Мотивация студентов к занятию физической культурой

Дата публикации: 2020-06-08 21:14:54
Статью разместил(а):
Артемьев Алексей Романович

Мотивация студентов к занятию физической культурой

Motivating students to engage in physical education

 

Авторы:

Артемьев Алексей Романович

ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», г. Архангельск, Россия.

e-mail: artemev2013@mail.ru

Artemev Alexey Romanovich

Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia.

e-mail: artemev2013@mail.ru

Цинис Алексей Виестурович

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», г. Архангельск, Россия.

e-mail: tsinis72@mail.ru

Tsinis Alexey Viesturovich

Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia.

e-mail: tsinis72@mail.ru

 

Аннотация: Низкая физическая активность или её отсутствие понижает работоспособность организма студентов, ослабевает иммунитет, возрастает вероятность появления стресса. Чтобы избежать пагубных последствий, необходимо привнести в жизнь обучающихся какого-либо рода физические нагрузки, однако, в нынешних реалиях, когда всё вокруг нас направлено на то, чтобы облегчить нашу повседневную деятельность, некоторые из нас абсолютно позабыли о влиянии спорта на наш организм. Данная статья написана с целью мотивации студентов на привлечение физической культуры в их жизни. 

Abstract: Low physical activity or lack of it reduces the efficiency of the student’s body, weakens the immune system, and increases the likelihood of stress. To avoid harmful consequences, it is necessary to introduce physical activity into the life of students. however, in the current reality, when everything around us is aimed at facilitating our daily activities, some of us have completely forgotten about the impact of sports on our body. This article is written to motivate students to engage in physical education in their lives.

Ключевые слова: физическая культура, мотивация, спорт, студент.

Keywords: physical education, motivation, sport, student.

Тематическая рубрика: Спорт и здоровьесбережение.

 

Во всех учебных заведениях, за исключением спортивно-направленных, учёба стоит выше, чем занятия физической культурой. Однако, нельзя ставить спорт на задний план, ведь со временем, отсутствие физических нагрузок попросту приведёт наше тело в негодность, что повлечет за собой подверженность организма к различным болезням. Из этого следует простой вопрос: может ли мозг, являясь центром организма, быть здоровым, если он находится в больном теле? Полагаю, что ответ очевиден, следовательно, для хорошей успеваемости в обучении студентам необходимы постоянные физические нагрузки.

Ни для кого не секрет, что в зависимости от индивидуальных особенностей каждого организма количество физической активности для разных людей отличается, однако, по данным «Научно-исследовательского института физической культуры» средний недельный объём двигательной активности для студентов должен составлять 14 часов. Высшим учебным заведениям сложно выделить в учебной программе столько времени на занятия спортом, а в период профилактики Covid-19, когда учёба происходит в дистанционном режиме – ответственность за своё здоровье и физическую активность перешла под самоконтроль самих обучающихся, но несмотря на всю значимость физической активности существует всем известный человеческий фактор – лень, который мешает некоторым студентам перебороть себя и взяться за самооздоровление. Таким категориям обучающихся необходима дополнительная мотивация.

Мотивация играет важную роль в эффективности и продолжительности занятий спортом, с одной стороны, она служит своего рода фундаментом тому, чем человек занимается, а с другой – стимулом к достижению поставленных целей и задач.

Современному студенту сложно замотивировать себя на занятия спортом, для этого ему нужен наставник, а именно – качественный педагог, который мог бы зародить в нём мотивы для оздоровления своей жизни, а также придать уверенности в этом непростом деле. Моментально зародить интерес к занятиям физической культурой – невозможно, требуется поэтапное вовлечение в этот процесс, начиная с основ и теории и заканчивая знаниями о физиологии человека, правильной технике, подкрепляя всё это интенсивной практикой.

Различают несколько категорий мотивов, помогающих в занятии спортом. По нашему мнению, вовлечению в самооздоровление студентам могут помочь следующие мотивы:

- Оздоровительные мотивы – одна из наиболее сильных категорий мотивов, заключается в профилактике болезней и возможностью укрепления здоровья в целом;

- Эстетические мотивы – одна из самых любимых категорий студентов, ведь почти каждый человек желает выглядеть хорошо и красиво, тем самым производя впечатление на окружающих;

- Соревновательно-конкурентные мотивы – в основе данного вида мотивации лежит соперничество, иными словами – человек всегда стремился к тому, чтобы улучшить собственный результат, а также превзойти чьи-либо достижения и победить соперника, тем самым самоутвердиться;

- Психолого-значимые мотивы – занятия каким-либо спортом положительно сказываются на психическом состоянии студентов, позволяет избавиться от эмоционального и умственного напряжений, отвлечься от неприятных мыслей и предупредить стрессовые ситуации;

- Познавательно-развивающие мотивы – основаны на желании студентов познать свое тело, свои возможности с целью их развития и самосовершенствования;

- Воспитательные мотивы – занятия регулярной спортивной деятельностью развивают в личности самоконтроль и морально-волевые качества.

В рамках статьи было проведено анкетирование, в котором приняло участие 60 студентов Северного (Арктического) Федерального Университета имени М.В. Ломоносова. Единственным вопросом было: «Какой мотив является основополагающим в ваших занятиях спортом?», каждому из респондентов был предоставлен список с вышеописанными мотивами.

По результатам анкетирования выяснилось, что 33 респондента замотивированы тем, что желают улучшить фигуру и внешний вид, соответственно, их мотив является эстетическим.

Вторым по популярности мотивом является оздоровительной, его выбрало 18 респондентов, объяснив это тем, что имеют проблемы со здоровьем, а также желают укрепить здоровье в целом.

Психолого-значимые мотивы выбрало 6 респондентов из общего числа, по их мнению, спорт помогает им избавиться от умственного и эмоционального напряжений.

Оставшиеся 3 респондента проголосовало за воспитательные мотивы, так как уверены, что спорт помогает им развить силу воли и самоконтроль.

Вывод: Мотивация не только оказывает влияние на поведение человека в целом, но и во многом определяет конечный результат, к которому движется человек, обладающий тем или иным мотивом. Человек понимает, что занятия физической культурой необходимы для него, а также для достижения его целей.

 

Список литературы: 

1. Пономарев В.В. Формирование мотивации занятия спортом школьников: теоретические и практические аспекты: монография / В.В. Пономарев, А.В. Уколов, С.К. Рябинина. — Красноярск : СибГТУ, 2013. — 160 с.

2. Яковлев Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности: учебное пособие / Б.П. Яковлев. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2019. — 312 с.

3. Лифанов А.Д. Структура, механизмы и условия развития мотивации оздоровительной деятельности студентов вузов : монография / А. Д. Лифанов. — Казань: КНИТУ, 2016. — 168 с.