Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Персонифицированный подход при организации профилактической работы в профессиональных образовательных организациях

Дата публикации: 2019-01-07 19:41:03
Статью разместил(а):
Сергеева Марина Георгиевна

Персонифицированный подход при организации профилактической работы в профессиональных образовательных организациях

The personified approach at the organization of scheduled maintenance in the professional educational organizations 

 

Автор: Сергеева Марина Георгиевна

Доктор педагогических наук, старший научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Россия.

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

Sergeeva Marina Georgiyevna

Doctor of pedagogical sciences, senior research associate of NITs-2 FKU of Scientific Research Institute FSIN of Russia, Moscow, Russia.

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена персонифицированному подходу при организации научно-методического обеспечения профилактической деятельности девиантного поведения обучающихся. Практика подтверждает использование данного подхода наиболее эффективным в профилактической работе в условиях профессионального образования.  

Abstract: Article is devoted to the personified approach at the organization of scientific and methodical ensuring preventive activity of deviant behavior of students. Practice confirms use of this approach by the most effective in scheduled maintenance in the conditions of professional education.

Ключевые слова: девиантное поведение, профилактическая работа, научно-методическое обеспечение, персонифицированный подход.

Keywords: deviant behavior, scheduled maintenance, scientific and methodical providing, the personified approach.

Тематическая рубрика: Педагогика, образование.

 

Изменения в социальной и экономической сферах, имеющие место в последние несколько десятилетий, оказали влияние на самые разные аспекты жизни россиян. Наряду с положительными преобразованиями, способствующими совершенствованию личности в различных областях, в социуме наблюдается интенсификация таких отрицательных факторов, как социальное расслоение, отсутствие работы у представителей трудоспособного населения, игнорирование духовных благ при повышенном внимании к ценностям материального характера, вследствие чего усилилась социальная растерянность молодежи и снизился возраст преступности. В настоящее время описанная ситуация связана с отсутствием национальной идеи и четких критериев правильного поведения в обществе, а также со склонностью молодых людей к асоциальному образу жизни (не в последнюю очередь «благодаря» воздействию СМИ).

В научной литературе ненормативное поведение обозначают разными прилагательными – «аномальное», «асоциальное», «девиантное», «делинкевентное», «деструктивное» и т.д. При этом при выделении различных типов подобного поведения имеет место определенная «терминологическая чехарда». В связи с этим Я.И. Гилинский отмечает, что, несмотря на множество работ, посвященных вопросам ДП, суть данного явления до сих пор остается неясной. Выражая солидарность с позицией ряда авторов (М.А. Галагузова, Г.Н. Штинова и других), в рамках данной работы мы останавливаемся на позиции, что понятие «ненормативное поведение» является весьма широким, включая в себя все существующие разновидности девиаций: криминальное поведение, делинквентное поведение и собственно ДП [1].

Автор статьи трактует девиантное поведение (ДП) как самый распространенный тип ненормативного поведения психически полноценного индивида, имеющий результатом выпадение последнего из социальной среды из-за регулярного пренебрежения нормами и ценностями, служащими ориентиром в данном социуме. Под делинквентным поведением (лат. “delinquens” – «провинность») мы понимаем разновидность ненормативного поведения, противоречащего требованиям правового характера (поступки или их отсутствие, не соответствующие административному законодательству). Наконец, криминальное поведение трактуется нами как ненормативное поведение, при котором имеет место нарушение Уголовного кодекса и, как правило, формирующееся на базе девиантного и делинквентного поведения. Следовательно, для девиаций свойственны разнообразные отклонения от известного поведенческого стандарта. Обращая внимание на ряд не очень существенных различий, многие авторы считают основным признаком девиаций нарушение тех или иных конвенций: морально-нравственных, этикетных, профессиональных или юридических [2].

Несовершеннолетние представляют собой группу населения, для которой характерны стремительное физическое, психологическое и социальное развитие, связанное с возрастными особенностями и спецификой социальных отношений при детерминирующей роли педагогических и иных воздействий. Речь идет о гражданах РФ в возрасте от 14 до 17 лет включительно, которые, как правило, проходят обучение в старшей школе или в среднеспециальном образовательном учреждении (колледже, училище, техникуме). В соответствии с результатами анализа, успешность деятельности педагогов по предотвращению ДП учащихся в значительной степени детерминирует итоги превенции подростковой преступности в социуме. Именно по данной причине в учебном заведении следует организовать научно выстроенный, структурированный, свободный от внутренних противоречий учебно-воспитательный процесс по предупреждению ДП среди подростков [3].

Существенную роль в данном процессе играет партнерство, поскольку нужно соответствовать требованиям, обозначенным в действующем законодательстве о предотвращении преступлений, выстраивать сотрудничество с комиссиями по делам несовершеннолетних, правозащитными организациями и прочими субъектами превенции.

Не менее значимым вопросом выступает научно-методическое обеспечение профилактической деятельности, принимающее во внимание истоки и отличительные черты различных девиаций. Существенное значение среди причин разнообразных девиаций в поведении несовершеннолетних имеют особенности психологического, социального, педагогического и биологического характера, которые необходимо знать для успешной организации профилактической работы в учебных заведениях [5].

Осуществленный анализ профилактической деятельности в колледжах, училищах и техникумах демонстрирует, что для нее в настоящее время характерен не персонифицированный подход, а формализм и смешивание профилактики с наказанием; многие учебные заведения, как и раньше, пытаются оградить себя от занятий с «проблемными» детьми. Недостаточно высокая профессиональная квалификация работников в области предотвращения ДП, неэффективное взаимодействие с семьей трудного ребенка и соответствующими органами – причины низкой результативности профилактической деятельности [4].  

Противоречие, которое наблюдается между потребностью общества в превенции ненормативного поведения учащихся, с одной стороны, и недостаточной успешностью профилактической работы, осуществляемой профессиональными образовательными учреждениями, с другой стороны, легло в основу проблемы нашего исследования: поиска путей дальнейшего развития социально-педагогической деятельности по предотвращению ДП и других видов отклоняющегося поведения учащихся.

Научная перспективность решения данной проблемы состоит в формулировании теоретических принципов и практических пожеланий по выстраиванию профилактики ДП, создающей условия для снижения его выраженности у современной молодежи, а также для превенции подростковой преступности.

 

Список литературы:

1. Гилинский Я.И. Социальный контроль над девиантным поведением в современной России: теория, история, перспективы / Я.И. Гилинский. - СПб., 1998. - С.11-17.

2. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-2-е изд., испр. / Е.В. Змановская. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 288 с.

3. Ломакина Т.Ю., Попова Е.М. Педагогическое обеспечение профилактики девиантного поведения обучающихся / Т.Ю. Ломакина, Е.М. Попова // Управление в социальных и экономических системах: м-лы XXIII Международная научно-практическая конференция, г. Минск, 15 мая 2014г./ркдкол.:Н.В.Суша (предс.) и др.; Минский ин-т управления. – Минск: Изд-во МИУ, 2014. – С.116-117.

4. Попова Е.М. Воспитывающая среда как фактор эффективности воспитательно-профилактической деятельности / Е.М. Попова // Профессиональное образование. Столица. – 2011. – №11. – 0,3 п.л.

5. Попова Е.М. Социально-педагогическая практика по предупреждению правонарушений / Е.М. Попова // Среднее профессиональное образование. –  2011. – №11. –0,3 п.л.

. . . . . . .