Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Развитие мелкой моторики средствами инновационных техник рисования у школьников

Дата публикации: 2021-12-13 22:50:19
Статью разместил(а):
Дементьева Юлия Валентиновна

Развитие мелкой моторики средствами инновационных техник рисования у младших школьников

The Development of Fine Motor Skills by Means of Innovative Drawing Techniques in Primary School Children

 

Автор: Дементьева Юлия Валентиновна

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», п. Электроизолятор, Россия.

e-mail ud-67@mail.ru 

Dementyeva Julia Valentinovna

Candidate of Science, Gzhel State University, Electroizolyator, Russia

e-mail ud-67@mail.ru

Винтилова Ирина Сергеевна

ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», п. Электроизолятор, Россия

E-mail inna-vintilova@mail.ru 

Vintilova Inna Sergeevna

Gzhel State University, Electroizolyator, Russia 

E-mail inna-vintilova@mail.ru 

 

Аннотация: В статье обосновывается положительное влияние занятиями изобразительного искусства, и, в частности, использование нетрадиционных (инновационных) техник рисования на развитие мелкой моторики, воображения, пространственного мышления, творчества, самостоятельности, инициативы младших школьников. Представлены некоторые техники и материалы для нестандартного выражения собственных идей младшими школьниками.

Abstract: the article substantiates the positive impact of visual arts classes, and, in particular, the use of non-traditional (innovative) drawing techniques on the development of fine motor skills, imagination, spatial thinking, creativity, independence, initiative of younger schoolchildren. Some techniques and materials for non-standard expression of their own ideas by younger schoolchildren are presented. 

Ключевые слова: мелкая моторика рук, инновационные методы, инновационное рисование.

Keywords: fine motor skills of hands, innovative methods, innovative drawing.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

В начальной школе дети очень чувствительны к формированию мотивов к обучению, развитию устойчивых познавательных потребностей и интересов, что требует от них определенной умственной готовности. Одним из показателей интеллектуальной готовности к обучению в школе является уровень развития мелкой моторики.

Как правило, у ребенка с высоким уровнем развития моторики развита память, внимание, его речь связная, он умеет достаточно хорошо и логически рассуждать. Однако у младших школьников достаточно часто возникают определённые трудности в овладении письменными навыками, а это требует развития у них мелкой моторики рук.

Формирование навыков изобразительного искусства является неотъемлемой частью целостного образовательного процесса младших школьников, так как имеет уникальные и эффективные механизмы развития воздействия на ученика.

Л.С. Выготский писал, что процесс рисования не только способствует развитию воображения у ребенка, но и связывает важные функции, такие как зрение, речь, мышление и координацию движений.

В.А. Сухомлинский отметил, что «ум ребенка находится на кончике его пальцев». Это значит, что чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он будет умнее и сообразительней. Рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными ощущениями в сложные интегративные образы и представления. Эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса, они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности.

Как отмечают Шатрова С.А., Щепалова Н.А., включение в работу с детьми младшего школьного возраста нетрадиционных техник рисования подразумевает применение разных изобразительных материалов и новых технических приемов, что позволяет развивать сенсорную сферу за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий. Вместе с тем развивается наглядно-образное и словесно-логическое мышление, активизируется самостоятельная мыслительная деятельность детей младшего школьного возраста.

Учителя начальной школы еще недостаточно хорошо разбираются в использовании нетрадиционных техник рисования, которые могут положительно сказаться на развитии мелкой моторики у детей начальной школы и им необходимо изучать опыт других педагогов. 

Инновационные методы рисования представляют собой методы рисования нетрадиционными материалами и средствами, например: поролоном, скомканной бумагой, нитками, пластиковыми трубочками, восковыми свечками, пенопластом, сухими листьями, также применяется рисование ладошками, пальчиками, ватными палочками, пластиковыми трубочками, тупыми концами карандашей др.

Ожегов С.И. определяет техники (от греч. «Techne» – искусство, ремесла, ремесла), как совокупность средств человеческой деятельности, созданная для осуществления производственных процессов и удовлетворения непроизводственных потребностей общества. Термин «технология» также часто используется для обозначения навыков и методов, используемых в любой области человеческой деятельности. Знания и опыт, накопленные в процессе развития, которые воплощаются в технологии.

Петров Н.Е., Пахомова Н.В. отмечают, что в ходе обучения инновационные методам рисования осуществляется комплекс методов руководства детской изобразительностью, то есть система в работе, происходит постепенное обучение и проводится, как правило, несколько занятий по одному виду техники. Необходимо, чтобы ученик правильно воспринял способы действия от учителя. Обучение строится на основе показа учителем способа действия – образец действия, который можно усвоить только благодаря обучению и неоднократного повтора.

Инновационное рисование – это толчок к развитию мелкой моторики рук и пальцев у младших школьников, а также их воображения, творчества, способствует проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Но каждая техника – это маленькая игра, которая доставляет ребенку радость, положительные эмоции. Такое рисование не утомляет его, у него сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.

