в сфере взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД), является разработка качественной, регламентированной государством базы обеспечения таможенного декларирования.

Определяющей основой новых преобразований обязан стать таможенный представитель, как посредник между таможенной системой и участниками ВЭД.

Таможенный представитель – это юридическое лицо государства – члена таможенного союза, отвечающее условиям, определенным статьей 402.

Таможенного кодекса ЕАЭС. Таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.

Согласно законондательству таможенный представитель имеет право ограничить регион своей деятельности одним или несколькими таможенными органами т.е оформлять грузы только в определенных таможенных органах. Он вправе ограничить сферу деятельности «растаможкой» отдельных видов товаров в соответствии с ТН ВЭД.

Также организация может ограничить свою деятельность оформлением товаров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта, к примеру, только автомобильным, морским или воздушным транспортом, а также осуществлением отдельных таможенных операций (на пример: только периодическим декларированием или же только неполным).

Хотелось бы отметить, что отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся путем заключения договора на оказание услуг между ними.

Таможенный представитель не имеет права отказать в заключении договора, если он обладает возможностью оказать услугу. Исключая, случаи когда исполнение такого договора будет выходить за рамки сферы деятельности, ограниченной таможенным представителем в части региона деятельности, оформления отдельных видов товаров, перемещения отдельными видами транспорта, совершением отдельных таможенных операций, или же когда у таможенного представителя имеются достаточные основания полагать, что действия или бездействие декларанта или иного заинтересованного лица являются противоправными и влекущими административную либо уголовную ответственность в области таможенного дела. 

Таможенный представитель не вправе отдавать предпочтение одному лицу перед другим  в отношении заключения договора, за исключением предоставления льгот в отношении цены и иных условий договора для отдельных категорий лиц.

Таким образом, таможенный представитель осуществляет услуги публичного характера, означающие юридически и социально значимые действия в интересах общества, государства и частных индивидуальных и коллективных субъектов. Оказание этих услуг непосредственно связано с реализацией контрольных и регулятивных функций государства и деятельностью государственных органов,обладающих определенной компетенцией. По отношению к таможенным представителям такими органами являются таможенные органы.

Для осуществления своей деятельности, организации, желающие завить себя как таможенный представитель необходимо получить свидетельство о включении в реестр таможенных представителей. Основной смысл получения данного свидетельства заключается в том, что все действия, связанные с оказанием услуг заинтересованным лицам, без наличия свидетельства таможенного представителя являются незаконными.

Также, включение в реестр таможенных представителей и получение свидетельства о включении в реестр позволяет представлять интересы владельца товара, грузополучателя, грузоотправителя, осуществлять таможенные операции в регионе деятельности одного или нескольких таможенных органов полностью на законных основаниях.

Стоит отметить, что получение свидетельства таможенного представителя необходимо крупным логистическим или транспортным компаниям, которые обладают достаточно большой клиентской базой и большим  грузопотоком, а также являются добросовестными участниками ВЭД, чья маржа прямо пропорционально зависит от внешнеэкономических и товарных оборотов компании.

Что касается сроков, то свидетельство о включении в Реестр таможенных представителей не имеет срока действия.

Выбирая основные направления совершенствования деятельности таможенного представителя,хотелось бы сделать уклон на оптимизацию качества и количества услуг, внедерение новых приемов организации труда, оптимальному использованию информации . Безусловно, точного следования таможенного законодательства.

Совершенствование деятельности таможенного представителя предполагает повышение профессионализма, компетентности и качества, полного правового и документального сопровождения, самостоятельности и при этом оптимальной цены.

Для совершенствования этой деятельности существуют саморегулируемые организации таможенных представителей. Их основная идея— внедрение института саморегулирования в деятельность таможенных представителей с целью повышения качества оказания ими профессиональных услуг.

Цель облегчение «вхождения» профессиональных участников на рынок услуг таможенных представителей; обеспечение высоких стандартов соответствующей профессиональной деятельности и контроля за их соблюдением; создание прозрачной системы контроля за деятельностью таможенных представителей и саморегулируемых организаций таможенных представителей; снижение расходов бюджета Российской Федерации.

Их сущность заключается в том, что административный ресурс главенствует над таможенными представителями, в то время как отрасль все больше влияет на развитие экономики за счет суммарного оборота компаний внешнеэкономической деятельности. Но к сожалению к таким организациям очень скептично относится государственный регулятор.

Подводя итог, стоит отметить, что освободив таможенного представителя от административной зависимости от таможенных чиновников,в большой степени искореннится экономическая основа коррупционных проявлений в данной области.

Так же, освобождение ФТС России от государственной функции ведения реестра таможенных представителей приведет не только к сокращению численности аппарата таможни , но и к экономии бюджетных средств, но, самое главное, таможенная служба избавиться от не свойственной ей, как государственному контролирующему органу задачи, что приведет к процессу делегирования этих задач другим органам государственной власти, которые более компетентны в задачах такого рода.

Из вышеперечисленного следует, что соблюдение в своей деятельности единых правил и стандартов, безусловно, улучшит качество предоставляемых таможенным представителем услуг. При этом соблюдение профессиональных правил и стандартов будет обязательным условием осуществления деятельности таможенных представителей.

Повышение качества своих услуг и повышение своей защищенности перед таможенными органами позволит более эффективно оказывать свои услуги, а также  удовлетворять потребности субъектов международной торговли.

 

Список литературы:

1.  Андриашин, Х. А. Таможенное право [Текст] / Х. А. Андриашин. – М.: Магистр», 2018. – 321с.

2.  С.А. Новикова. Таможенное дело. Учебник / М.: Юрайт, 2019. - 30

3.  Назаренко, В.М. Таможенное обслуживание внешнеэкономической деятельности [Текст] / В.М. Назаренко, К.С. Назаренко. - М.: Экзамен, 2018.