Организация развивающей предметно-пространственной среды для эффективной социализации дошкольников с ОВЗ
Организация развивающей предметно-пространственной среды для эффективной социализации дошкольников с ОВЗ
Organization of the developing object-spatial environment for effective socialization of preschoolers with disabilities
Автор: Тайкова Анна Викторовна
Детский сад № 56, г. Рыбинск, Россия
e-mail: taikovy@yandex.ru
Taykova Anna Viktorovna
Kindergarten № 56, Rybinsk, Russia
e-mail: taikovy@yandex.ru
Аннотация: В данной статье рассматриваются современные пути преодоления проблем вхождения в социум детей с ОВЗ посредством обеспечения необходимых условий для их развития и саморазвития, отвечающих ФГОС. Рассматриваются аспекты организации рабочего поля специалиста –организация пространства и организация среды внутри этого пространства с оформлениями соответствующих центров.
Abstract: this article discusses modern ways to overcome the problems of entering the society of children with disabilities by providing the necessary conditions for their development and self-development that meet the Federal State Educational Standard. The aspects of the organization of the working field of a specialist are considered - the organization of space and the organization of the environment within this space with the design of the corresponding centers.
Ключевые слова: деятельность дефектолога, детский сад, дети с ОВЗ.
Keywords: activity of a defectologist, kindergarten, children with disabilities
Тематическая рубрика: Педагогика и образование.
Образовательная политика, современные тенденции в системе образования, социальная ситуация обусловили изменение требований к личности со стороны общества. Сегодня актуальным становится поиск путей достижения образовательных результатов, обеспечивающих преодоление проблем развития современных детей: навыков социального взаимодействия, умения оценивать меняющиеся социальные ситуации и уверенно действовать с опорой на собственные знания и отношения. Это, в конечном итоге, обеспечивает развитие социальной компетенции, необходимой ребенку с ОВЗ для успешного вхождения в социум.
В работе учителя-дефектолога в специализированном коррекционном учреждении принципиально значимыми положениями являются следующие представления:
- педагогическая поддержка ребенка в образовании, в которой воспитание рассматривается как совместная деятельность педагога и ребенка по созданию условий саморазвития личности воспитанника, а создание развивающей предметно-пространственной среды обеспечивает процесс развития ребенка;
- целенаправленность педагогической деятельности как принятый сообществом результат: помощь и поддержка ребенка в его индивидуальном развитии, создание условий для коммуникативного обеспечения и интерактивного взаимодействия, проектирование образовательной среды;
- предметно-пространственная среда учреждения, как пространство социокультурного развития воспитанника, требует организации помещений, деятельности в детских сообществах, преобразовании учебных программ и планов на принципах разнообразия, вариативности, альтернативности.
Работа учителя-дефектолога направлена на решение большого количества задач. В частности, деятельность включает в себя следующие направления: диагностическое; учебно-воспитательное; коррекционно-развивающее; консультативное; культурно-просветительное; социально-педагогическое; научно-методическое.
Широкий спектр обязанностей предполагает наличие современного материально-технического оснащения: обустроенный кабинет, диагностический инструментарий, оборудование для проведения коррекционно-развивающих занятий.
Материально-техническая и методическая база отвечают основным задачам коррекционно-развивающего процесса. Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, на которых направлена деятельность дефектолога. В связи с этим среди требований целесообразно выделить несколько критериев, по которым происходит организация рабочего пространства специалиста:
• Научность – обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований.
• Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиН (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели дошкольников; профилактика перегрузок; оптимальное соблюдение режимов занятий и отдыха; удовлетворение двигательной активности детей, проведение разнообразных по форме занятий.)
• Соответствие возрасту ребенка - обеспечение условий, отвечающих возрастным и индивидуальным особенностям детей с ОВЗ.
• Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).
При создании развивающего пространства в кабинете учитывались все принципы построения предметно-развивающей среды: оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, возможность трансформирования.
Следует выделить два аспекта организации рабочего поля специалиста – это организация пространства и организация среды внутри этого пространства.
Организация пространства предполагает создание рабочих центров кабинета, которые включают:
1) По отношению к детям (в соответствии с направлениями деятельности детей)
- Образовательный центр. Он оформлен детскими столами, стульями, соответствующими росту детей, включает в себя:
а) демонстрационный центр в виде магнитной доски, столика, фоторамки с подобранными картинками, соответствующими лексическим темам.
