Гаджет как средство когнитивного развития детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2022-01-13 11:30:20
Статью разместил(а):
Мосалова Ольга Сергеевна

Гаджет как средство когнитивного развития детей дошкольного возраста

Gadget as a means of cognitive development of preschool children

 

Автор: Мосалова Ольга Сергеевна

ГОУ ВО МО ГГТУ "Гуманитарно-педагогический колледж", г. Орехово-Зуево, Россия.

Mosalova Olga Sergeevna

Humanitarian and Pedagogical College, Orekhovo-Zuevo, Russia

e-mail: panevina_olga@mail.ru 

 

Аннотация: В статье рассмотрены аспекты влияния гаджетов на психику ребенка, рассмотрены аспекты проникновения современных компьютерных технологий в современное образование.

Annotation: The article discusses aspects of the influence of gadgets on the psyche of a child, considers aspects of the penetration of modern computer technologies into modern education.

Ключевые слова: гаджет, когнитивное развитие ​детей, педагог дошкольного образования, современные компьютерные технологии.

Keywords: gadget, children's cognitive development, preschool teacher, modern computer technologies.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

В современном мире высоких технологий видна тенденция постоянного использования гаджетов не только взрослыми людьми (как в работе и решении повседневных задач, так и для досуга), но и детьми (чаще дома для развлечения, реже в детском саду как обучающее и развивающее устройство).

Ученые относительно недавно начали проводить исследования по вопросам влияния гаджетов на психику ребенка. Но любое исследование в данной сфере доказывает, что влияние гаджетов на психику ребенка не может иметь исключительно отрицательный характер. Вместе с тем, данные исследования подтверждают более существенное влияние гаджетов на мозг ребенка чем на мозг взрослого человека.

Данная проблема так же не избежала внимания научного сообщества, существует большое количество статей по изучению позитивного и негативного влияния гаджетов на развитие детей, а также множество рекомендаций родителям и педагогам по минимизации возникающего негативного воздействия.

Актуальность данного исследования обоснована постоянным совершенствованием современных электронных устройств, увеличением времени и сферы их использования.

Большинство современных дошкольных образовательных учреждений оснащены компьютерами, планшетами и электронными досками. На сегодняшний день разработаны и используются педагогами образовательные программы по обучению детей дошкольного возраста иностранным языкам, по развитию творческих способностей детей и многие другие.

Некоторые специалисты, такие как педагог-психолог, логопед, дефектолог, тифлопедагог, применяют в своей деятельности, обучающие и развивающие компьютерные программы, тренажёры и игры с целью совершенствования способностей дошкольников и коррекции нарушенных функций.

Широко используются компьютерные программы, предназначенные для выработки навыков управления психоэмоциональным состоянием по методу биологической обратной связи (БОС). Подобное «общение» с компьютером полезно для детей с синдромом дефицита внимания, гиперактивностью, эмоционально-волевыми нарушениями (агрессия, страхи, тревожность), с повышенной эмоциональной утомляемостью и многим другим.

Использование подобных технологий служит стимулом для развития когнитивных процессов и полезных навыков, а также позволяет педагогам добиваться увлечения, повышения внимательности и заинтересованности со стороны ребенка, косвенно увеличивая объем запоминаемой информации, включается рассудочная деятельность, развивается мелкая моторика рук и глаз.

Говоря об использовании гаджетов нельзя акцентировать только положительные аспекты их использования, важно обговаривать и сопутствующие недостатки.

При длительном использовании гаджетов формирование мышц, отвечающих за работу рук и пальцев, может пойти неправильно, без смены позы и движения страдает осанка и развитие всего организма, мозг не насыщается кислородом, функции мозга угнетаются, может наблюдаться нарушение координации между мозгом и руками. И, конечно, длительное использование гаджетов негативно сказывается на зрении ребенка.

Для того, чтобы гаджет способствовал развитию энергетических функций, и наносил меньший вред здоровью растущего организма необходимо применять хитрость и правильный подход к его использованию. Например, если мама включает видеоролик с утренней зарядкой и вместе с ребенком ее делает, то мотивация ребенка к выполнению физических упражнений значительно увеличивается, а энергия успешно восполняется, движение позволяет снизить негативное воздействие на организм и укрепить физические возможности.

Чрезмерно частое использование гаджетов оказывает значительное влияние на психику дошкольников. Мышление и восприятие мира начинают меняться. Информация при использовании гаджетов поступает в основном через зрение и слух, они становятся основными каналами восприятия, и чтобы формирование целостного образа предметов со всеми их физическими характеристиками (вес, размер, текстур, материал, функции и другие) не было искажено, необходимо подкреплять их взаимодействием с реальными предметами. Пострадать могут и зрительно-пространственные функции.

