Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Зачем светскому образованию сегодня нужен религиозный фактор

Дата публикации: 2021-11-04 06:36:59
Статью разместил(а):
Белинский Никита Олегович

Зачем светскому образованию сегодня нужен религиозный фактор

Why does secular education need a religious factor today

Автор: Белинский Никита Олегович

ФГБОУ ВО “МПГУ”, Москва, Россия

e-mail: no_belinskii@student.mpgu.edu

Belinskii Nikita Olegovich

MPGU, Moscow, Russia

e-mail: no_belinskii@student.mpgu.edu

Аннотация: в данной статье затрагиваются вопросы духовно-нравственного воспитания. Рассматривается влияние религиозного фактора на сохранение моральных устоев общества.

Abstract: this article touches upon the issues of spiritual and moral education. The influence of the religious factor on the preservation of the moral foundations of society is considered.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, религия, образование, моральные устои общества.

Keywords: spiritual and moral education, religion, education, moral foundations of society.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Как правило, вопросы духовно-нравственного воспитания всегда актуальны в России. Это напрямую связано с нашим славянским менталитетом и особенностью исторического пути развития России на протяжении многих веков. Несмотря на все трудности, которые выпали на долю нашего народа, а, возможно, именно благодаря им, мы и сегодня остаемся самой духовной страной в мире. Но это не значит, что в этих вопросах у нас всегда было и есть хорошо. Что называется «без проблем». Проблемы, безусловно, присутствуют и, само собой, они были и раньше. На их решение в прошлом и в наши дни направлена просветительская деятельность. Известный советский просветитель Игорь Семенович Кон дал следующее определение  данному понятию: «просвещение» в науке рассматривается как «процесс пропаганды и распространения культуры» [5; с. 13].

Начиная со времен Петра I, идеи русского просвещения представляли собой совокупность сохранения национальных традиций и нового взгляда на воспитание подрастающего поколения, который обладает большей широтой мировоззрения. Можно сказать, что с этих пор в этом вопросе мало что изменилось. Задачи современного просвещения так же, как и в далекие годы петровских преобразований остаются теми же. И их также как и тогда очень нелегко решить.

Если говорить о продуктивности, то за последние десять-пятнадцать лет, наша страна очень сильно продвинулась в этом вопросе. Только за последние два десятилетия в России появилось множество проектов, просветительской направленности, которые дают возможность свободно приобщиться к духовным и культурным ценностям нашей богатой истории. А так же найти ответы на насущные вопросы в сфере образования и воспитания нашего общества. Это такие проекты как: «Руниверс. Россия в подлиннике».

С момента создания в 2008 году Руниверс стал одним из ведущих проектов по истории России в интернете. Создана уникальная база данных, содержащая факсимильные постраничные изображения более 3000 томов изданных в России в ХIХ – начале ХХ века, уникальную коллекцию из 3900 карт и свыше 20 000 исторических иллюстраций и фотографий.

Это и проект «ACADEMIA» - телевизионный проект канала «Культура», в котором крупнейшие ученые современности и их молодые коллеги обращаются к широкой аудитории с целью привлечь внимание к отечественной науке и расширить круг людей, заинтересованных в знаниях.

Среди новых проектов РПЦ можно выделить проект прихода храма Страстей Господних в Саратове. Это волонтерский проект по изучению старейшего некрополя Саратовской области — Воскресенского кладбища. Это место, где приняло смерть за Христа несколько новомучеников XX века, где похоронены многие подвижники веры, священнослужители, монашествующие. Волонтеры проводят поэтапную очистку территории кладбища от деревьев и мусора и создают единый реестр сохранившихся памятников. Полученная информация будет представлена в интернете в виде интерактивной карты. 

Все это, конечно, замечательно, и уже приносит большие плоды в сфере просветительской деятельности. Но в процессе решения  духовно-нравственных вопросов, постоянно возникают временные коррективы. Новая эпидемиологическая ситуация в стране что называется «вводит свои поправки». И на сегодняшний день, как мне видится, необходимо учитывать вновь появившиеся потребности общества в вопросе духовно-нравственного просвещения. И тут перед нами встает вопрос: что использовать в качестве ориентира? Думаю, что более чем тысячелетняя история России может нам в этом помочь. Для этого необходимо вспомнить наиболее значимые события просветительской деятельности в России за весь период ее существования. И попытаться найти те просветительские мысли, идеи, события, которые могут помочь нам сориентироваться и в наше время.

