Изучение формирования логических универсальных действий у младших школьников с ЗПР

Дата публикации: 2022-01-04 17:34:06
Статью разместил(а):
Афонина Екатерина Евгеньевна

Изучение формирования логических универсальных действий у младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзии

The study of the formation of logical universal actions in younger schoolchildren with mental retardation in the conditions of inclusion

 

Авторы: Афонина Екатерина Евгеньевна

ГБОУ "СОШ", с. Кошки, Россия

e-mail: catya.iakowlewa2014@yandex.ru

Afonina Ekaterina Evgenievna

Middle School, v. Koshki, Russia

e-mail: catya.iakowlewa2014@yandex.ru

 

Аннотация: В этой статье автор описывает результаты проведенной исследовательской работы, в основу которой положено изучение формирования логических универсальных действиях у 20 учащихся вторых классов с задержкой психического развития. При обобщении результатов можно сделать вывод о том, что у большей половины детей логические универсальные учебные действия сформированы на низком уровне. 

Abstract: In this article, the author describes the results of the research work carried out, which is based on the study of the formation of logical universal actions in 20 second grade students with mental retardation. When summarizing the results, it can be concluded that more than half of the children have logical universal educational actions formed at a low level.

Ключевые слова: логические универсальные учебные действия, задержка психического развития, младшие школьники.

Keywords: logical universal educational actions, mental retardation, junior schoolchildren.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Проблема формирования логических универсальных учебных действий у детей с задержкой психического развития рассматривалась в специальной литературе довольно-таки серьезно, но на данный момент остается малоизученной. В результате чего теоретическое и практическое изучение формирование логических универсальных учебных действий у детей с задержкой психического развития, а также дальнейшая коррекция по формированию логических универсальных учебных действий у детей данной категории позволили определить актуальность, а также стали темой для данного исследования. 

В том числе актуальность исследования говорит о значимости формирования логических универсальных учебных действий, которая выделяется среди остальных психических процессов. Учитывая, что ученые определяют познавательных учебные действия, как умения ребенка учиться, и включают в это понятие: как специальные предметные действия, так и знаково символические, логические действия и умения по постановке и решению задач в познавательно-исследовательской деятельности. Следовательно, исходя из этого можно сказать, что на сегодняшний день очень актуально изучение трудностей, которые в свою очередь связаны с формированием логических универсальных учебных действий у младших школьников, которые имеют задержку психического развития.

Проблема формирования логических учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития зачастую относится к числу наиболее актуальных и современных. Неоднократно данную проблему рассматривали, как в отечественных, так и в зарубежных трудах ученых. Так, по мнению Л.С. Выготского, В.И. Лубовского, М.И. Лисиной, Б.Г. Ананьевым и др. дети с задержкой психического развития имеют недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения, невозможность длительной и активной концентрации, быструю и легкую отвлекаемость.

Формирование логических универсальных учебных  действий у младших школьников с задержкой психического развития характеризуется рядом особенностей: замедленный темп работы, наблюдается низкая целенаправленность деятельности, поведение отклоняется от нормы нормально развивающихся ребят, у таких школьников наблюдаются различные расстройства энцефалопатического характера. В процессе формирования логических учебных действий у младших школьников на протяжении выполнения всей работы присутствуют ошибки. Эти ошибки практически всегда остаются незамеченными и не устраняются, по сравнению с нормально развивающими детьми.

Целью нашего проведенного эксперимнента стало: иучение сформированности логических универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования, а также изучение трудностей, которые возникают у школьников по ходу учебной деятельности. 

Задачами исследования было поставлено проанализировать современное состояние проблемы формирования логических учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития и выявить особенности формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзии.

Базой для нашего эксперимента стала ГБОУ "СОШ" с. Кошки. Сроки проведения осуществления диагностикой работы это: 2020 год, с сентября по ноябрь. В ходе нашего исследования приняли участие 20 учащихся, вторых классов обучающихся в условиях инклюзии. Возраст учащихся составил от 8 до 10 лет. Из них 12 мальчиков и 8 девочек. Анализ индивидуальных папок развития свидетельствует о том, что все 20 учащихся по заключению психолого-медико-педагогической комиссии обучались по адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой развития. Педагогический эксперимент предполагал выявление сформированности логических универсальных учебных действий младших школьников с ЗПР с помощью следующих диагностических заданий:

- методики «Четвертый лишний» (на математическом материале) Л.А. Ясюковой;

- методики построения числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия (Ж. Пиаже, А. Шеминьска);

- методики «Исправление семантически неверных фраз» (Л.А. Ясюкова);

- методики «Речевые аналогии» (Л.А. Ясюкова);

- методики И.А. Васютиной «Определение уровня сформированности умений создавать связное устное высказывание на заданную тему».

В методике "Четвертый лишний" Л.А. Ясюковой на математическом материале мы изучали способность младших школьников с ЗПР к обобщению, а также структурированию знаний, определению основной или второстепенной информации, умение сравнивать и обобщать математические понятия, умение выделять существенные и несущественные признаки.

Таблица 1. Результаты выполнения методики «Четвертый лишний» (на математическом материале).

Уровни

Способ обобщения

Обобщающее слово

Результаты выполнения,

ЭГ

Результаты выполнения,

КГ

1

Существенный

есть

0%

0%

2

Существенный

нет

0%

6% - 1 чел.

3

Функциональный

нет

15% - 3 чел.

35% - 6 чел.

4

Случайный

нет

45% - 9 чел.

24% - 4 чел.

5

Нет обобщения

нет

40% - 8 чел.