Ограничение области зрительного сканирования, разные варианты расположения гаджета, автоповорот экрана и ограниченные возможности манипулирования экранными объектами могут привести к тому, что ребенок может быть дезориентирован в реальном пространстве. Чтобы не допустить подобных негативных воздействий необходимо использовать некоторые приемы. Например, когда родители вместе с ребенком рассматривают фотографии животных, вместе анализируют, как они выглядят, где живут, чем питаются, а позже в зоопарке показывая на то или иное животное задают подходящие вопросы проводя рефлексию, происходит обогащение зрительного восприятия и информации о мире в целом.

Большинство контента для детей дошкольного возраста зачастую содержит только самые простые слова и речевые обороты, сюжеты достаточно примитивны и потому доступны, и привлекательны для многих детей. Словесно-логическое мышление перестает быть необходимым для понимания общего смысла, происходящего на экране. Необходимость оперировать словами, называть предметы, отвечать на вопросы отсутствует – следовательно, тормозится развитие речевых процессов. В данном случае важна активность взрослого человека, который включается в обсуждение мультиков и игр, а также может при необходимости пояснить смысл аудио- или видеофрагмента, проводя рефлексию как в случае со зрительным восприятием.

Еще одной проблемой может быть потеря способности фантазировать, так как в некоторых случаях гаджетом предлагается уже готовое решение или исход события, тем самым лишая ребенка возможности творить, создавать что-то новое. Важно использование приложений, не зацикленных на конкретном развитии событий, которые позволяют проявить фантазию, использовать воображение. Здесь так важно придерживаться временных ограничений.

Дети, чьё свободное время занято гаджетами, зачастую некоторым образом теряют связь с внешним миром, виртуальный мир становится важнее реального, дети постепенно утрачивают способность отличать правду от вымысла, что ведёт к формированию зависимости. Руководствуясь моралью выдуманных героев, они перенимают навыки персонажей и их модель поведения.

Существенной проблемой становится интернет-зависимость. Основным признаком её появления является смена поведения, невозможность отказаться от выхода в интернет, бессмысленное времяпрепровождение в интернете. Относительно недавно был обнаружен ещё один вид зависимости – «номофобия», боязнь остаться без смартфона.

Восприятие времени, его естественного течения также может быть искажено из-за неконтролируемого использования гаджетов: ребенок, который подолгу взаимодействует с экраном, не замечает, как проходит время.

Полностью исключить использование гаджетов невозможно, наилучший выход – контролировать использование гаджетов, использовать его целенаправленно и осмысленно, общаться и проводить больше времени с детьми, интересоваться их жизнью.

При разумном дозировании использования. Развивающие видео на планшете, игры, обучение письму, счету, логические задачки, развитие моторики, при разумном подходе гаджеты могут быть весьма полезны, но важно соблюдать несколько правил:

Детям до двух лет не стоит давать гаджеты. Так как мозг и тело начинают формироваться, и важно, чтобы это происходило полностью естественным путем. Применение гаджетов (аудио и видео сопровождение) приемлемо только в качестве общего фона наравне с реальным миром.

После двух лет ребенку можно позволить использовать гаджет, установив на него обучающие игровые приложения, но необходимо находиться рядом с ребенком, когда он их использует.

С трех до пяти лет детям рекомендуют использовать гаджеты не более часа в день, делая паузы и разнообразив занятия внутри устройства (обучающие игры, развивающие видео, задачки и другое).

После пяти время использования гаджетов можно увеличить до 2 часов в день, так же порционно, делая зарядку для глаз каждые 15-20 минут.

Главное правило: отдавать предпочтение традиционным формам обучения и развлечения (рисование, игры), нежели развлечениям в гаджетах, показывать, что реальный мир интереснее, на своем примере: не играть в компьютерные игры и не использовать слишком долго телефон при ребенке, читать книги вместе с ним, общаться с ребенком и заинтересовывать его происходящим вокруг.

Я являюсь преподавателем Гуманитарно-педагогического колледжа ГГТУ, преподавая дисциплину «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» в группах специальности 44.02.04 «Специальное дошкольное образование». При изучении раздела «Решение дидактических и методических задач воспитателем ДОУ с помощью программного обеспечения ПК» мы касаемся вопроса влияния гаджетов на психику ребенка, подробно разбираем санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, рекомендации по соблюдению санитарно-гигиенических норм при использовании средств ИКТ в образовательном процессе, мы занимаемся моделированием предметно-развивающей среды в помещении группы с применением средств ИКТ согласно гигиеническим требованиям и рекомендациям, разрабатываем и занимаемся подбором упражнений для снятия негативного воздействия средств ИКТ на детей дошкольного возраста, разрабатываем интерактивные презентации и занимательные компьютерные игры для детей дошкольного возраста.

