Коррекция дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи
Коррекция дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи с различными профилями латеральной организации мозга
Correction of dysorphography in younger schoolchildren with general speech underdevelopment with different profiles of the lateral organization of the brain
Авторы:
Городилова Светлана Александровна
кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии ФГБОУВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия
e-mail: sa_gorodilova@vyatsu.ru
Gorodilova Svetlana Alexandrovna
Ph. D. of psychological sciences, Associate Professor of the chair of defectology
Vyatsky State University, Kirov, Russia
e-mail: sa_gorodilova@vyatsu.ru
Курта Светлана Ивановна
ФГБОУВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия
e-mail: svetlana_2673@mail.ru
Kyrta Svetlana Ivanovna
Vyatsky State University, Kirov, Russia
e-mail: svetlana_2673@mail.ru
Аннотация: В статье описываются результаты проведенного исследования коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи с различными профилями латеральной организации мозга.
Abstract: The article describes the results of a study of correction of dysorphography in younger schoolchildren with general speech underdevelopment with different profiles of the lateral organization of the brain.
Ключевые слова: дизорфография, нарушение речи, профиль латерализации.
Keywords: dysorphography, speech disorder, lateralization profile.
Тематическая рубрика: Педагогика и образование.
Патология речи оказывает негативное влияние на усвоение школьной программы учащимися начальных классов, на формирование личности детей и на их социальную адаптацию в целом. Следовательно, проблема общего недоразвития речи у младших школьников требует многомерного изучения и поиска оптимальных путей коррекции [6].
Важным фактором, отражающим общую языковую культуру общества в целом и речевую культуру человека, считается грамотное письмо, основывающееся на принципах орфографии и графики. Овладение знаниями, умениями и навыками правописания составляет основу усвоения материала по различным предметам. Успешное овладение орфографией играет важную роль не только в обучении и, следовательно, в школьной адаптации, но и в знакомстве детей с языковой культурой. По данным современных педагогических исследований количество школьников с дизорфографией постепенно возрастает, достигая почти одной трети детей, обучающихся в начальных классах общеобразовательных школ. Наряду с этим, вопрос коррекции дизорфографии освещен недостаточно. Вместе с тем в современных исследованиях, где изучаются навыки по адаптации школьников к обучению, исследуется вопрос латерализации функций мозговой деятельности и его влияние на школьную успеваемость.
На основании вышеизложенных фактов можно сформулировать следующие противоречия:
– между возрастающим количеством детей, имеющих дизорфографию, требованием ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ по коррекции нарушений письма, и недостаточностью соответствующих научных исследований в области коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи;
– между наличием методики коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи и отсутствием программ коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи с учетом профилей латерализации мозга у младших школьников с общим недоразвитием речи. Выявленные противоречия определяют актуальность дальнейшего изучения дизорфографии для современной логопедической науки.
Объект: логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи с различными профилями латеральной организации мозга.
Предмет: программа коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи с учетом профилей латеральной организации мозга.
Цель исследования: научно обосновать, разработать и апробировать программу по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи с различными профилями латеральной организации мозга.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи с различными профилями латеральной организации мозга будет эффективной при условии:
1) учета особенностей проявления дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи с различными профилями латеральной организации мозга;
2) разработки и внедрения программы, содержащей концептуальный, содержательный и процессуальный блоки.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:
1. Охарактеризовать влияние профиля латеральной организации мозга младших школьников с общим недоразвитием речи на овладение письмом.
2. Теоретически проанализировать научную литературу по проблеме коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи с различными профилями латеральной организации мозга.
3. Выявить особенности дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи с различными профилями латеральной организации мозга.
4. Разработать и апробировать программу коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи с различными профилями латеральной организации мозга.
5. Доказать эффективность программы коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи с различными профилями латеральной организации мозга.
Методы исследования:
– теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение научной литературы;
– эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), анализ продуктов деятельности;
– методы обработки экспериментальных данных: количественный и качественный анализ обработки результатов исследования;
– методы математической статистики: Т – критерий Вилкоксона, и t критерий Стьюдента.
