Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

К проблеме самооценки у детей воспитывающихся в двухпоколенных и трехпоколенных семьях

Дата публикации: 2022-04-18 19:21:15
Статью разместил(а):
Евгеньева Екатерина Андреевна

К проблеме самооценки у детей дошкольного и младшего школьного возраста, воспитывающихся в двухпоколенных и трехпоколенных семьях

On the problem of self-esteem in children of preschool and primary school age, brought up in two- and three-generational families

 

Автор: Евгеньева Екатерина Андреевна

ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия

e-mail: ekaterinaevgeneva8@gmail.com

Evgenieva Ekaterina Andreevna

I. Ya. Yakovlev ChSPU, Cheboksary, Russia

e-mail: ekaterinaevgeneva8@gmail.com

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о самооценке детей воспитывающихся в двухпоколенных и трехпоколенных семьях. Об актуальности изучения данной проблематики.

Abstract: In this article, the author writes about the self-esteem of children raised in two-generational and three-generational families. On the relevance of studying this problem.

Ключевые слова: самооценка дошкольника, самооценка младшего школьника, самооценка ребенка в двухпоколенных семьях, самооценка дошкольника в трехпоколенных семьях.

Keywords: self-esteem of a preschooler, self-esteem of a junior schoolboy, self-esteem of a child in two-generational families, self-esteem of a preschooler in three-generational families.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Особенности личности определяют эффективность нашего взаимодействия в окружающем нас обществе. Составляющих личностных особенностей множество: мотивация, темперамент, характер, самооценка и другие. Самооценка является системообразующей характеристикой человека, определяющей его позиции по отношению к миру, к другим, к самому себе, уровень его притязаний и совокупность оценок в целом. Благодаря способности к самооценке человек обретает возможность в значительной мере самостоятельно направлять и контролировать свои действия, воспитывать себя.  

Самооценка является одним из структурных компонентов самосознания, выражающее отношение к своему «Я» (реальному и идеальному, их соотношению). В различных исследованиях проблема самооценки стоит остро. Данный вопрос изучали такие ученые как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Г.В. Бороздина, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, М.И. Лисина, А.И. Липкина, В.С. Мухина, Д. Мид, Р.С. Немов, К. Роджерс, И.И. Чеснокова, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон. Эти ученые рассматривали самооценку как оно из важнейших личностных образований, которое принимает участие в регулировании поведения, деятельности индивида.

Особое место самооценка занимает в жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. В случае если в этот период не будут заложены основы подлинных человеческих ценностей и личностных черт, то нельзя гарантировать их становление и в последующие годы жизни. Многие качества личности, необходимые для успешного развития детей в младшем школьном возрасте, закладываются уже в дошкольном детстве. Прежде всего это касается самооценки, одной из главных составляющих личности. Современное образование в целом и дошкольное в частности должно быть направлено на развитие индивидуальной системы формирования адекватной самооценки детей, позволяющей им активно взаимодействовать с окружающим миром. Актуальной остается проблема преемственности при переходе детей из начального учреждения в начальную школу, создание условий, которые бы наилучшим образом способствовали формированию адекватной самооценки воспитанников в системе «детский сад – школа».

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предполагают наличие таких качеств у детей: «ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками …, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен к принятию собственных решений ...». Наличие заниженной самооценки не позволит ребёнку на этапе перехода к школьному обучению достичь целевых ориентиров, закреплённых во ФГОС.

Согласно Федеральному закону об образовании статья 44, гласит, что первыми учителями являются родители (законные представители). Именно родители закладывают фундамент для самооценки ребёнка. Мнение родных для малыша – истина в последней инстанции, ведь мама и папа для него – это целый мир. И все, что они говорят, воспринимается как исключительная правда. Постоянные похвалы или порицания накладывают существенный отпечаток на формирование самооценки, а транслируемый родителями образ «хорошего» или «плохого» ребенка постепенно трансформируется в собственные представления малыша о себе. Кроме того, именно семейные установки прививают ребенку критерии оценки окружающих людей, ситуаций, поступков и себя самого.

Изучению самооценки в дошкольном возрасте посвящены исследования Л.И. Божович, А. Белоборыкиной, Е.Е. Кравцовой, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, А.И. Сильвестру, Г.А. Урунтаевой и других. Данные работы описывают динамику развития самооценки, механизмы ее формирования на каждом возрастном этапе, роль взрослых и сверстников в формировании самооценки.

Проблеме становления самооценки детей младшего школьного возраста посвящено много трудов отечественных и зарубежных психологов: Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, М.И. Боришевского, Л.С. Выготского, В. Джемса, А.И. Захарова, Я.Л. Коломинского, А.Н. Леонтьева, А.И. Липкиной, С.Д. Максименко, К. Роджерса, М.М. Савчина, В.В. Столина, К.Д. Ушинского, К. Хорни, И.И. Чесноковой, Э. Эриксона, и др. Например, Выготский Л.С. предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка – обобщенное т.е. устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить целостное поведение в соответствии с социальными нормами.

Одним из перспективных направлений современных исследований в данном аспекте следует признать влияние прародителей на становление отношения к самому себе у детей разного возраста.

В отечественной психологии первое эмпирическое исследование вклада прародителей в жизнь семьи детей и взаимоотношений с внуками проведено общественным центром "Геронтолог" (рук. О.В. Краснова). Также в данном направлении работали А. С. Спиваковская, американская исследовательница П. Робертсон.

Cемья – первая общность, с которой мы начинаем контактировать. Семью рассматривают как общину людей, объединенных родством и общим бытом. Обычно в исследованиях рассматривается нуклеарная двухпоколенная семья, состоящая из детей и родителей. Родители рассматриваются как основные воспитатели детей в семье. Однако во взрослении детей существенную роль играет старшее поколение – прародители, которые иногда вовлечены в процесс даже больше, чем родители.

В России помимо совместного времяпрепровождения, прародители чаще дают советы по воспитанию детей, а также сами непосредственно вмешиваются в данный процесс. Нередко выполняют роли нянь, поскольку родители детей заняты на работе. В России чаще, чем на Западе, встречаются трехпоколенные семьи, члены которых проживают совместно. Принято считать, что общение между прародителями и внуками в большинстве случаев носит более теплый, дружелюбный характер, по сравнению с общением между детьми и родителями. В то же время, одно из тенденций современного общества является отдаление прародителей от вопросов воспитания внуков в силу их занятости, нежелания включатся в данный процесс и других причин. Данный факт также определенным образом сказывается на формировании самооценки у детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста.

Однако я считаю, что изучение данной проблемы в науке трудно признать окончательно завершенным в силу отсутствия развернутых исследований в данной области.

 

Список литературы:

1. Дорошенко О.М. Роль родителей и учителей в повышении самооценки детей / О.М. Дорошенко, Е.Е. Коваленко // В сборнике: Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития. – Рязань, – 2020. – С. 557-560.

2. Хамокова Д.Ф. Самооценка детей младшего школьного возраста / Д.Ф. Хамокова // В сборнике: Психология и образование: опыт, перспективы, инновации. Материалы III Всероссийского Форума с Международным участием. – 2021. – С. 106-108.

3. Барсегян О.В. Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности / О.В. Барсегян // Известия института педагогики и психологии образования. – 2019. – № 3. – С. 61-66.

 

. . . . . . .