35% - 6 чел.

 

Часть обследованных школьников экспериментальной группы с задержкой психического развития (15% - 3 человека) демонстрировали 3-й уровень выполнения задания. Данный уровень говорит нам о том, что школьники производят сравнения и обобщения на функциональном уровне.  На данном этапе школьник не способны к общему обобщению, они заменяют обобщающие слова на другие слова, которые являются по отношению к данному заданию второстепенным или же несущественным признаком.

Об этом нам позволяют говорить примеры, которые приведены ниже:

- плюс, минус, круг, равно, умножение – «для решения примеров»;

-  22, 11, 13, 88, 77 – «одни и те же цифры».

Почти половина исследуемых школьников, а это примерно около 45 %, то есть 9 учащихся выполняли действия обобщений и сравнений используя в своих высказываниях случайные или обобщенные определения и понятия. Результаты данных школьников демонстрируют 4 уровень выполнения предъявляемого задания. Который в свою очередь говорит об неспособности детей производить ситуации анализа  сравнения и обобщения на понятийном уровне.

- Об этом нам позволяют говорить примеры, которые мы привели ниже:

- четыре, два, число, шесть, один – «количество яблок»;

- 1, 82, 45, 34, 52 – «большие числа».

Процент школьников, которые показали самый низкий 5 уровень успешности выполнения задания, был равен сорока процентам.  Данный уровень продемонстрировали 8 человек. Это доказывает нам, что школьники не способны производить сравнение и обобщение по различным и подходящим существенным признакам.  

Исходя из результатов методики, можно сказать о том, что у младших школьников с ЗПР отсутствует демонстрация 1 и 2 уровня.  Из анализа результатов можно сделать вывод о том, что у учащихся возникают  трудности при сравнение полученной информации, обобщении информации на математическом материале. Не могут опираться на какие-либо конкретные признаки. У них возникала трудность в правильном подборе обобщающих слов, связанных с математическим направлением.

Результаты проведения методики «Речевые аналогии» автор Л.А. Ясюкова позволили нам выявить уровень сформированности логического действия «умозаключение по аналогии», умения устанавливать логические связи и отношения между предметами.

Таблица 2. Результаты проведения методики «Речевые аналогии». Автор Л.А. Ясюкова

Уровень

Результаты ЭГ

Результаты КГ

Средний

0 чел.- 0%

12 чел. – 71%

Сниженный

7 чел.- 35%

5 чел. – 29%

Низкий

13 чел. – 65%

0 чел. – 0%

 

Полученные данные позволяют говорить о том,  что в экспериментальной и контрольной группе среднего уровня сформированности логического действия «умозаключения по аналогии» не наблюдалось, сниженный уровень в экспериментальной группе демонстрируют 7 человек (35%), а в контрольной группе 6 человек (35%) и низкий уровень сформированности логических действий можно отметить у 13 учащихся (65%) экспериментальной группы и 11 человек (65%) у контрольной. Данная тенденция свидетельствует о снижении сформированности логического действия «умозаключение по аналогии», умения устанавливать логические связи и отношения между предметами.

Проанализировав полученные данные я пришла к выводу о том, что младшие школьники с задержкой психического развития имеют большие проблемы по формированию логических универсальных учебных действий. Для преодоления всех этих трудностей требуется большое количество времени и труда. Чтобы преодолеть выявленные трудности к педагогам предъявляются различные требования, которые в свою очередь требуют от учителей применения в своей деятельности специально организованных методов для успешного формирования логических учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития, которые в свою очередь получают обучение совместно с нормально развивающимися детьми:

- школьники с ЗПР обладают способностью в поиске информации с необходимыми указаниями учителя, это значит, что учитель должен подробно объяснить ребенку, где необходимо взять эту информацию; 

- при поиске указанной информации у школьников возникают трудности связанные с поиском данной информации при анализе различных источников; 

- учащиеся с задержкой психического развития испытывают затруднения не только в установлении логических зависимостей, но при установлении причинно-следственных связей; 

- у данной категории детей возникают трудности при правильном построении своего высказывания и при переносе его на письмо, если их просят заполнить какую-либо таблицу, дети не могут понять какую информацию, и в какую графу нужно занести и в ходе невыполненного задания получают неудовлетворительную оценку;  

- если же для выполнения задания требуется объединиться с кем-то в пары,  то в этой паре школьники с ЗПР будут занимать пассивную позицию, они не будут проявлять активность в ходе выполнения задания, а просто со стороны будут наблюдать за ходом выполнения задания;  

- учащиеся с задержанным развитием на понятийном уровне демонстрируют недостаточную способность к обобщению и сравнению математических понятий;

- младшие школьники  с задержанным развитием по случайным или по несущественным (функциональным) признакам делают сравнения и обобщение математических понятий;

- у младших школьников логические умения по построению правильно связанных высказываний будет сформирована на приблизительно среднем, но по большей части низком уровне;  

- в речевых или устных выражениях учащихся мы сможем наблюдать повторения, не логичность в использовании логических цепочек, запутанность в определенной последовательности, грамматические несогласования слов; 

- у данной категории школьников будет отсутствовать применение пространственно-временных цепочек, будут проскальзывать неправильные ударения при произнесение слов;

- установить взаимно-однозначное соответствие школьники смогут только при условии, если педагог им окажет соответствующую помощь, но в последствие все равно не смогут дать объяснение сохранению дискретного множества; 

- младшие школьники с ЗПР чаще всего демонстрируют сниженный или же низкий уровень сформированности логических универсальных учебных действий.