Теоретико-методологическая основа исследования:
– концепция о системном строении психических функций и их динамической локализации А. Р. Лурия [9];
– нейропсихологическая концепция проблемы дизорфографии Т. Г. Визель [7];
– методические принципы, методы и приемы диагностики орфографических навыков у младших школьников О.Б. Иншаковой, А. А. Назаровой [8];
– лингвистические подходы к проблеме усвоения орфографических навыков Н.Н. Алгазиной, М.Р. Львова и др. [4];
– методические принципы, методы и приемы коррекции дизорфографии у детей с общим недоразвитием речи О.И. Азовой, О.В. Елецкой и др. [2, 7];
– методические принципы, методы и приемы нейропсихологической коррекции А.В. Семенович;
– психологические концепции совершенствования грамотности Т.В. Ахутиной, Д.Н. Богоявленского, С.Ф. Жуйкова [3].
Научная новизна исследования:
– уточнены научные сведения о проявлении дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи;
– описаны проявлении дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи с различными профилями латеральной организации мозга;
– научно обосновано применение программы коррекции дизорфографии у младших школьников с различными профилями латеральной организации мозга;
– разработана и экспериментально апробирована программа коррекции дизорфографии у младших школьников с различными профилями латеральной организации мозга;
– доказана эффективность применения программы коррекции дизорфографии у младших школьников с различными профилями латеральной организации мозга.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют: – уточнить и расширить научные представления о дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи; – определить концептуальные основы разработки программы коррекции дизорфографии у младших школьников с различными профилями латеральной организации мозга.
Практическая значимость исследования:
– подобраны методики диагностики дизорфографии и профилей латеральной организации мозга у младших школьников;
– выявлены и описаны проявления дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи с различными профилями латеральной организации мозга;
– разработана и реализована программа коррекции дизорфограции у младших школьников с различными профилями латеральной организации мозга;
– результаты исследования могут быть использованы в коррекционно-педагогической работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи с различными профилями латеральной организации мозга.
Положения, выносимые на защиту:
1. Дизорфография – это специфическое системное расстройство формирования и автоматизации орфографического навыка письма, препятствующее полноценному овладению школьниками письменной речью. Латеральная организация мозга – это процесс, происходящий в онтогенезе, благодаря которому психические функции связываются либо с левым, либо с правым полушарием головного мозга, что определяет индивидуальность и уникальность нервных связей каждого человека.
2. У младших школьников с дизорфографией нарушены орфографические навыки, приводящие к специфическим ошибкам при письме. Нарушение орфографической зоркости приводит к трудностям поиска орфограмм, а также неумению применять правила орфографии на письме. Малый объем словарного запаса определяет трудности в подборе проверочных слов, ошибок в написании малознакомых и незнакомых слов. Нарушение языкового анализа проявляется в невозможности провести правильный анализ морфемной структуры слова и низком уровне сформированности словоизменения и словообразования. Школьники с левополушарным доминированием латеральных признаков имеют стойкие нарушения в письме, которые обусловлены недоразвитием пространственного восприятия и выражаются в преобладании ошибок связанных с недостаточной сформированностью кинестетического образа звука, вторичным недоразвитием фонематического слуха и восприятия. Школьники с правополушарным доминированием латеральных признаков имеют более выраженные и стойкие нарушения в ошибках на письме, которые выражаются в более высоком показателе среднего количества ошибок. Большую часть составляют ошибки связанные с несформированностью навыков вербализации пространственных представлений.
3. Программа коррекции дизорфографии у младших школьников с различными профилями латеральной организации мозга состоит из следующих блоков: концептуального (лингвистические подходы к проблеме усвоения орфографических навыков; методические принципы диагностики и коррекции орфографических навыков у младших школьников; концепция о системном строении психических функций и их динамической локализации), содержательного (цель и задачи логопедической программы; направления коррекции; комплекс заданий и упражнений) и процессуального (совокупность методов, приемов и форм работы; показатели эффективности работы логопеда; виды контроля и способы диагностики коррекционного процесса).