В связи с этим, проходя производственную практику по модулю «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием» на базе МДОУ №4 комбинированного вида Московской области Орехово-Зуевского городского округа, нашими студентами проведено небольшое исследование, в котором приняли участие дети старшей дошкольной группы (возраст испытуемых 5-6 лет).

В него входило анкетирование для формирования наиболее развернутого представления об использовании гаджетов детьми дошкольного возраста. Дети совместно с родителями ответили на несколько несложных вопросов.

1. Какие гаджеты есть у вас дома?

2. Умеете ли вы использовать планшет или ноутбук (компьютер)?

3. В каком возрасте Вы начали давать планшет или смартфон ребенку?

4. Чем тебе больше нравится заниматься: гулять или играть в гаджет?

5. Легко ли Ваш ребенок может отказаться от использования гаджета?

6. Применяете ли Вы гимнастику для глаз с ребенком при использовании гаджетов?

7. Ваш ребенок сам решает, как использовать гаджет (играть в игру, смотреть видеоролики, общаться)?

8. Контролируете ли Вы время использования гаджетов ребёнком?

9. Ограничивается ли время, проведенное ребенком с гаджетом двумя часами?

10. Присутствуете ли Вы при использовании гаджетов вашим ребенком?

11. Обсуждаете ли Вы просмотренные ребенком видео-ролики, установленные в гаджет игры?

Было обработано 20 анкет воспитанников детского сада совместно с родителями. Результат опроса:

Изучив данные опроса можно сделать вывод что меньше чем половина воспитанников имеют низкий уровень зависимости от гаджетов, а остальные либо уже злоупотребляют использованием, либо близки к этому.

Проанализировав анкеты, мы выяснили, что дети знают, что такое гаджеты и умеют ими пользоваться. Наиболее ранний возраст начала использования был – 1,5 года у двоих анкетируемых, остальные получили доступ к гаджетам после 2 – 7 человек, и 2,5 лет – 11 человек. Большинство анкетируемых (12 воспитанников) предпочитают прогулки играм в гаджет, но при этом так же больше половины (14) прекращают использование гаджетов с большим трудом. Только 9 из 20 анкетируемых выполняют гимнастику для глаз при использовании гаджетов. В большинстве случаев (18 из 20) ребенок сам решает, как использовать гаджет и время, проведенное ребенком с гаджетом не ограничивается двумя часами. 9 из 20 родителей присутствует при использовании гаджетов их детьми, но только 7 из 20 родителей обсуждают просмотренные ребенком видео-ролики и установленные в гаджет игры.

В ходе производственной практики студентами были проведены занятия как с использованием ИКТ, так и с использованием дидактического материала в группе старшего дошкольного возраста.

Во время проведения этих занятий студентам удалось понаблюдать за уровнем вовлеченности детей в процесс занятия, произвольность их внимания, возбуждение интереса, и положительного отношения к процессу обучения и их различия при использовании гаджетов и их отсутствии в учебном процессе.

Проанализировав проведенные занятия, мы пришли к выводу, что при использовании интерактивной доски у детей наблюдалась большая вовлеченность в занятие, интерес и яркая положительная эмоциональная окраска, но в случае с дидактическим материалом у детей намного лучше формировалось произвольное внимание – один из важнейших факторов становления учебной деятельности дошкольников.

Дальнейшее исследование данного вопроса планируется продолжить с применением диагностик умственного развития детей старшего дошкольного возраста, на основании которых можно оценить уровень влияния гаджетов на когнитивное развитие детей дошкольного возраста.

 

Список литературы:

1. Выступление Антонины Романовой «Гаджеты и их влияние на познавательное развитие: взгляд нейропсихолога» на научно-практической конференции «Семья в современном мире: трансформация психотерапии» 28‒29 сентября 2019 года в Москве.

2. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. Пособие для педагогов ДОУ.М.: 2011. Казаков И.С. Модель процесса формирования информационной компетентности у студентов педагогического вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. № 1. С. 66–71.

3. Смирнова Н.Н. Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возраста / Н.Н. Смирнова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2018. – № 48.1 (234.1). – С. 35-36.

4. Литвиненко Н.Г. Роль гаджетов в жизни дошкольника / Н.Г. Литвиненко. – Текст :// Научно-практический журнал «Ребёнок и Общество. – 6 с.