Инновационными являются различные техники и материалы для нестандартного выражения собственных идей. Представим некоторые из них:

– рисование пальцами на бумаге, которое не ограничивает фантазию ребенка (рисование от точки до вырисовывания различных по своей форме и цвету фигур);

– рисование тампоном из поролона, позволяющее ребенку, например, раскрашивать объект внутри контура;

– ладошкография, то есть оставление ребёнком на листе бумаги отпечатков внутренней поверхности свих ладоней, в результате чего создаются различные комбинации из отпечатков;

– печать (тиснение) – техника, позволяющая получать изображения на бумаге с использованием штампов (поролон, пенопласт, пробки и другие подобные материалы, а также готовые фабричные штампы с изображениями героев мультфильмов, животных), предварительно смоченных в банках с краской. Подобная техника позволяет изучать с детьми в том числе определенные геометрические фигуры, делать принты соответствующей формы на бумаге, также учит сочетать их между собой;

– техника тычка, когда ребенок в качестве инструментов использует кисточки, ватные палочки и, предварительно набрав на них достаточно краски, держит их вертикально и тычками заполняет пространство. В этой технике можно создавать красивые открытки, например, к Новому Году.

– волшебная линия – техника рисования одной линией, когда ребенку предлагается нарисовать любой предмет или свои ощущения, не отрывая карандаш от бумаги, всего лишь одной линией. Это достаточно бюджетная техника, требующая наличия бумаги и карандаша (фломастера);

– волшебная ниточка. Возможны следующие варианты:

Вариант № 1. Необходимо пропитать красками несколько ниточек, разложить их на чистом листе, накрыть сверху другим бумажным листом так, чтобы хвостики ниточек выглядывали. Далее по очереди вытягивать нитки, придерживая верхний лист рукой. После последней вытянутой ниточки можно открыть листочки и посмотреть, что получилось, пофантазировать на эту тему вместе с детьми

Вариант № 2. Сложить пополам альбомный лист, пропитать нитку краской и беспорядочно положить ее на одну половинку листа. Прикрыть нитку второй бумажной половинкой, прижать рукой, открыть и посмотреть, что получилось.

– монотипия. Для этого метода нам понадобятся бумага, краски, кисточка. Складываем пополам чистый альбомный лист, на одну сторону листа ближе к линии сгиба наносим несколько густых пятен краски. Тут же складываем лист пополам и хорошенько прижимаем ладошкой, после можно открыть и посмотреть на результат, пофантазировать на тему: «что ты видишь?»

– роспись крупы – художественная техника, при которой контуры изображаемого объекта сначала заполняются зерном (манная крупа, пшеница, кукуруза, горох), а затем краской. Также можно моментально приготовить цветной порошок для работы, используя смесь измельченных мелков и мелких зерен.

Используя одну из техник рисования карандашом, на листе бумаги рисуется контур, внутренняя часть которого заливается клеем. Бумага испещрена зерном. Для равномерного заполнения важно нанести равномерный слой клея. Полученный рисунок расписан красками, например, можно использовать для этого акварель и гуашь.

Таким образом, инновационные (нетрадиционные) техники рисования представляют собой способы рисования, при которых используются необычные предметы, техники и иллюстрации.

Использование инновационных техник позволяет педагогам реализовывать на практике индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интересы. Их использование, в первую очередь, способствует развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь, влияет н интеллектуальное развитие ребенка. А также оказывает положительное влияние на развитие пространственного мышления, замысла и коррекции психических процессов.

 

Список литературы:

1. Булгакова А.А., Трушина С.В., Жданова Л.У. Нетрадиционные техники рисования в начальной школе. Журнал «Наука и образование: новое время». – 2016. - №3 (14). – С.243-246.

2.  Выготский Л.С. Психология искусства / Л. С. Выготский. Мн.: 2008, - 500 с.

3. Гребнев А.И. Мелкая моторика и её роль в процессе учебной деятельности младших школьников // Вестник науки и образования. 2016 - №4(16) – С.61-63.

4. Макарова А.А. Развитие мелкой моторики руки старших дошкольников и младших школьников через рисование песком // Психологические и педагогические основы интеллектуального развития. – 2018. – С.50.

5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Азъ, 1994. – 907с., С. 127.

6. Петров Н.Е., Пахомова Н.В. Изобразительная деятельность как средство развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста. // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия. – 2015. – С. 244.

7. Пиреева Е.С., Кузьмина О.Д. Использование нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Материалы 67-й научно-практической конференции преподавателей и студентов В 2х частях. - 2017. - С.89-90.

8. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика / составили О.С. Богданова, В.З. Смаль, А.И. Сухомлинская // избранные педагогические сочинения: В 3 Т. – М.: Педагогика, 1981 – 640с.

9. Шатрова С.А., Щепалова Н.А. Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста. Научно-методический журнал «Концепт». – 2017. - №9. – С.12.

 

. . . . . . .