В первой главе «Теоретические основы изучения проблемы коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи с различными профилями латеральной организации мозга» рассматриваются теоретико-методологические основы исследования содержания коррекционной работы по устранению дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи с различными профилями латеральной организации мозга. Рассматриваются современные подходы к коррекции письменной речи, даются определения понятий дизорфографии и профилей латеральной организации мозга. Очерчивается роль ученых – основоположников изучения данных направлений в педагогической науке.
В первом параграфе были рассмотрены теоретические аспекты понятия профилей латеральной организации мозга и их влияние на овладение письменной речью с точки зрения различных подходов.
Профиль латеральной организации (индивидуальный латеральный профиль) представляет собой индивидуальное сочетание функциональной асимметрии полушарий, двигательной и сенсорной асимметрии. Функциональная асимметрия – это специализация каждого полушария на выполнении отдельных функций. Двигательная асимметрия проявляется неравномерным участием правой и левой половин тела в движении. Сенсорная асимметрия – это функциональное неравенство парных органов чувств [5].
Впервые асимметрия функций полушарий была обнаружена в 1836 году во Франции доктором М. Даксом, который установил связь между повреждением левого полушария и потерей речи у 40 пациентов. В 1861 году на собрании Общества антропологов в Париже Э. Обуртен представил доклад о локализации речевого центра в лобных долях. Позже П. Брока доказал, что речевой центр находится в левой лобной доле. К. Вернике в 1874 году описал область мозга, повреждение которой вызывает вербальную амнезию [5].
Р. Сперри провел серию успешных операций по рассечению мозга пациентов с эпилепсией по линии мозолистого тела. Он установил, что каждое из полушарий является главным в осуществлении определенных психических функций и что левая сторона тела контролируется правым полушарием, а правая – левой [5].
Согласно теории системной динамической локализации высших психических функций А. Р. Лурия, теории функциональных систем П.К. Анохина, которые лежат в основе нейропсихологического подхода, осуществление любой психической деятельности, в том числе и процесс письма, становится возможным благодаря интегративному участию всех зон мозга в достижении поставленной задачи [9].
Как отмечает Л.С. Цветкова, «… формирование и протекание письма и письменной речи невозможно без наличия межанализаторных связей, и письмо осуществляется группой совместно действующих анализаторных систем».
В научных трудах И.Н. Садовниковой указывается, что часто причиной нарушения чтения и письма становится сложность латерализации. Если латеральность не сформировалась вовремя или сформировалась перекрестно, это означает отсутствие доминирования одного из полушарий. Все это может вызвать нарушения речевого развития. Не сформированный во времени, а также поперечная латеральная организация обнаруживает, что доминирующая роль ни одного из полушарий головного мозга не была установлена. Это может быть причиной нарушения развития речи. В случае задержки процесса латерализации и в различных формах «конфликта доминирования» затруднен корковый контроль многих видов деятельности. Таким образом, письмо правой руки у ребенка-левши может пострадать из-за снижения аналитических и синтетических способностей подчиненного полушария.
Во втором параграфе раскрыты понятия проявления дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи с различными профилями латеральной организации мозга.
Л.Г. Парамонова характеризует дизорфографию как «специфическую неспособность учащихся к усвоению орфографических правил». На основе проведенных комплексных исследований О.В. Елецкая и Е.А. Логинова определяют дизорфографию как «специфическое системное расстройство формирования и автоматизации орфографического навыка письма, препятствующее полноценному овладению школьниками письменной речью и совершенствованию их лингвистических способностей» [7].
Занимаясь изучением раннего периода развития школьников с дизорфографией, О. В. Елецкая подтверждает результаты исследования, проведенного Т.Г. Визель и Е.Д. Дмитровой, которые обнаруживают, что у учащихся имеются особенности протекания пренатального, натального и / или постнатального периодов развития, обусловленные остаточными явлениями органического поражения головного мозга, что свидетельствует об отягченном анамнезе детей. По мнению авторов, у детей оказываются «…достаточно грубо нарушены предпосылки, лежащие в основе овладения морфологическим способом письма и орфографией», которые выражаются в «незавершенной латерализации речевых процессов», влекущей за собой формирование всех психических функций особым образом. Так, функциональная заинтересованность отдельных зон левого полушария приводит к нарушению анализа зрительных образов и их признаков, трудностям понимания значений слов и их оттеночных значений [7].
