Система менеджмента качества на ООО «УРАЛЬСКИЙ ДИЗЕЛЬ-МОТОРНЫЙ ЗАВОД»

Дата публикации: 2019-04-27 21:25:14
Статью разместил(а):
Козлова Анастасия Александровна

Система менеджмента качества на ООО «УРАЛЬСКИЙ ДИЗЕЛЬ-МОТОРНЫЙ ЗАВОД» в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001

Quality management system at LLC «URAL DIESEL ENGINE PLANT» in accordance with GOST R ISO 9001

 

Авторы:

Бирюкова Елена Александровна

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», Екатеринбург, Россия

e-mail: lena.biriuckova2016@yandex.ru

Biryukova Elena Alexandrovna

Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

e-mail: lena.biriuckova2016@yandex.ru

Козлова Анастасия Александровна

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», Екатеринбург, Россия

e-mail: a-koza12@yandex.ru

Kozlova Anastasia Alexandrovna

Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

e-mail: a-koza12@yandex.ru

Аннотация:  В условиях постоянного улучшения системы качества в машиностроении разрабатываются и внедряются системы менеджмента качества. В статье рассматривается система менеджмента качества на ООО «Уральский дизель-моторный завод».

Abstract: With the continuous improvement of the quality system in mechanical engineering, quality management systems are being developed and implemented. The article discusses the quality management system at LLC «Ural Diesel Engine Plant».

Ключевые слова: система менеджмента качества; стандарт; документация СМК; процессы менеджмента качества.

Keywords: quality management system; standard; QMS documentation; quality management processes.

Тематическая рубрика: технические науки и технологии.

 

ООО «Уральский дизель-моторный завод» («УДМЗ») — одно из ведущих российских машиностроительных предприятия по выпуску дизелей и дизель-генераторов различных типов для судостроения, тепловозостроения, в малой энергетике.

Стратегическое решение о разработке и внедрении системы менеджмента качества в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» принималось на основе постоянного улучшения системы качества в машиностроении. 

В настоящее время областью применения системы менеджмента ООО «УДМЗ» является проектирование, изготовление, ремонт дизелей, автоматизированных дизель-генераторов, турбокомпрессоров и их сервисное обслуживание. Для каждого процесса уже разработаны процедуры управления, а также показатели и критерии оценки результативности этих процессов, осуществление мониторинга также предусмотрено и определены источники различных ресурсов, в том числе информационные, для их осуществления.

Функционирование СМК, ее постоянное улучшение достигается выполнением требований документации СМК, проведением анализа и принятием решений по улучшению СМК, проведением внутренних проверок, выполнением корректирующих и предупреждающих действий.

В соответствии с моделью процессов СМК ООО «УДМЗ», которая обобщенно показывает их взаимосвязь, процессы системы менеджмента качества, следующие:

1. Процессы менеджмента:

- М1: Управление СМК. Улучшение;

- М2: Распределение ответственности и полномочий;

- М3: Анализ СМК со сторон высшего руководства.

2. Базовые процессы:

- Б1: Заключение и реализация договоров поставки;

- Б2: Планирование, контроль плана в процессе производства;

- Б3: Проектирование и разработка;

- Б4: Технологическая подготовка производства;

- Б5: Порядок закупки, приёмки, хранения и выдачи материалов, комплектующих заготовок;

- Б6: Производство:

Б6.1: Дизельное производство;

Б6.2: Металлургическое производство;

- Б7: Управление несоответствующей продукцией;

- Б8: Сервисное обслуживание. Ремонт продукции.

3. Обеспечивающие процессы:

- О1: Подготовка кадров;

- О2: Техническое обслуживание технологического оборудования, ППР, поверка на технологическую точность;

- О3: Управление программно-аппаратным комплексом;

- О4: Управление производственной средой;

- О5: Управление средствами измерений.

Деятельность по процессам и по взаимодействию между вышеизложенными процессами описываются в картах процессов и описаниях этапов выполнения тех или иных процессов, то есть в документированных процедурах, инструкциях, а также положениях СМК. На постоянной основе, в соответствии с календарным планом осуществляется мониторинг, измерение и анализ процессов. Для этого определены критерии результативности процессов анализа полученных данных в соответствии с СМК.ДП-5.1-01-2009 «Управление СМК. Улучшение» и СМК. ДП-5.6-01-2009 «Анализ СМК со стороны высшего руководства».

Процессы менеджмента качества, относящиеся к области применения СМК, реализуются в подразделениях дирекции по производству, главного инженера, директора по качеству, директора по коммерческим вопросам, заместителя генерального директора по экономике и финансам, отдела главного конструктора, отдела главного технолога.

В состав службы дирекции по качеству входят подразделения: отдел технического контроля, отдел стандартизации и сертификации. В состав отдела технического контроля так же входят: Бюро технического контроля (по подразделениям), бюро метрологического обеспечения, группа неразрушающего контроля и материаловедения.

Общее построение Руководства по системе менеджмента качества выполнено в соответствии со структурой стандарта ГОСТ Р ИСО 9001. Все требования, определяемые в стандарте ГОСТ Р ИСО 9001 применимы к деятельности ООО УДМЗ.

Основным документом системы менеджмента качества, действующей в ООО «Уральский дизель-моторный завод» является Руководство по качеству.

В Руководстве изложена концепция системы менеджмента качества, разработанной, внедренной и функционирующей в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001.

Руководство включает в себя описание процессов СМК и ссылки на документы системы менеджмента качества – документированные процедуры СМК, инструкции и положения СМК, где установлены требования по управлению соответствующими процессами СМК ООО УДМЗ.

Система менеджмента качества ООО УДМЗ соответствует требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 и представляет собой совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для управления качеством и обеспечения соответствия продукции установленным требованиям и ожиданиям потребителя

Документация СМК ООО УДМЗ включает документы пяти уровней, служит для адекватного описания процессов и их взаимодействия (Рисунок 1).

Первый уровень – Руководство по качеству, Политика и Цели в области качества.

Второй уровень – Документированные процедуры СМК, Инструкции, Положения СМК.

Третий уровень – Положения о подразделениях, должностные инструкции, конструкторская и технологическая документация, нормативно-техническая документация и другие документы, необходимые для обеспечения функционирования СМК.

Четвертый уровень – отчеты, формы, протоколы, журналы, акты и др.

Пятый уровень – внешняя нормативная документация (Законы, Международные стандарты, ГОСТы, ГОСТ Р и т.д.).

48 01

Рисунок 1. – Структура документации СМК ООО УДМЗ

Сертификация систем качества является важнейшим условием, которое определяет возможность заключения контракта и реализации продукции конкурентным путем по достойным ценам.

Система менеджмента качества на ООО УДМЗ внедрена, документирована и поддерживается в рабочем состоянии выполнением требований документации СМК. Она распространяется на все этапы жизненного цикла продукции от первоначального определения потребностей рынка до удовлетворения установленных требований потребителя.

 

Список литературы:

1. СМК.ДП-5.1-01-2009 «Управление СМК. Улучшение» - ООО «УДМЗ» - 2009. 

2. СМК. ДП-5.6-01-2009 «Анализ СМК со стороны высшего руководства» - ООО «УДМЗ» - 2009.