Народные подвижные игры как средство развития быстроты бега у детей среднего дошкольного возраста

Дата публикации: 2021-12-17 10:03:20
Статью разместил(а):
Чибышева Татьяна Вениаминовна

Народные подвижные игры как средство развития быстроты бега у детей среднего дошкольного возраста

Folk outdoor games as a means of developing runninq speed in middle preschool children

 

Автор: Чибышева Татьяна Вениаминовна

МБДОУ "Детский сад № 45", г. Глазов, Удмуртская Республика, Россия

e-mail: n7021981a@yandex.ru

Chibysheva Tatiana Veniaminovna

Kindergarten № 45, Glazov, Udmurt Republic, Russia

e-mail: n7021981a@yandex.ru

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что народные подвижные игры играют важную роль в укреплении организма, формировании здоровья и развитии физических качеств дошкольников. Одним из двигательных качеств, которое ребенок осваивает в детстве,  является быстрота. Особое место в развитии быстроты бега у дошкольников  занимают народные подвижные игры,  в  которых развиваются и совершенствуются все физические качества, в том числе и быстрота. Проведённая экспериментальная работа показала, что действительно систематическое,  последовательное и планомерное использование  народных  подвижных  игр,  способствует развитию быстроты бега у детей среднего дошкольного возраста.

Аbstract: In this article, the author writes that folk outdoor games play an important role in strengthening the body, shaping health and developing the physical qualities of preschoolers. One of the motor qualities that a child learns in childhood is speed. A special place in the development of running speed among preschoolers is occupied by folk outdoor games, in which all physical qualities, including speed, are developed and improved. The carried out experimental work showed that a really systematic, consistent and planned use of folk outdoor games contributes to the development of running speed in children of middle preschool age.

Ключевые слова: народные подвижные игры, быстрота бега, физкультура, детский сад.

Keywords: folk outdoor games, running speed, physical education, kindergarten.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности. Одним из двигательных качеств, которое ребенок осваивает в детстве, является быстрота. Д.В. Хухлаева, А.В. Кенеман характеризуют быстроту как способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.  Исследованиями в области развития быстроты бега у дошкольников занимались такие педагоги как Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова, Е.Л. Жарикова, А.П. Усова, Е.И. Удальцова, С.О.  Филиппова, Е.М.  Геллер, Д.В.  Хухлаева, А.В. Кенеман и др.

Особое место в их работах занимают народные подвижные игры, в которых развиваются и совершенствуются все физические качества, в том числе и быстрота. Они рассматривали подвижные игры как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях, а также как педагогическое средство не только физического, но и социального развития дошкольников. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы видим, что народные подвижные игры обладают большим развивающим потенциалом. Однако анализ практики показывает, что при проведении педагогами народных подвижных игр с детьми, внимание обращается, в основном, на ее содержательный компонент, а задачи, связанные с развитием физических качеств детей, отходят на второй план. Проблема нашего исследования состоит в определении эффективности использования народных подвижных игр в развитии быстроты бега у детей среднего дошкольного возраста.

Мы предполагаем, что если систематически, последовательно и планомерно использовать народные подвижные игры, то это будет способствовать развитию быстроты бега у детей среднего дошкольного возраста.

Проведённая нами экспериментальная работа состояла из трех этапов.

На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, на котором был выявлен исходный уровень быстроты бега у детей среднего дошкольного возраста. В качестве диагностического инструментария для выявления уровня развития быстроты бега у детей среднего дошкольного возраста были использованы тесты по определению быстроты согласно методическим рекомендациям для руководителей и педагогов для контроля физического состояния детей дошкольного возраста Т.А. Тарасовой.

Констатирующий этап показал, что у детей экспериментальной группы уровень развития быстроты бега ниже среднего. Это говорит о том, что необходима целенаправленная работа по развитию быстроты бега у детей посредством народных подвижных игр с бегом.

Целью формирующего эксперимента была разработка и апробация последовательности работы посредством народных подвижных игр с бегом. Работа проводилась в три этапа. На первом этапе осуществлён подбор народных подвижных игр и тематическое планирование. Основу составленного планирования составили методические разработки М.Ф. Литвиновой «Русские народные подвижные игры» и А.В. Кенеман «Детские подвижные игры народов СССР».

На втором этапе формирующего эксперимента нами были проведены народные подвижные игры с бегом. Особый интерес у детей вызвали такие игры как: «Пустое место», «Платок», «Палочка-выручалочка», «Челночок», «Пятнашки обыкновенные», «Щука и караси», «Перебежки» и т.д.

Третий этап формирующего эксперимента включал в себя проведение спортивных мероприятий с использованием эстафет и народных подвижных игр с бегом. На данном этапе работы проведено развлечение «Праздник народных подвижных игр» и спортивный праздник «Мама, Папа, я – спортивная семья».

Заключительный (контрольный) этап позволил выявить результаты проведенной нами работы. В ходе повторной диагностики было выявлено повышение уровня развития быстроты бега у детей среднего дошкольного возраста экспериментальной группы, в целом, на 15%.

Полученные результаты убедили нас в том, что проведение народных подвижных игр действительно является эффективным средством развития быстроты бега у детей среднего дошкольного возраста.

 

Список литературы:

1. Детские подвижные игры народов СССР. Пособие для воспитателя детского сада / Сост. А.В. Кенеман, под ред. Т.И. Осокиной.  М.: Просвещение, 1988.

2. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2003.

3. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1978.

4. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. №2010 "Воспитание в дошкол. учреждениях". – 3-е изд., перераб. и доп.  М.: Просвещение, 1994.

5. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ.  М.: Академия, 2005.