Научных работ по изучению письменной речи и проявлении дизорфографии, в частности, у младших школьников с ОНР с различными ПЛО не так много. Например, нарушения письма у младших школьников с леворукостью в своей статье рассматривает Р.А. Артемьева. Она отмечает что, «…у большинства леворуких детей существуют характерные ошибки на письме (частые пропуски букв, неправильное написание безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова и т. д.), что говорит о первичной или вторичной несформированности фонематического слуха» [4].
В третьем параграфе были исследованы методологические концепции коррекции дизорфографии у младших школьников с ОНР.
Вопросы изучения феномена дизорфографии и методов ее коррекции находят свое отражение в работах О.И. Азовой, О.В. Елецкой, И.В. Прищеповой и др [2, 7, 11]. Например, И.В. Прищепова выделила семь основных направлений коррекции дизорфоргафии у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Г. М. Вартапетова в своей научной работе опубликованной в 2002 году раскрывает тему преодоления нарушений письма методами нейропсихологической коррекции. Автор делает вывод о том, что «трудности письма отмечаются у детей с наличием левосторонних асимметрий или амбидекстрии по руке и слуху, а также с низким показателем коэффициента правой руки» [4].
Во второй главе «Экспериментальное исследование дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи с различными профилями латеральной организации мозга» представлена практическая часть исследования.
В первом параграфе описана организация исследования по изучению дизорфографии у младших школьников с ОНР с различными профилями латеральной организации мозга.
Описана авторская критериальная система для выявления дизорфографии у младших школьников. Авторы: О. Б. Иншакова и А. А. Назарова [8]. А также описана авторская критериальная система для выявления индивидуального профиля функциональных асимметрий, включающая в себя самооценку, функциональные пробы, тесты выявления левшества рук, ног, зрения и слуха. Авторы: Т.Л. Доброхотова и Н.Н. Брагина.
Экспериментальная база исследования: МБОУ "СОШ с УИОП № 32" г. Кирова. В исследовании приняло участие 30 школьников, учащихся 2-3 классов имеющих общее недоразвитие речи IV уровня.
На начальном этапе исследования был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого решены следующие задачи:
1) подобрать методики для изучения латеральной организации мозга и дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи;
2) выявить проявления дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи в контрольной и экспериментальной группах;
3) выявить профиль латеральной организации мозга у младших школьников с общим недоразвитием речи в экспериментальной группе;
4) на основе количественного и качественного анализа результатов исследования охарактеризовать проявления дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи с различными профилями латеральной организации мозга.
Во втором параграфе представлены результаты педагогического эксперимента по изучению проявления дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи с различными профилями латеральной организации мозга.
Итог проведенного исследования позволяет сделать вывод о наличии дизорфографии у школьников в обеих группах. В экспериментальной группе у 20% учащихся выявлена тяжелая степень проявления дизорфографии, в контрольной группе у 27% учащихся.
Наибольшее число дизорфографических ошибок в письменных работах школьников с ОНР ошибки, обусловленные морфологическим принципом написания, что подтверждается данными других исследователей.
Для выполнения задач нашей работы мы изучили профили латеральной организации мозга младших школьников в экспериментальной группе и определили выраженность и характер дизорфографических ошибок их письменных работ. В экспериментальной группе выявлены 4 ПЛО. «Смешанный», «преимущественные правши», «преимущественные левши» и «абсолютные правши». Наибольшую представленность в экспериментальной группе имеет «смешанный» ПЛО.
Согласно установленным данным орфограмма «безударная гласная» была написана с ошибкой в письменных работах у 93% учеников имеющих различные ПЛО. В группе со «смешанным» ПЛО наибольшее число ошибок сделано на орфограммы: «непроизносимая согласная», «суффикс», и «чк-чн, ст, и др.». У детей с «преимущественно правым» ПЛО преобладали ошибки на «перенос слов», «приставка», и также, как в группе со «смешанным» типом латеральности на орфограмму «суффикс». У учащихся с «преимущественно левым» типом латеральности большее количество ошибок, кроме ошибок на орфограмму «безударная гласная» было на орфограмму «непроизносимая согласная». В группе с профилем «абсолютный правша» наибольшее количество ошибок сделано на орфограммы: «приставка», «суффикс», «заглавная буква», «жи-ши и т.д.», «чк-чн, ст и др.».