б) центр дидактического сопровождения, представленный занимательным игровым обеспечением для занятий; оборудованием, способствующим развитию мелкой моторики, техническими средствами обучения.
в) центр для индивидуальной работы с детьми: стол с зеркалом для упражнений по коррекции звукопроизношения.
- Двигательный центр, который обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство, оснащенное ковровым покрытием для проведения подвижных упражнений и игр. Он используется также для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за столом и упражнений на ковре.
- Игровой центр рабочего кабинета обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и также содержит оснащение развивающим материалом.
2) По отношению к деятельности специалиста (в соответствии с направлениями работы учителя-дефектолога) выделены:
- Диагностический центр. Оснащение специализированным инструментарием в соответствии с методическими требованиями к проведению дефектологического обследования детей.
- Коррекционно-развивающий центр. Специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др.) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности. Все материалы рассортированы по направлениям коррекционно-педагогической работы, способствующей решению задач поэтапного формирования способов ориентировочно-исследовательской деятельности и способов усвоения ребенком общественного опыта (образовательные области Основной образовательной программы детского сада в соответствии с ФГОС ДО).
- Консультативный центр предусматривает информативное поле для родителей и специалистов (информационные папки, библиотечный фонд) и рабочее место для проведения консультаций. Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формированию умений и навыков практической работы с детьми.
- Методический центр оснащен специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, обеспечивающими научность деятельности, учебными и развивающими программами, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию дефектолога. Данная зона отвечает задачам организационно-планирующей деятельности и содержит также рабочий стол, стеллажи и шкафы для хранения материалов.
Организация среды – это специальное оборудование центров, направленное на компенсацию состояния детей. В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога и направлениями коррекционной работы специалиста можно выделить следующие развивающие среды, созданные в кабинете:
- Сенсорная среда обеспечивает развитие и коррекцию отдельных сенсорных систем и полисенсорики. Данная среда максимально насыщена материалами, стимулирующими сенсорное развитие. Оборудование (демонстрационное, игры, пособия, раздаточный материал): материал для развития зрительной функции (цвет, форма, размер, толщина объектов, целостность и контактность и дифференцированность зрительных образов, цифровой и буквенный гнозис): наборы цветных предметов; мозаики; пирамидки; цветные пособия; наборы геометрических фигур; парные картинки, буквенные и цифровые лото; трафареты и вкладыши к ним в виде целостных и разрезных предметных изображений и геометрических фигур; разрезные картинки; материал для развития тактильного и тактильно-кинестетического восприятия: различные виды массажных инструментов; наборы контрастных по текстуре и температуре материалов для касания; наборы мячей с различной фактурой поверхностей; объемные резиновые игрушки и мячи с шипами; тактильные коврики; материалы для тактильного развития; наборы образных объемных игрушек в мешочке; наборы геометрических и стереометрических форм в мешочке. Предполагает чередование внешних раздражителей по новизне, силе воздействия. В работе стараемся избегать перенасыщения пространства, так как многие дети могут испытывать дискомфорт при предъявлении сенсорного стимула определенной модальности (звуковые, тактильные ощущения) или к интенсивности.
- Моторно-двигательная среда обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей, представляет: уголки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала атрибуты, тактильные поверхности, пространство для подвижных игр, аудиокниги и прочее.
- Учебно-познавательная среда обеспечивает развитие и коррекцию когнитивных процессов, формирование учебных знаний, умений и навыков. Данная среда максимально насыщена материалами, стимулирующими умственное и когнитивное развитие. Наполняемость соответствует принципу учета зоны актуального развития самого слабого ребенка и учета зоны ближайшего развития самого сильного ребенка в группе, включает визуальную поддержку: расписание, алгоритмы деятельности, режим дня в картинках.
В своей работе я делаю акцент на создание таких педагогических условий, которые позволяют установить эмоционально-личностный контакт взрослого с каждым ребенком; пространство самоопределения ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и предпочтениями, сфера педагогических влияний, создание условий для развития и саморазвития ребенка.
Список литературы:
1. Янушко Е. «Сенсорное развитие». - Изд.:Владос, 2018г.
2. Еремина А.А. «Деятельность учителя-дефектолога в общеобразовательной организации». -.Изд: ЛОГОМАГ, 2014г.