Попробуем обратиться к истокам - Крещению Руси. По степени важности в вопросе просвещения нашего народа, на мой взгляд, это событие находится на самой верхней ступени. Что мы можем извлечь для нас из этого факта сегодня. Думаю, в первую очередь, пример самого князя Владимира. Новая вера изменила, прежде всего, характер князя. Вот, как описаны эти изменения у отечественных историков: «Сей Князь, названный церковью Равноапостольным, заслужил и в истории имя Великого. Истинное ли уверение в святыне Христианства, или, как повествует знаменитый Арабский Историк XIII века, одно честолюбие и желание быть в родственном союзе с Государями Византийскими решило его креститься? Известно Богу, а не людям. Довольно, что Владимир, приняв Веру Спасителя, осветился Ею в сердце своем и стал иным человеком. Быв в язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным и — что всего ужаснее — братоубийцею, Владимир, наставленный в человеколюбивых правилах Христианства, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов отечества. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил Россиян на путь истинной Веры…» [4; с. 30].

Известные нам исторические факты говорят о том, что только религиозный фактор смог изменить негативные качества характера князя. Перечисленные выше отрицательные стороны поведения князя Владимира, представляют собой стандартный набор характеристик простого преступника: агрессивное поведение, несдержанность в пьянстве и разгульное поведение, стремление к физической расправе. Изменения, которые произошли с князем после принятия крещения, подобны чуду. Ни одно исправительное учреждение в нашей стране не может похвастаться таким результатом. Принятие новой веры сделало из Владимира не просто кардинально другого человека, но и того, чьи действия способствовали подобным качественным переменам у целого народа.

Появление христианства на Руси сопровождалось распространением грамотности, без которой немыслимо любое просвещение. Вместе с новой письменностью и книжным церковнославянским языком в Древнюю Русь проникают и традиции школьного византийского образования, которое в целом определялось как «учение книжное».

Так, Лаврентьевская летопись от 988 года сообщает об открытии князем «училища» в Киеве [3; с. 151]; Софийская и Никоновская летописи от 1030 года упоминают о школе в Новгороде [6; с. 538]. Официальное свидетельство о начале школьного обучения, в связи с крещением Руси Владимиром Святославовичем отражено в «Повести временных лет» [2; с. 30]. «В самом общем виде под «ученьем книжным» понималась получаемая через божественную благодать мудрость, представляющая собой знания, направленные на постижение Бога. Отсюда основная функция книги — не познавательная, а «душеполезная». Она в «ученьи книжном» «подобна иконе — это духовный авторитет и духовный руководитель…»» [2; с. 40 - 42]. Чтение книг воспринимается как богоугодное дело и как нравственная обязанность. То есть, первоначальный вид школьного образования был духовно ориентирован.

Да и, судя по всему, сам факт появления школ на Руси, первоначально носил исключительно религиозную направленность. А образование, в первую очередь, главной задачей перед собой ставило распространение духовных ценностей. В целом с распространением школ христианской книжности основной целью «общеобразовательного» обучения на Руси становится воспитание грамотного христианина, предполагавшее изменение мировоззрения славян на основе христианского вероучения.

Тем не менее, невзирая на все сложности, возникавшие с изменением мировоззрения славян, в ХI веке Русь становится одной из наиболее культурно развитых стран Европы. Академик Б. Д. Греков отмечал: «Она шла впереди многих европейских стран, опередивших её только позднее, когда Русь оказалась в особо тяжёлых условиях, приняв на себя удар монгольских полчищ и загородив собою Западную Европу». Немаловажную роль в развитии Древней Руси сыграло и «учение книжное», обеспечив широкое распространение грамотности и высокий для ХI–ХII вв. уровень образованности общества, который «в основных княжествах: Киевском, Новгородском, Смоленском, Владимирском, Ростовском, Рязанском, Псковском — не уступал европейскому…» [9; с. 42].

Религиозный фактор напрямую присутствует и в вопросе сохранения первоначальных письменных памятников на Руси. Известно, что первое книгохранилище располагалось именно в стенах монастыря и его инициатором, стал великий Киевский князь Ярослав Мудрый, который сумел повысить уровень образования в своих владениях и улучшить благосостояние народа. За годы правления князя было написано книг больше, чем за все время существования Киевской Руси. И чтобы все это рукописное достояние могло перейти наследникам, нужно было найти надежное место для хранения. Этим местом стала библиотека Ярослава Мудрого. Первое и единственное упоминание о книгохранилище приведено в «Повести временных лет», оно датируется 1037 годом. Там пишется: «Ярослав же любил книги, и много написанного положил в церкви святой Софии, которую создал сам» [7; с. 48].