У школьников с левополушарным доминированием латеральных признаков имеются стойкие нарушения в письме, которые обусловлены недоразвитием пространственного восприятия и выражаются в преобладании ошибок связанных с недостаточной сформированностью кинестетического образа звука, вторичным недоразвитием фонематического слуха и восприятия. У школьников с правополушарным доминированием латеральных признаков имеют более выраженные и стойкие нарушения в ошибках на письме. Большую часть составляют ошибки связанные с несформированностью навыков вербализации пространственных представлений.
Формирующий эксперимент заключался в разработке и апробации программы логопедической работы по коррекции дизорфографии у дизорфографии у младших школьников с различными профилями латеральной организации мозга.
Описание программы: программа по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи с учетом профилей латеральной организации мозга разработана с опорой на традиционные методики. Это методики О. И. Азовой и И. В. Прищеповой. В основу разработки программы был избран метод «замещающего онтогенеза» А. В. Семенович.
Программа коррекции дизорфографии у младших школьников с различными профилями латеральной организации мозга состоит из следующих блоков:
- концептуального (лингвистические подходы к проблеме усвоения орфографических навыков; методические принципы диагностики и коррекции орфографических навыков у младших школьников; концепция о системном строении психических функций и их динамической локализации);
- содержательного (цель и задачи логопедической программы; направления коррекции; комплекс заданий и упражнений);
- процессуального (совокупность методов, приемов и форм работы; показатели эффективности работы логопеда; виды контроля и способы диагностики коррекционного процесса).
Лингвистические подходы к проблеме усвоения орфографических навыков:
– коррекция нарушений произносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией;
– формирование фонематического восприятия. В работе применялась общепринятая схема с опорой на зрение. Использовались ребусы, разрезная азбука, фишки, кроссворды, буквы;
– коррекция и развитие нарушений лексико-грамматического строя речи;
– формирование связной речи. Особое внимание в работе над связной речью уделялось развитию интонационно-мелодической стороны речи. Развивался навык последовательности в передач событий, навык формирования грамматических средств связи предложений в тексте (применялись серии сюжетных картинок, пиктограммы, схемы).
Основные концептуальные положения программы:
– речь, сложная специфически организованная форма сознания, опирающаяся на работу мозга как единого органа, состоящего из частей вносящих свой специфический вклад в речевую деятельность;
– закономерности межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия трактуют особенности работы мозга как единой системы, единого мозгового субстрата психических процессов, данные межполушарной асимметрии указывают на корреляцию с особенностями прохождения различных психических процессов. Доминирование левого полушария и субдоминантность правого полушария в функции речи является признаком функциональной асимметрии;
– патологическое левшество определяется как «дисгенетический синдром», при котором протекание психического развития детей осуществляется по специфическому типу. Характеризуется задержкой и искажением формирования процессов латерализации и парной работы полушарий в ходе онтогенетического развития любого психического процесса;
– учет в программе особенностей ПЛО и механизмов нарушения письма учащихся будет повышать эффективность коррекционно-развивающей работы.
Задачи программы:
1. Развитие языкового анализа и синтеза.
2. Развитие фонематического восприятия.
3. Развитие лексико-грамматического строя речи.
4. Формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений.
5. Формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости, навыков грамотного письма.
6. Развитие навыка планирования учебной деятельности, предварительного и текущего вида самоконтроля.
7. Уточнение, активизация и обогащение словарного запаса учащихся.
8. Развитие мышления, зрительных и слухоречевых модальностей функций внимания и памяти.
9. Уточнение и развитие зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений.
10. Развитие графо-моторных навыков.
11. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма.
Формы работы: программа предусматривает подгрупповую и индивидуальную форму работы.
Методы работы:
1. Словесный метод используется для объяснения теоретических аспектов занятий.
2. Наглядный метод используется для объяснения и демонстрации упражнений.
