Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Системный подход к формированию логических универсальных действий у младших школьников с ЗПР

Дата публикации: 2021-11-30 09:59:24
Статью разместил(а):
Афонина Екатерина Евгеньевна

Системный подход к формированию логических универсальных действий у младших школьников с задержкой психического развития

A systematic approach to the formation of logical universal actions in younger schoolchildren with mental retardation

 

Автор: Афонина Екатерина Евгеньевна

ГБОУ "СОШ", с. Кошки, Россия

e-mail: catya.iakowlewa2014@yandex.ru

Afonina Ekaterina Evgenievna

Middle School, v. Koshki, Russia

e-mail: catya.iakowlewa2014@yandex.ru

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о формировании логических универсальных действиях детей с задержкой психического развития, о том какие проблемы возникают у таких детей в процессе образования и том, какие современные приемы и методы должны использовать педагоги на уроках для работы с данными детьми.

Abstract: In this article, the author writes about the formation of logical universal actions of children with mental retardation, about what problems such children have in the process of education and what modern techniques and methods teachers should use in the classroom to work with these children.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, младшие школьники, задержка психического развития.

Keywords: universal educational activities, primary school students, mental retardation.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

При формировании системного подхода к получению навыков и знаний, сохранив при этом постоянство в развитии личности ученика, который имеет задержки психического развития (по тексту ниже - ЗПР) основанием для которого является универсальный способ получения знаний, а также восприятия мира с помощью системного деятельностного понимания нужно, чтобы период обучения понимался,  как период, в котором происходит развитие ученика, его личности, получение опыта и общественной компетентности, а не только шаблонное получение базовых знаний из программы обучения.

Кроме того, должно отвечать потребностям социума и всех тех, кто участвует в образовательном процессе, к этому можно также добавить преимущество в развитии возможностей образования. Так как развитие человека в сфере образования поддерживается с помощью имеющихся универсальный универсальных учебных действий (далее УУД), которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Появляется, кроме того, проблема в необходимости сохранения общности образовательной сферы, осуществления преемственности образования, обеспечения успешной социализации учащихся в будущем. Тем более, если речь идет о вопросах формирования УУД обучающихся ЗПР. Для этих детей характерны следующие особенности: у всех детей наблюдаются недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания и распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала. Существенное отставание и своеобразие появляется в развитии их мыслительной деятельности, дети не овладевают в достаточной мере интеллектуальными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением. У множества детей ЗПР нет положительного отношения к школе, учебная мотивация минимально выражена.

Главной задачей школьного образования стало создание умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, т.е. развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы УДД, которые:

- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Следовательно, включение в урок нестандартных ситуаций, использование новых педагогических приемов, построение урока в технологии деятельностного подхода обучения, способствует формированию УУД у обучающихся ЗПР, дает возможность им вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.

Развитие УУД позволяет обеспечивать формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин.

Универсальные учебные действия – способность субъекта к самосовершенствованию и саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Образовательно-воспитательная программа школы должна быть согласована с программой развития универсальных учебных действий. При отборе и структурировании содержания образования, выборе конкретных методов и форм обучения должны учитываться цели формирования конкретных видов УУД.

Концепция развития универсальных учебных действий для школьного образования рассматривает их как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает их целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.

Сформировать у школьников потребность и способность к непрерывному образованию и самообразованию на протяжении всей жизни, сформировать умение учиться – одна из стратегических целей, стоящих перед современной российской школой. В условиях общеобразовательного учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья эту работу нужно системно и целенаправленно осуществлять начиная с начальной школы.

 

Список литературы:

1. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития [Текст] Пособие для школьного психолога. - М.: Школьная Пресса, 2006. - 80 с.

2. Гарсиа Э.Н. Упражнения для интеллектуального тренинга младших школьников / Э. Н. Гарсиа. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: АРКТИ, 2011. - 63 с.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.

4. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. – № 2. – С. 11-12.

5. Лукина Е.А. Образовательные технологии, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий // Наука и образование: современные тренды. — 2013. — № 2 (2). — с. 46-102.

 

. . . . . . .