Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Восстановление шин в России: реальность и перспективы

Дата публикации: 2021-05-27 21:51:34
Статью разместил(а):
Сорокин Владимир Владимирович

Восстановление шин в России: реальность и перспективы

Tire restoration in Russia: reality and prospects

 

Авторы:

Сорокин Владимир Владимирович

ФГБОУ ВО "ОГУ", Оренбург, Россия

e-mail: bbc1979@rambler.ru

Sorokin Vladimir Vladimirovich 

candidate of technical Sciences, Orenburg state University, Russia

e-mail: bbc1979@rambler.ru

Пилич Вадим Николаевич

ФГБОУ ВО "ОГУ", Оренбург, Россия

e-mail: vad503@mail.ru

Pilich Vadim Nikolaevich

Orenburg state University, Russia

e-mail: vad503@mail.ru

Кеян Ерванд Грантович

ФГБОУ ВО "ОГУ", Оренбург, Россия

Keyan Ervand Grantovich

candidate of technical Sciences, Orenburg state University, Russia 

 

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос восстановления протектора автомобильных шин. Представлены основные российские предприятия занимающиеся восстановлением шин. Проведена сравнительная характеристика двух основных направлений восстановления протектора автомобильных шин.

Annotation. The issue of restoring the tread of automobile tires is considered. The main Russian enterprises engaged in tire retreading are presented. A comparative characteristic of two main directions of retreading of automobile tires is carried out.

Ключевые слова: автомобильная шина, восстановление, протектор, вулканизация, эффективность, ресурс.

Keywords: car tire, restoration, tread, vulcanization, efficiency, resource.

Тематическая рубрика: Технические науки.

 

Восстановление изношенных узлов и элементов автомобиля является основой ресурсосбережения на автомобильном транспорте. В последнее время в России пытается активно приблизиться к международным нормам защиты окружающей среды. Внедрение новых экологических стандартов способствует развитию такого ресурсосберегающего направления, как восстановление автомобильных шин.

Ресурс шины тем выше, чем выше износостойкость рисунка протектора. Полный ресурс определяется способностью шины к многократному восстановлению протектора [1]. Восстановление шин в условиях сокращения общемировых нефтяных запасов и ужесточения экологических норм производства становится все более экономически оправданным. В транспортных компаниях статья расходов на шины занимает вторую позицию после затрат на топливо. Стоимость комплекта новых шин может достигать 25 % стоимости самого автомобиля.

При рассмотрении вопроса восстановления протектора шин необходимо учитывать следующие рекомендации и ограничения:

- допускается установка восстановленных шин на переднюю рулевую ось только тихоходных грузовиков и специальной техники;

- восстановлению не подлежат шины возрастом более 5 лет диагональной конструкции, и возрастом более 3-4 лет радиальной конструкции. На каждой шине есть маркировка с кодом, по которому можно узнать срок их изготовления с точностью до недели;

- восстановлению не подлежат шины с трещинами на боковине, глубиной более 3 мм;

- восстановлению не подлежат шины с сильными механическими повреждениями (боковые порезы, с вырванными кусками, шины с грыжами и т.д.), а также сильно изношенные шины с выступающим наружу кордом;

- восстановлению не подлежат шины перегретые в процессе эксплуатации. Перегрев выдает измененный цвет (бурый) внутренней части шины. Перегрев возникает при движении с недостатком или переизбытком давления в колесах, при сильном перегрузе, при высокой скорости. 

- скоростной режим восстановленных шин до 120-130 км/час. 

Технологии, так называемого, «холодного» восстановления предполагают нанесение на каркас шины протекторной ленты с уже сформированным рисунком и последующей вулканизацией шины в автоклаве. Поэтому качество восстановленных шин во многом зависит от качества протекторной ленты.

В таблице 1 представлены качественные показатели протекторных лент четырех производителей.

Таблица 1. Качественные показатели протекторной ленты различных производителей [4].

Наименование показателей

Виды протекторов 

Метод испытания 

Avon 

Herkul 

Krajewski

Marangoni 

Условное напряжение при удлинении 300%, МПа

7,4

7,0

9,7

15,9

ГОСТ 270

Условная прочность при растяжении, МПа

17,4

16,1

11,6

24,1

ГОСТ 270

Относительное удлинение при разрыве, %

520

524

356

424

ГОСТ 270

Твердость при нормальных условиях, ед.

60

60

66

65

ГОСТ 263

Эластичность, % при нормальных условиях

38

32

38

50

ГОСТ 27110

Истираемость по Шоппер-Шлобаху, (см3/м) 10м3

1,25

1,15

1,7

1,76

ГОСТ 23509

 

На основании проведенных исследований физико-химических характеристик резин из протекторных заготовок для восстановления шин различных фирм следует, что наилучшим комплексом свойств обладает резина фирмы Marangoni (Германия) – высокими прочностными свойствами и эластичностью, низкой истираемостью. Шины, восстановленные с применением данной резины, будут иметь низкие потери при качении, высокую износостойкость.

На втором месте по уровню прочностных показателей располагаются резины турецких фирм Avon и Herkul. Они характеризуются высоким уровнем упруго-прочностных показателей и наилучшими показателями относительного удлинения при разрыве.