3. Практические методы.
К видам контроля и способам диагностики коррекционного процесса относятся:
– текущий контроль (регулярные проверки тетрадей, устные опросы, тесты);
– тематический контроль (проверочные работы после прохождения каждой темы);
– итоговый контроль в конце учебного года в форме диктанта, списывания, контрольных работ.
Показателями эффективности работы логопеда является положительная динамика в успеваемости ученика по русскому языку и родной литературе.
Особенности организации процесса обучения для правополушарных учащихся:
Цветовая организация: светлая доска – темный мел.
Условия для успешной учебной деятельности:
– образы;
– контекст;
– связь информации с практикой, реальностью;
– творческие задания;
– эксперименты;
– музыкальный фон;
– речевой и музыкальный ритм.
Рассадка за партами: классический вариант;
– правый ряд по отношению к доске и учителю, т. к. рабочая полусфера левая.
Особенности организации процесса обучения для левополушарных учащихся:
Цветовая организация: темная доска – светлый мел.
Условия для успешной учебной деятельности:
– технологичность;
– детали;
– абстрактный линейный стиль изложения информации;
– неоднократное повторение учебного материала;
– тишина на уроке.
Рассадка за партами:
– полукругом;
– левый ряд по отношению к доске и учителю, т. к. рабочая полусфера правая.
На контрольном этапе были обозначены и решены следующие задачи:
1. Провести повторное обследования уровня выраженности дизорфографии у младших школьников с ОНР с различными профилями латеральной организации мозга после проведения коррекционной работы;
2. Оценить эффективность использования программы по коррекции дизорфографии у младших школьников с ОНР с учетом профилей латеральной организации мозга.
Повторное обследования уровня выраженности дизорфографии у младших школьников с ОНР с различными профилями латеральной организации мозга после проведения коррекционной работы выявило снижение количества дизорфографических ошибок в письменных работах в контрольной и экспериментальной группах.
Всего школьниками было сделано 84 ошибки, что на 36 ошибок меньше, чем в констатирующем эксперименте; из них 58 ошибок по морфологическому принципу написания (стало меньше на 23 ошибки) и 25 ошибок по традиционному принципу написания (стало меньше на 14).
Для определения достоверности изменения в количестве ошибок в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента нами был применен расчет Т – критерия Вилкоксона. Данный критерий используется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он устанавливает не только направленность изменений, но и их выраженность. Результат: Тэмп = 2. Критическое значение Т при n=12.
Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. Следовательно, изменение количества дизорфографических ошибок в экспериментальной группе можно считать значимо подтвержденным.
Всего школьниками было допущено 121 ошибок, что меньше на 7; из них 85 ошибок по морфологическому принципу написания (количество не изменилось) и 36 ошибок по традиционному принципу написания (что меньше 7).
Для определения достоверности изменения в количестве ошибок в контрольной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента нами также был применен расчет Т – критерия Вилкоксона.
Результат: Тэмп = 26,5. Критическое значение Т при n=12.
Полученное эмпирическое значение находится в зоне незначимости. Следовательно, изменение количества дизорфографических ошибок в контрольной группе нельзя считать значимо подтвержденным.
Отметим, что после проведения коррекционных занятий в экспериментальной группе увеличилось число детей с легкой степенью выраженности дизорфографии. В контрольной группе их осталось прежнее количество. Количество детей со средним уровнем выраженности дизорфографии в экспериментальной группе не изменилось, тогда, как, напротив, в контрольной группе их количество со средним уровне увеличилось на 1 человека. В обеих группах уменьшилось количество детей с тяжелой степенью выраженности дизорфографии. Так в экспериментальной группе их количество уменьшилось на 2 человека, а в контрольной группе на 1 человека соответственно.
Таким образом, становится, очевидно, что проведенные нами коррекционные занятия были эффективны. Однако проведем анализ результатов методами математической статистики.
