Особенности оптической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития

Дата публикации: 2021-11-15 18:56:09
Статью разместил(а):
Смышляева Надежда Максимовна

Особенности оптической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития и использование компьютерной игры при ее коррекции 

Features of optical dysgraphia in primary schoolchildren with mental retardation and the use of a computer game for its correction

Авторы:

Хмелькова Елена Вячеславовна

Кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия.

Khmelkova Elena Vyacheslavovna

Candidate of pedagogical sciences, assistant professor Federal Government-financed Educational Institution of Higher Professional Education «Vyatka State University», Kirov, Russia.

Смышляева Надежда Максимовна 

ФГБОУВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия. 

e-mail: n89121339120@yandex.ru 

Smyshlyaeva Nadezhda Maksimovna

Vyatka State University, Kirov, Russia

e-mail: n89121339120@yandex.ru  

 

Аннотация:В статье рассматривается вопрос использования компьютерной игры на логопедических занятиях по коррекции оптической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития.

Annotation: The article discusses the issue of using a computer game in speech therapy classes for the correction of optical dysgraphia in younger schoolchildren with mental retardation.

Ключевые слова:младшие школьники, задержка психического развития, оптическая дисграфия, компьютерная игра.

Keywords: primary school children, mental retardation, optical dysgraphia, computer game.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

На протяжении последних десятилетий проблема задержки психического развития у детей является актуальным объектом изучения в педагогике, в том числе и проблема нарушений письменной речи и их коррекции.

Письменная речь, как особая форма речевой деятельности, занимает ведущее место в жизни каждого человека. Она является важным средством коммуникации и познания окружающего мира. Именно в связи с этим сформированность письменной речи является важным условием успешного школьного обучения. В современной литературе нарушения письма обозначают термином дисграфия. Дисграфия является серьезным препятствием в овладении учениками, особенно с задержкой психического развития грамотой на начальных этапах обучения.

Оптическая дисграфия обусловлена несформированоостью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений.

Р.И. Лалаева отмечает, что оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений
и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв.

При оптической дисграфии наблюдаются замены близких по написанию букв, замены рукописных букв печатными, достаточно необычный способ написания букв, устойчивая зеркальность при написании букв «Е», «З», «С», замены букв (д-б-в). Часто младшие школьники плохо ориентируются на тетрадном листе, не удерживают строку на письме (переходят на строку-две ниже или выше), можно заметить колебание наклона и высоты букв, несоответствие элементов по размеру. В основе оптической дисграфии лежат трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность  представлений о формах, нарушения зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений.

Проблеме коррекции нарушения письма у детей посвящено большое количество исследований и публикаций, однако на сегодняшний день актуальность ее изучения не снижается. Анализ литературы показал, что изучением коррекции оптической дисграфииу младших школьников занимались Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, И.Н. Садовникова, А.В. Ястребова, и другие.

Поскольку у детей с задержкой психического развития, имеющих дисграфию часто формируется страх письма, возникает повышенная утомляемость и нарушение работоспособности, использование компьютерных игр частично снимает эти проблемы, не превращая занятия в бесконечный процесс письма и переписывания. Работа на компьютере разнообразна и привлекательна, поэтому вызывает положительный эмоциональный настрой, что является залогом успеха.

Несмотря на то, что разработаны теоретические и практические основы логопедической работы по коррекции оптической дислексии, существует необходимость совершенствования традиционных приемов и путей коррекции данной патологии письменной речи. Это и определило цель исследования.

Цель работы заключалась в научном обосновании, разработке, реализации и оценке эффективности условий использования компьютерных игр в логопедической работе по коррекции оптической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития. Базами эмпирического исследования стали: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32» города Кирова и муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42» города Кирова. В эксперименте приняли участие 40 младших школьников с задержкой психического развития.

Для диагностики особенностей проявления оптичекой дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития были подобраны методики обследования письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития Н.Ю. Горбачевской, О.В. Елецкой, И.Н. Садовниковой. На основе выбранных методик проведения обследования был составлен диагностический комплекс заданий на выявление особенностей оптической дисграфии у младших школьников.

В диагностический комплекс входило 5 заданий: на определение умения ориентироваться в пространстве, определение умения ориентироваться в схеме собственного тела, выделение «лево-право», оценка точности срисовывания представленного изображения, оценка верности использования всех элементов букв оптически схожих между собой, а также изучение особенностей развития произвольной сферы ребенка, организация деятельности в пространстве.

Проведенный эксперимент показал, что у всех детей наблюдались ошибки на письме оптического характера, что позволило сделать вывод о наличии у них дисграфии.

С целью коррекции оптической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития нами были разработаны условия использования компьютерных игр в логопедической работе, включающие:

– дидактические (компьютерная игра по коррекции оптической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития);

Компьютерная игра «Веселая оптика» применяется на индивидуальном логопедическом занятии с ребенком, продолжительностью не более 15-20 минут 2 раза в неделю (продолжительность работы 6 недель). Компьютерная игра состоит из трех разделов, в каждом разделе представлено по 4 занятия, в каждом из которых 4 задания. Раздел № 1 «Давай познакомимся» направлен на формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза»; раздел 2 «Вперед к знаниям»  направлен на развитие звукового анализа слов, фонематического восприятия, звукобуквенный анализ; раздел 3 «Зоркий глаз» направлен на формирование зрительного восприятия и узнавания.

– методические (рекомендации по использованию компьютерной игры для логопеда);

– санитарно-гигиенические требования.

 

Литература: 

1. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М. С. Певзнер. – Москва: Просвещение, 1973. – 189 с.

2. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. - СПб.: Союз, 2004. – 224 с.  

3. Лалаева Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – Москва : ВЛАДОС, 2004. – 303 с.