Критерии отбора юных пловцов
Критерии отбора юных пловцов
Criteria for the selection of young swimmers
Авторы:
Чернышев Александр Сергеевич
Высшая школа информационных технологий и автоматизированных систем, ФГАОУ ВО "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова", г. Архангельск, Россия.
e-mail: joinintofly@gmail.com
Chernishev Alexander Sergeevich
Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia
e-mail: joinintofly@gmail.com
Цинис Алексей Виестурович
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта САФУ «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова», г. Архангельск, Россия.
е-mail: tsinis72@mail.ru
Tsinis Alexey Viesturovich
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Physical Culture and Sports NArFU "Northern (Arctic) Federal University named after MV Lomonosov”, Arkhangelsk, Russia.
e-mail: tsinis72@mail.ru
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы отбора для пловцов до 18 лет. Определены возможные проблемы и предпосылки к становлению пловцом. Определены и обобщены основные критерии и методики обора пловцов.
Abstract: Rules for articles on this sample are required for all authors. Without proper clearance article is removed from the site until the correct registration of the text by the author.
Ключевые слова: спортивный отбор, плавание, психологические критерии, биологические критерии, педагогические критерии.
Keywords: sport selection, swimming, psychological criteria, biological criteria, pedagogical criteria.
Тематическая рубрика: Спорт и здоровьесбережение.
Введение.
Спортивный отбор, являясь составной частью учебно-тренировочного процесса, должен быть органически представлен, обоснован и разработан в учебно-методической литературе для студентов, изучающих плавание с методикой преподавания, включая курс специализации. Это необходимо для того, чтобы будущие тренеры-практики после обучения новичков плаванию, руководствуясь возможностями спортивного отбора по объективным критериям, смогли бы достаточно правильно поставить диагноз и прогнозировать перспективы улучшения технической и функциональной подготовленности занимающихся. Отмеченное может стать гарантией того, что одаренные юные пловцы не затеряются на этапах учебно-тренировочной работы и станут взрослыми пловцами высокой квалификации для покорения более высоких скоростей.
Вопросам спортивного отбора в плавании уделено пристальное внимание ученых и специалистов, так как основной контингент занимающихся составляют дети и подростки. В практике спортивного плавания К.М. Смирновым и др. (1956) подмечено, что около 50 % подростков, которые в 15—16 лет были лучшими по плаванию в своих возрастных группах, к 17—23 годам оказывались не в состоянии конкурировать с ровесниками. Значительное количество лучших пловцов среди взрослых, не будучи таковыми в подростковом возрасте, научились плавать только в 15 лет.
Проводить спортивный отбор в плавании следует в тесной связи с ориентацией тренировочного процесса занимающихся по этапам их спортивного совершенствования. Прогнозирование достижений в плавании необходимо основывать на всестороннем анализе предшествующей динамике спортивных результатов, что должно способствовать научно обоснованному отбору кандидатов в сборные команды страны и определению ориентировочных достижений.
Биологические критерии.
Рекомендациями предложено группировать подростков для занятий спортом по четырем группам, учитывая, что размеры их сердца приближаются к данным 20-летних взрослых: И—12 лет, 13— 14 лет, 15—16лет, 17—18 лет. Вместе с тем также высказано опасение, что в младшем школьном возрасте практикуется введение начальной специализации, это может отрицательно сказаться на здоровье занимающихся. Выявляя причины ранних спортивных достижений в плавании, их связывают с высоким тонусом кровеносных сосудов у молодых пловцов. Он непрерывно уменьшается с возрастом, что при прочих равных условиях дает несомненные преимущества более молодому организму при работе в водной среде. Возможность прогнозирования спортивных результатов в плавании предполагается осуществлять путем длительного наблюдения за сердечным ритмом в учебно-тренировочном процессе с помощью метода вариационной пульсометрии, где за норму принят разброс сердечного ритма R=0,14−0,48.
В спортивном отборе пловцов необходимо предусмотреть использование наиболее информативных показателей внешнего дыхания, к которым относятся: незначительные величины минутной вентиляции легких в совокупности с хорошим показателем эффективности дыхания, Значительная величина максимальной вентиляции легких и резерва дыхания на 1 кг веса тела, наибольшие абсолютные значения мощности форсированного вдоха и выдоха.
Психологические критерии.
На этапе начальной спортивной специализации наибольшая значимость у пловцов отводится свойствам внимания, в частности устойчивости его концентрации, которое необходимо учитывать в подготовке спортивного резерва.
При изучении психологических особенностей юных пловцов выявлены характерные черты перспективных мальчиков, которые оказались сдержанными, спокойными, стремились к лидерству и успеху, отличались повышенным настроением, чувством долга, устойчивостью к стрессу, склонностью к совместным действиям. Перспективным для плавания девочкам свойственно высокое развитие интеллекта, уравновешенность, выраженная мотивация, достижение поставленной цели, хороший контроль эмоций, независимость. Установленные психологические особенности пловцов будут способствовать не только оптимальному прогнозированию их специфических способностей, но могут быть успешно использованы в планировании и корректировке учебно-тренировочного процесса.
Педагогические критерии.
На начальном этапе в успешности обучения плаванию более важно значение имеют природные двигательные способности, которые могут быть определены еще до начала обучения в воде, т.е. на суше: сила кисти, становая сила, сила гребка руками при имитации, подвижность в суставах, управление мышечной силой, временем движений. В определении первого ростового сдвига организма при спортивном отборе рекомендуется использование так называемого «филиппинского теста», т.е., в состоянии ли ребенок дотянуться правой рукой до мочки левого уха, положив при этом руку на середину темени головы, которая удерживается строго в вертикальном положении. Если ему это удается в 4-6 лет, то значение теста положительно. Для отбора детей в ДЮСШ плавания наиболее информативными оказались следующие показатели: Продольные размеры: длина тела, туловища, конечностей, а также поперечные - ширина плеч, поперечный диаметр грудной клетки, сагиттальный диаметр грудной клетки, обхват плеч, предплечий. Отмечено, что более успешное освоение техники плавания и формирования навыка наблюдается у детей с 8,5 до 9,5 лет, занимающихся обычно в 3-м классе, а у других возрастов это происходит менее качественно.
Заключение.
Из данных пунктов становиться ясно, что успех проведения отбора в плаванье будет зависеть от правильного понятия педагогических, психологических и биологических критериев. Также, благодаря этим критериям возможно создать уникальную методику тренировок и обучения юных пловцов, которая не сможет навредить их здоровью.
Список литературы:
1. Алабин В.Г., Алабин A.B., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов. Харьков: Основа, 1993,- 244 с.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978, - 22 с.
3. Бальсевич В.К. Методические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации. // Теория и практика физической культуры. 1980,- №1, - с. 31-33.
4. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. М.: Физкультура и спорт, 1978, 152 с.