В течение веков библиотеку Ярослава Мудрого не раз искали многие ученые. Некоторые искусствоведы подвергали сомнению существование книгохранилища. Других каких-либо источников, подтверждающих его истинное местонахождение, найдено не было. Но вместе с тем известно, что митрополиту Иллариону и Клименту Смолятичу были знакомы труды Платона и Аристотеля, философов Древней Греции и Рима. Это прослеживается при анализе их работ «Изборник Святослава» и «Послание к Смоленскому пресвитеру Фоме». Также известно, что эти деятели трудились над своими сборниками под сводами Софийского собора в Киеве, где и находилась библиотека Ярослава Мудрого. Еще один факт, доказывающий существования библиотеки в прошлом, это исследования богослова Павла Алеппского. Он бывал в книгохранилище Киево-Печерского монастыря, и в одном из писем упомянул о большом количестве свитков и пергаментов из библиотеки Софийского Собора. Письмо датируется 1653 годом [1; с. 310]. Михаил Ломоносов тоже занимался изучением этого вопроса. Он высказал мнение, что в Киеве также были свитки из Александрийской библиотеки. Ломоносов был уверен, что там хранились знания, принесенные из Индии и восточной Азии, которые европейцы до сих пор не знали.

Исходя из всего вышесказанного, возникает вопрос: почему же тогда оборвалась эта самая духовная связь в образовании? И имеет ли этот факт непосредственное отношение к ослаблению духовно-нравственных ценностей в нашем обществе сегодня?

Исчезновению религиозного  фактора из образования как мы помним, послужил соответствующий указ Петра I, чей юбилей в России будут праздновать в 2022 году. Это событие обеспечило разрыв и противопоставление научного образования духовному. С одной стороны, произошло усиление образовательного сектора новыми науками, а с другой, полностью и безвозвратно оборвало духовную связь в образовании.

Негативные последствия этого мы очень хорошо можем наблюдать в наши дни. Так, одной из наиболее насущных проблем нашего общества стала проблема распространения так называемого «интернет мышления». В большей степени это касается молодого подрастающего поколения школьного возраста. А в период пандемии эта проблема усилилась постоянной необходимостью находиться 24 часа в сутки в сетевом пространстве. Образовательный процесс так же переместился в виртуальную среду. Появилось новое выражение «дети дистанта». И решить эту проблему сейчас не так-то просто.

В истории русской просветительской мысли уже приходили к выводу, что огромную помощь в вопросах воспитания может оказать именно церковь. С начала 19 века почти каждым императором и министром проводилась школьная реформа. Она затрагивала и религиозное воспитание молодежи на всех уровнях. Это способствовало уменьшению революционных настроений в обществе. Религиозное воспитание рассматривалось как политическая и национально-религиозная задача правительства. Николай I любил повторять, что Закон Божий - это единственная крепкая основа всякого учения [8; с. 40-43].

Таким образом, успехам просветительской деятельности в данном вопросе в прошлом в борьбе за сохранение духовно-нравственных устоев общества, мы обязаны, прежде всего, религиозному фактору. Следовательно, и путь, которому мы можем пойти сегодня в решении духовно-нравственных вопросов, лежит через усиление светского образования религиозным воспитанием. Тот многочисленный поток информации, который получает подрастающее поколение, в наше время не имеет должного фильтра. А это провоцирует смешанное представление о добре и зле, о государстве и сохранении национальных традиций. На протяжении всего периода русской истории роль своеобразного ориентира и фильтра в вопросе мировоззрения играла именно церковь. Поэтому нашему государству, как мне видится, просто необходимо вернуть данную опору и по возможности способствовать умножению влияния религии на жизнь общества.

 

Список литературы:

1. Голосов А. Церковная жизнь на Руси в половине XVII века и изображение ее в записках Павла Алеппского / протоиер. Александр Голосов. - Житомир: Электро-тип. Х. М. Швеца, 1916.

2. Гудзий Н.К. История древней русской литературы — М.: Аспект Пресс, 2002.

3. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с.

4. Карамзин Н. М. История Государства Российского - М.: Книга, 1988.-Т.1.

5. Кон И. С. Ребенок и общество. (Ист.‐этногр. перспектива) / Ин‐т этнографии АН СССР. – М.:Наука,1988. – 269 с.

6. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950.

7. Повесть временных лет. // Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: Наука, 1999.

8. Православный журнал «Фома». М. 2014г. спецвыпуск.

9. Штец Александр Александрович. Обучение грамоте в Древней Руси (X-XV вв.) – Мурманск: Журнал Начальная школа плюс до и после 2008г. № 3.

 

. . . . . . .