Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Обеспечение безопасной эксплуатации транспортных средств

Дата публикации: 2020-05-19 01:39:02
Статью разместил(а):
Мустаева Наталья Владимировна

Обеспечение безопасной эксплуатации транспортных средств

Ensuring the safe operation of vehicles

 

Автор: Мустаева Наталья Владимировна

Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти, Россия

e-mail: natasib13@yandex.ru

Mustaeva Natalya Vladimirovna

Tolyatti State University, Togliatti, Russia

e-mail: natasib13@yandex.ru

 

Аннотация: Эффективность, безопасность и сама возможность использования автотранспортных средств по назначению зависит от их технического состояния. Изменения технического состояния сопровождают эксплуатацию автотранспортных средств от изготовления до утилизации.

Abstract: Efficiency, safety and the very ability to use vehicles as intended depends on their technical condition. Changes in technical condition accompany the operation of vehicles from manufacturing to disposal.

Ключевые слова: Обеспечение безопасности, эксплуатация транспортных средств.

Keywords: Safety, vehicle operation.

Тематическая рубрика: транспорт и коммуникации. 

 

Эффективность, безопасность и сама возможность использования автотранспортных средств (АТС) по назначению зависит от их технического состояния. Изменения технического состояния сопровождают эксплуатацию АТС от изготовления до утилизации.

Изготовители во всем мире не в силах гарантировать отсутствие неисправностей АТС даже «при нормальных условиях эксплуатации», но особенно ускоряется их появление при нарушениях правил технической эксплуатации и предписаний изготовителя, при интенсивной эксплуатации без необходимого контроля или за пределами установленного ресурса, при несвоевременном и некачественном ТО и ремонте, при ошибках в применении эксплуатационных материалов.

Не случайно понятия о техническом состоянии АТС и его динамике, методах его определения, поддержания и восстановления составляют фундамент дисциплины технической эксплуатации. Ранее изданные пособия по этой дисциплине посвящались прежде всего проектированию новых методов, параметров, технологий и оборудования. Они готовились разработчиками, естественно продвигавшими к применению свои результаты, рассматривая в первую очередь их влияние на развитие технической эксплуатации. Это были преимущественно пособия для будущих разработчиков.

В современных условиях технологии, регламенты и оборудование для технической эксплуатации АТС готовит промышленность. Будущим эксплуатационникам сегодня требуются компетенции, связанные с владением современной нормативной правовой базой, передовыми технологиями обеспечения работоспособности АТС, процедурами управления и их информационной составляющей. Настоящее издание ориентировано на интересы эксплуатационников в формировании у них целостной научной базы применения современных методов и технологий управления, диагностирования, ТО и ремонта АТС.

Техническая эксплуатация автомобилей как действующая подотрасль автомобильного транспорта и как ветвь транспортной науки призвана обеспечивать работоспособность автомобильного парка на стадии эксплуатации при рациональных затратах трудовых и материальных ресурсов и ограничениях, диктуемых размещением производственных объектов, структурой автомобильного парка, требованиями по обеспечению безопасности и условиями его эксплуатации.       

Результаты производственной деятельности на предшествующих стадиях жизненного цикла автомобиля, включая проектирование, изготовление и предпродажную подготовку, также влияют на обеспечение работоспособности автомобильного парка, но для эксплуатационников выступают в виде внешних условий и ограничений.

Особенности обеспечения работоспособности разных частей автомобильного парка, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, или физическими лицами предопределяют организацию производственных процессов в технической службе автотранспортных предприятий и автосервисе соответственно.

Для технической эксплуатации автотранспортное средство (АТС) – объект с переменными эксплуатационными свойствами. Согласно классическому определению эксплуатационные свойства определяют степень приспособленности автомобиля к условиям эксплуатации, эффективность и удобство его использования для перевозки пассажиров, грузов и специального оборудования.

