Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Повышение мотивации обучающихся к изучению предметов естественно-научного цикла

Дата публикации: 2022-04-12 22:50:51
Статью разместил(а):
Ярмухаметова Дарина Сергеевна

Повышение мотивации обучающихся к изучению предметов естественно-научного цикла посредством комплексной профориентационной работы

Increasing the motivation of students to study subjects of the natural science cycle through comprehensive career guidance

 

Автор: Ярмухаметова Дарина Сергеевна

МОБУ "СОШ", д. Шамонино, Республика Башкортостан, Россия

e-mail: reutovada@mail.ru 

Yarmukhametova Darina Sergeevna

Middle School, v. Chamonino, Republic of Bashkortostan, Russia

e-mail: reutovada@mail.ru 

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о необходимости комплексной профориентационной работы на уроках естественно-научного цикла, которая позволит активизировать познавательную деятельность учащихся при изучении учебных предметов и  подготовить обучающихся к осмысленному выбору профессии.

Abstract: in this article, the author writes about the need for comprehensive career guidance work in the lessons of the natural science cycle, which will allow students to activate cognitive activity in the study of academic subjects and prepare students for a meaningful choice of profession. 

Ключевые слова: профориентационная работа, активизация познавательной деятельности.

Keywords: career guidance work, activation of cognitive activity. 

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Поскольку окружающая среда является одним из факторов здоровья человека, российские ученые обеспокоены экологической обстановкой нашей страны. По информации ООН, на сегодняшний день Россия входит в список стран с повышенным загрязнением, около 15% территории находится в тяжелом экологическом состоянии. Нерадостные перспективы в отношении сохранения природы ученые напрямую связывают с тотальной экологической и химической безграмотностью россиян, которые приводят к экологическим катастрофам.

Так, например, общеизвестным фактом является то, что экологическая грамотность населения находится на недостаточно высоком уровне: при выборе бытовой химии большинство потребителей учитывает цену и эффективность, не принимая в расчёт экологичность продукта. Поэтому, учитывая агрессивность многих химических веществ, которые наносят непоправимый ущерб окружающей среде, ученые отмечают крайнюю важность экологического образования молодежи и необходимость всеми доступными методами повышать экологическую культуру населения в целом. Кроме того, незнание основ дисциплин естественно-научного цикла приводит к смертельным последствиям, как это произошло на одном из торжеств, где в результате отсутствия элементарных знаний основ химии и биологии, а также несоблюдения правил техники безопасности при работе с химическими веществами.

Таким образом, одной из важнейших миссии учителя химии и биологии является повышение уровня знаний населения и улучшение экологической обстановки. Однако это затруднено тем, что современного ученика нелегко заинтересовать изучением конкретного предмета, в том числе и естественно - научными дисциплинами, обучающиеся аргументируют это тем, что знания из этой области не понадобятся в выбранной ими профессии.

Также не менее важной проблемой на сегодняшний день, является недостаточное внимание профориентационной работы с будущими абитуриентами. Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения установил: 47% россиян не работает по специальности, 30% из них не могут найти работу по специальности, 20% нашли себя в другой профессии, 24% работают в другой сфере, где выше заработная плата, 3% опрошенных заявила, что их специальность устарела, остальные участники опроса указали другие причины. Около половины населения с высшим образованием идет на работу, не связанную с тем, что они изучали, и после потраченных пяти лет вынуждены искать применение своих знании в другой области. Также анкетирование выявило, что 67% респондентов выбрали свою будущую профессию самостоятельно, 19% – по совету близких и друзей и только 2,5% — по результатам профориентационных мероприятий.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что школьники Российской Федерации, готовясь к поступлению в учебное заведение, плохо разбираются в бирже труда, поскольку профориентационная работа в школе чаще всего ограничивается стандартными тестами, ориентированными  на одну- две основные профессии, при этом не всегда соответствующими потребностям рынка труда.

А между тем профориентационная работа направлена на оказание помощи подросткам при выборе жизненного пути, формировании системы занятости в будущем, ведь сегодняшние школьники — это специалисты, которые в ближайшем будущем будут лечить, учить и строить. Поэтому во многих странах с развитой экономикой профориентационной работе уделяется большое значение. Программы, направленные на то, чтобы подросток нашёл свое призвание, разрабатываются специалистами и включают в себя теоретическую и практическую части. Эта система постоянно совершенствуется, чтобы соответствовать потребностям общества и готовить успешных специалистов. 

Для решения перечисленных проблем, необходима, комплексна работа на уроках химии и биологии, отвечающая современным тенденциям, которая будет направлена на повышение экологической грамотности населения; формирования универсальных знаний, умений и навыков, позволяющие осуществить осознанный профессиональный выбор. Рассмотрим один из примеров использования профориентационной работы на урочных и внеурочных занятиях по биологии и химии, при изучении разделов «Человек» и «Неорганическая химия».  На данной ступени обучения можно ознакомить учащихся в игровой форме с такими профессиями как: врач, фармацевт, химик, диетолог, лаборант химического анализа, при этом акцентируя внимание на учебные заведения, которые осуществляют обучение и актуальные вакансии на сегодняшний день.

Раздел

Тема

Профессия

Учебные заведения РБ

Вакансии

Человек \ неорганическая химия

Системы органов

Врач

БГМУ, уфимский медицинский колледж, УГНТУ, Уфимский топливно-энергетический колледж.

ООО ГрандМед, ГБУЗ РБ Поликлиника № 50, Профилакторий «Речные зори», Детская поликлиника № 4

«Сущность и признаки химических реакций»

«Массовая доля»

Фармацевт /  химик

«Обмен веществ и энергии» «Кровеносная система»

Диетолог \ лаборант химического анализа

Таблица 1. План профориентационной работы в 8 классе

При изучении систем органов учащиеся, в групповой форме работают по маршрутному листу, закрепляют умения анализировать информацию, использовать полученные знания на уроках, исследуют анализы, устанавливают диагноз и определяют дальнейшее лечение, следуя алгоритму.

В ходе ролевой игры учащиеся углубляют свои знания о строении человека, различных заболеваниях, методах диагностики, расширяют круг познаний о различных медицинских специальностях, знакомятся со спецификой работы врача, совершенствуются навыки работы с таблицей. 

При знакомстве со спецификой работы фармацевтов и химиков, выполняют исследование лекарственных препаратов. В результате совершенствуются навыки работы с химическими веществами, углубляются знания о химических препаратах и представления о профессиях.

В качестве диетолога обучающимся необходимо установить диагноз пациента по амбулаторной карте, а в качестве лаборанта химического анализа провести исследование продуктов питания на содержание ионов железа по алгоритму. На основании диагноза и полученных результатов эксперимента, необходимо составить рацион питания больного пациента.

Методы и приемы комплексной профориентационной работы на уроках помогают разнообразить формы работы с учащимися, внести яркие моменты при объяснении материала химии и биологии, а также помочь учащимся в определении будущей профессии.

Использование систематизированного подхода к профориентационной работе позволит активизировать познавательную деятельность учащихся при изучении учебных предметов естественно-научного цикла и подготовить обучающихся к осмысленному выбору профессии.

 

Список литературы:

1. Дерябин В.А., Фарафонтова Е.П. Экология- Екатеринбург: Издательство Уральского университета 2016-136с.

2. Пряжникова Е.Ю. Профориентация : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2010. – 488.

3. Денисов В.В., Курбатова А.С., Денисова И.А. Бондаренко В.Л., Грачев В.А. Экология города: Учебное пособие/Под. Ред. Проф. В.В.Денисова.-М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2008 – 832с.

 

. . . . . . .