Базовые принципы профилактической деятельности в профессиональных образовательных организациях

Дата публикации: 2019-01-07 17:45:39
Статью разместил(а):
Сергеева Марина Георгиевна

Базовые принципы профилактической деятельности  в профессиональных образовательных организациях

Basic principles of preventive activity  in the professional educational organizations

Автор: Сергеева Марина Георгиевна

Доктор педагогических наук, старший научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Россия.

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

Sergeeva Marina Georgiyevna

Doctor of pedagogical sciences, senior research associate of NITs-2 FKU of Scientific Research Institute FSIN of Russia, Moscow, Russia.

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

Аннотация: В контексте данной статьи проведены обзор и анализ девиантного поведения обучающихся в условиях среднего профессионального образования с использованием понятия «воспитательно-профилактическая работа»; выявлены базовые принципы профилактической деятельности.

Abstract: In the context of this article the review and the analysis of deviant behavior of students in the conditions of secondary professional education with use of the concept "educational scheduled maintenance" are carried out; the basic principles of preventive activity are revealed.

Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика, базовые принципы, поведенческие нормы.

Keywords: deviant behavior, prevention, basic principles, behavioural norms.

Тематическая рубрика: Педагогика, образование.

Тема девиантного поведения (ДП) не характеризуется принципиальной новизной, однако в данный исторический момент, столь ответственный для нашего социума, ее изучение становится еще более актуальным. В начале нового тысячелетия взаимодействие индивида, семьи и общества реализуется в контексте радикальной трансформации общественных отношений, способствующей не только положительным, но и деструктивным изменениям в тех или иных областях общественной жизни. Затруднения, имеющие место в рамках приспособления представителей различных социальных групп к требованиям, предъявляемым рыночной экономикой, приводят к ослаблению межличностных контактов, истончению связи поколений, потере или деформации базовых обычаев и традиций.

Массовый рост различных форм общественной аномалии (употребление наркотиков, проституция, алкоголизм, сектантство и т.д.), увеличение количества преступлений, значительный регресс в области нормативного регулирования  социальных  отношений, –  все перечисленные и другие отрицательные факторы, наблюдаемые в современном обществе, подталкивают педагогику и психологию к анализу содержания, причин, а также основных характеристик ДП и его главных субъектов – криминальных объединений и девиантной личности.

ДП представляет собой социально-психологическое явление, состоящее в нарушении индивидом поведенческих норм, функционирующих в данном социуме, и отражающее докриминальный уровень ненормативного поведения.

Детальное изучение теоретических концепций (социальных, психологических и других) демонстрирует довольно печальную ситуацию: вредоносное, –  безнравственное или праздное, – социальное окружение может нанести серьезный вред умственному и психическому развитию индивида, не позволить реализоваться его естественной потребности в духовном росте, привести к определенным отклонениям во взаимодействии с окружающими, от прямой агрессии до пренебрежения отельными нормами повседневного общения [4; 5].

Современные исследования ДП личности позволяют утверждать, что как комплексная форма общественного поведения она обусловлена множеством взаимозависимых факторов: социальных, экономических, культурных, психологических, педагогических, биологических. С выраженностью перечисленных факторов связано увеличение количества «трудных» подростков и совершаемых ими преступлений [1, 2, 3].

Значительное количество причин и разновидностей ДП требует многоаспектного подхода к выстраиванию педагогической деятельности по предотвращению и коррекции отклоняющегося поведения подростков.

Мы трактуем профилактику ДП как систему своевременных действий, ориентированных на предупреждение и элиминацию негативных воздействий, способствующих расхождению личности с принятыми в социуме поведенческими нормами.

В ходе исследования было установлено, что профилактическая деятельность в учреждении среднего профессионального образования базируется на следующих принципах:

- бережное отношение к общечеловеческим ценностям, его чувствам и идеалам, а также уважение к закону как основе общественного порядка;

- комплексность, состоящая в системном подходе к анализу личности на трех уровнях: психологическом, социальном и образовательном; отлаженное взаимодействие учителей, родителей, школьного руководства и всех учреждений, так или иначе связанных с вопросами образования;

- учет возраста учащегося и выраженности и типа ДП при выборе целей, задач и средств профилактики, прогнозировании ее результатов;

- значительное количество векторов, форм и способов профилактической деятельности;

- совместные усилия педагогов и их подопечных, направленные на борьбу с ДП и способствующие личностному росту участников учебно-воспитательного процесса.

В контексте данной статьи проведены обзор и анализ ДП в рамках образовательного процесса среднеспециального учебного заведения, с чем связано использование понятия «воспитательно-профилактическая работа». Данная деятельность трактуется автором как целенаправленный контролируемый процесс взаимного духовного обогащения педагогов и учащихся, направленный на социализацию личности через превенцию и элиминацию негативных факторов, обусловливающих девиантность ее поведения.

 

Список литературы:

1. Гилинский Я.И. Социальный контроль над девиантным поведением в современной России: теория, история, перспективы / Я.И. Гилинский. - СПб., 1998. - С.11-17.

2. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-2-е изд., испр. / Е.В. Змановская. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 288 с.

3. Ломакина Т.Ю., Попова Е.М. Педагогическое обеспечение профилактики девиантного поведения обучающихся / Т.Ю. Ломакина, Е.М. Попова // Управление в социальных и экономических системах: м-лы XXIII Международная научно-практическая конференция, г. Минск, 15 мая 2014г./ркдкол.:Н.В.Суша (предс.) и др.; Минский ин-т управления. – Минск: Изд-во МИУ, 2014. – С.116-117.

4. Попова Е.М. Воспитывающая среда как фактор эффективности воспитательно-профилактической деятельности / Е.М. Попова // Профессиональное образование. Столица. – 2011. – №11. – 0,3 п.л.

5. Попова Е.М. Социально-педагогическая практика по предупреждению правонарушений / Е.М. Попова // Среднее профессиональное образование. –  2011. – №11. –0,3 п.л.