Из более, чем 20 базовых эксплуатационных свойств АТС не менее половины подвержены изменениям при эксплуатации и под ее воздействием. Каждое из базовых эксплуатационных свойств дробится на частные эксплуатационные свойства, для оценки которых используют совокупности оценочных параметров («измерителей»). Как правило, это расчетные относительные параметры, число которых может достигать нескольких десятков для единичного базового свойства.

При этом под параметром в технике понимают величины, характеризующие определенное свойство явления, процесса, физического или технического объекта. Под показателями понимают числовые значения параметров.

Состояние указанных изменяющихся при эксплуатации базовых и частных эксплуатационных свойств в каждый момент времени (или наработки АТС) характеризуется понятием «техническое состояние».

При этом наработку основополагающий для технических наук терминологический ГОСТ 27.002-89 определяет как продолжительность или объем работы объекта. Согласно этому же ГОСТ 27.002-89, работоспособность – это состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствует требованиям нормативной и(или) конструкторской документации.

При этом не оговаривается, какие именно – базовые, обусловленные назначением АТС, или вспомогательные сервисные функции относятся к «заданным». С работоспособным состоянием часто путают исправное состояние. По тому же ГОСТ 27.002-89 исправное состояние объекта характеризуется его соответствием всем требованиям нормативной и(или) конструкторской документации.

Иными словами, АТС может быть исправным в лучшем случае после его сборки на конвейере и выполнения в полном объеме предпродажной подготовки, но до регистрации и начала эксплуатации. Причем не всякое АТС.

Степень работоспособности АТС наиболее полно отражает абстрактное понятие «техническое состояние». Это базовое понятие в технической эксплуатации автомобилей, однако, нормативные документы не содержат его удовлетворительного определения.

Базовый «диагностический» ГОСТ 20911-89 содержит следующее невнятное определение. Техническое состояние характеризуется в определенный момент времени, при определенных условиях внешней среды, значениями параметров, установленных технической документацией на объект.

При этом стандарт не раскрывает, какими параметрами характеризуется техническое состояние и какого рода «техническая документация на объект» устанавливает эти параметры. Иными словами, по  этому определению невозможно отделить параметры технического состояния от прочих параметров технических объектов, в том числе, параметров массы, габаритов, дизайна и пр. При этом техническое состояние не будет выделено из общего технического описания объекта.

Техническое состояние автомобиля (агрегата, механизма, соединения) определяется совокупностью изменяющихся свойств его элементов, характеризуемых текущим значением конструкционных параметров. Обычно текущие значения конструкционных параметров связывают с наработкой.    

Приведенное определение технического состояния через конструкционные параметры с упоминанием их связи с наработкой применимо только к дефектовке снятых с АТС деталей при необезличенном капитальном ремонте и неприменимо при диагностировании или при использовании АТС по назначению. Для технической эксплуатации это определение непригодно.

Более узкое определение безопасного технического состояния АТС содержат ГОСТ 19919-74 и ГОСТ Р 51709-2001.        Техническое состояние АТС – это совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств и установленных нормативными документами параметров АТС, определяющая возможности его применения по назначению.

Но и приведенное определение не вполне точно и исчерпывающе отражает данную составляющую понятия «техническое состояние». Прежде всего, техническое состояние – это не совокупность свойств и не эксплуатационные свойства, а текущее состояние изменяющихся эксплуатационных свойств АТС. И это не совокупность параметров, а совокупность значений этих параметров (т.е. показателей) в каждый момент времени. И, наконец, для отражения технического состояния недостаточно использовать показатели доступных для проверки параметров – приходится применять еще и не поддающиеся измерению или просто более удобные органолептические признаки изменения технического состояния. Для понятия «техническое состояние» более полной, точной и конструктивной является следующая формулировка.

Техническое состояние – характеристика соответствия показателей параметров и признаков изменения эксплуатационных свойств, функционирования и целостности компонентов конструкции АТС установленным в нормативной и эксплуатационной документации изготовителя под влиянием износа, старения и многократного выполнения ТО и ремонта. 

 

. . . . . . .