Для определения достоверности полученных результатов нами применялся t – критерий Стьюдента. Критерий Стьюдента дает оценку различий величин средних значений двух выборок, которые распределены по нормальному закону. Соответственно мы сопоставили количество допущенных дизорфографических ошибок в контрольной группе на констатирующем и на контрольном этапе эксперимента. Полученное эмпирическое значение попадает в зону не значимости, следовательно, полученные нами данные не имеют подтверждения. Это означает, что мы не смогли подтвердить способом математической статистики эффективность коррекционных занятий. Вероятность попадания в зону значимости при применении t – критерий Стьюдента увеличивается с увеличением выборки. Наша работа может быть продолжена в этом направлении.
Также мы использовали t – критерий Стьюдента для сопоставления количества дизорфографических ошибок у школьников с ОНР в контрольной группе на констатирующем и контрольном этапе эксперимента. Полученное эмпирическое значение также попало в зону не значимости, следовательно, полученные нами данные не имеют подтверждения методами математической статистики.
Далее представлены изменения в показателях выраженности дизорфографии у младших школьников с ОНР и видах их дизорфографических ошибок с учетом ПЛО.
Таким образом, согласно цели контрольного эксперимента нами были определены и решены задачи эмпирического исследования на данном этапе. Мы изучили уровень проявления дизорфографии в экспериментальной и контрольной группах у младших школьников с ОНР после коррекционной работы. Осуществили сравнительный анализ эффективности использования программы по коррекции дизорфографии у младших школьников с ОНР с учетом профилей латеральной организации мозга. Выявили взаимосвязь методами математической статистики в выбранных параметрах и описали полученные результаты. Провели обоснование того, что разработанная и апробированная нами программа коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи с различными профилями латеральной организации мозга эффективна.
В Заключении подведены итоги исследования, соотнесены задачи, поставленные в начале работы и полученные в ходе реализации исследовательского проекта результаты.
1. Охарактеризовано влияние профиля латеральной организации мозга младших школьников с общим недоразвитие речи на овладение письмом.
2. Проведен теоретический анализ научной литературы по проблеме коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи с различными профилями латеральной организации мозга.
3. Выявлены особенности дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи с различными профилями латеральной организации мозга.
4. Разработана и апробирована программа коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи с различными профилями латеральной организации мозга.
5. Доказана эффективность программы коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи с различными профилями латеральной организации мозга.
Полученные в ходе исследования результаты могут служить в дальнейшем практическому использованию в работе логопеда, как в общеобразовательном учреждении, так и частной практике. Так же полученные в ходе педагогического эксперимента данные могут способствовать дальнейшему изучению коррекции дизорфографии у младших школьников с ОНР с различными профилями латеральной организации мозга.
Литература:
1. Агеева С.Р. Учет профиля моторной асимметрии – психофизиологическая основа дифференцированного обучения и воспитания [Текст] / С. Р. Агеева. // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. - М.: Педагогика, 1990. – С. 37-39.
2. Азова О.И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / О. И. Азова. – М., 2006. – 391 с.
3. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика [Текст] / Т. В. Ахутина – М.: МПСИ, Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. – С. 7-20.
4. Вартапетова Г.М. Коррекция нарушений письма у учащихся начальных классов с учетом латеральной организации сенсомоторных функций [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Г.М. Вартапетова. – Екатеринбург, 2002. – 241 с.
5. Деглин В.Л. Лекции о функциональной асимметрии мозга человека [Текст] / В.Л. Деглин. – Киев, 1996. – 151 с.
6. Гаркуша Ю.Ф. Особенности общения детей с недоразвитием речи [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша, В.В. Коржевина. – Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. – 256 с.
7. Елецкая О.В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у учащихся пятых классов общеобразовательной школы [Текст]: дис. … канд. пед. наук / О.В. Елецкая. – СПб., 2008. – 221 с.
8. Иншакова О.Б., Методика выявления дизорфографии у младших школьников [Текст] / О.Б. Иншакова, А.А. Назарова. – М.: В. Секачев, 2013. – 72 с.
9. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека [Текст] / А.Р. Лурия. – М., 1962. – 431 с.
10. Николаева Е.А. Проявление дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи с различными профилями латеральной организации мозга: монография [Текст] / Е.А. Николаева // Образование в XXI и методологические основы современной педагогики. – Пенза, 2017. – С. 71-81.