Наихудшими показателями характеризуется резина фирмы Krajewski (Польша). Она обладает очень низкой прочностью и низким относительным удлинением.

Технологии горячего восстановления протектора шин предполагают вулканизацию шины в пресс-форме вулканизационной установки, где происходит и формирование рисунка протектора шины. Эти технологии более энергозатратны, зато процесс восстановления максимально приближен к процессу изготовления новых шин, что сказывается на повышенном ресурсе шин.

В таблице 2 представлена сравнительная характеристика методов восстановления протектора автомобильных шин.

Таблица 2. Сравнительная характеристика методов восстановления автомобильных шин.

Параметр

Значение параметра

Восстановление «горячей» вулканизацией

Восстановление «холодной» вулканизацией

Пробег шины после однократного восстановления, % от первоначального ресурса

90…70

70

Максимальное число восстановлений

1

5

Температура вулканизации, оС

145

105

Себестоимость восстановления, % от стоимости шины

45

25

 

В России на 01.03.2021 г. действовало более 10 крупных и мелких компаний занимающихся восстановлением автомобильных шин (таблица 1). Все предприятия используют технологию наложения готового протектора («холодный» способ), поскольку данная технология требует меньших капитальных вложений и, соответственно, меньший срок окупаемости. При этом, качество восстановленных шин остается достаточно высоким.

Таблица 1. Компании занимающиеся восстановлением шин в России.

Наименование предприятия

Гарантия

Размерный ряд

Стоимость, руб.

Расположение

1

2

3

4

5

Завод ReNova

12 мес.

R22,5

12000 - 15000

Московская область, Домодедово, Станционная улица, 3

ООО «КАМАРЕТРЭД»

2 года

от R17.5 до R24

 

6000 - 13000

Республика Татарстан, г. Нижнекамск, территория Нижнекамскшина, 81.

ООО «ЗИПШИНА RETREAD»

10-12 мес.

от R17.5 до R24

 

6000 - 10000

г. Курган, ул. Омская, д. 74, к. 1

ООО «Восстановление Грузовых Шин»

12 мес.

R22,5

10500 - 15000

Московская область, Серпуховский район, д. Бутурлино

Компания «Рециклшина»

12 мес.

от R17.5 до R22,5

 

6000 - 23000

Курганская область, г. Шадринск, ул. Автомобилистов, д. 22, стр. 1.

Компания «ПетроМастер»

12 мес.

R22,5

от 9500

Санкт-Петербург, посёлок Ленсоветовский, Московское шоссе, 231

1

2

3

4

5

Компания «СТОшин»

12 мес.

от R17.5 до R22,5

 

от 13700

Нижегородская обл, Володарский р-н, пос. Новосмолинский

Компания «ПромШина»

12 мес.

R20

R22,5

9000 - 11000

Московская область, г. Люберцы, Котельнический проезд, дом 20А

Компания «РусДизель»

 

от R16 до R22,5

9000 - 12500

Московская область, г. Лыткарино, промзона Тураево, вл. 2

 

По результатам проведенного исследования технологий восстановления изношенных автомобильных шин можно сделать следующие выводы;

1. Восстановление шин является экономически оправданным для грузовых шин: себестоимость восстановления составляет 15 - 25 % от стоимости новой шины.

2. По сравнению с оборудованием для «горячего» восстановления, оборудование, применяемое при «холодном» способе, дешевле, а процесс экологически более безопасен.

3. При «холодной» вулканизации имеется возможность 3-4-кратного восстановления шины.

Восстановление шин позволяет в полной мере использовать потенциальный ресурс шины, в частности ее корда; является более экологически чистым процессом, чем производство новых шин; позволяет снизить количество отходов в виде изношенных шин; представляет экономическую альтернативу приобретению новых шин, (эксплуатация восстановленных шин дешевле приблизительно на 50 %) [3].

Обоснованность целесообразности технологических процессов восстановления автомобильных шин заключается в принципах ресурсосбережения, которые являются основой ремонтного производства. Современные технологии обеспечивают высокие показатели качества  и надежности восстановленных автомобильных шин.

Согласно проведенному анализу, технологии наложения готовой протекторной ленты с последующей вулканизацией (способ «холодной» вулканизации) имеет значительные преимущества перед способом «горячей» вулканизации.

В России эксплуатация восстановленных шин  находится на начальном этапе развития, однако, у этого направления имеются серьезные перспективы развития, основанные на значительном снижении цены восстановленных шин по сравнению с новыми. Для активного внедрения технологий восстановления шин, необходимо проведение исследований показателей эффективности процессов восстановления, обеспечивающих повышение качества восстановленных шин.

 

Литература:

1.Евзович В.Е., Райбман П.Г. Автомобильные шины, диски и ободья. М.: Автополис-плюс, 2010. 144 с.

2. Васильев В. Восстановление шин // Основные средства.  2008.  №6. С. 44-52.

3. Протасов С. Жизнь после жизни. Восстановление и утилизация автомобильных шин // Основные средства.  2009. №2. С. 31-38.

4. Карасёв А. Восстанавливаем «холодным» способом // Автотрак. 2009. №2. С. 24-32.

5. Ачкасов А. Вторая жизнь: все, что нужно знать про восстановленные шины.


. . . . . . .