Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Технология организации дебатов как способ формирования универсальных учебных действий

Дата публикации: 2021-10-19 20:21:00
Статью разместил(а):
Гимранова Руфина Гибадулловна

Технология организации дебатов как способ формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка

The technology of organizing debates as a way of forming universal educational actions in foreign language lessons

 

Автор: Гимранова Руфина Гибадулловна

МБОУ "Башкирская гимназия села Малояз", Салаватский район, Республика Башкортостан, Россия

e-mail: gimranova03rufina@mail.ru

Gimranova Rufina Gibadullovna

Bashkir gymnasium village Maloyaz, Salavatsky district, Republic of Bashkortostan, Russia

e-mail: gimranova03rufina@mail.ru

 

Аннотация: в данной статье рассматривается технология ведения дебатов как эффективного средства обучения учащихся умению выражать и отстаивать свою точку зрения с целью углубления и получения новых знаний.

Annotation: this article discusses the technology of debate as an effective means of teaching students the ability to express and defend their point of view in order to deepen and gain new knowledge

Ключевые слова: дебаты, аргументы за и против, точка зрения, мнение, дискуссия.

Keywords: debate, arguments for and against, point of view, opinion, discussion.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

Развитие личности в системе образования согласно ФГОС обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Технология дебатов является эффективным средством обучения школьников умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку, а также развивает уверенность в способности повлиять на общественное мнение или изменить сложившуюся ситуацию.

С нашей точки зрения, дебаты – форма проведения учебного занятия или,  форма интеллектуальной игры, которая  способствует формированию качеств, необходимых для эффективной деятельности в условиях современного общества и информационного пространства. В ходе дебатов  осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога.

Моделирование урока в форме дебатов может осуществляться:

· традиционно, когда основная часть работ по подготовке и проведению урока выполняется педагогом, а ученики либо не участвуют в его подготовке вообще, либо привлекаются эпизодически;

  •  на основе творческого проекта, когда все этапы разработки, подготовки и проведения мероприятия реализуются в совместном творческом поиске педагога и воспитанников.
  • Дебаты в учебном процессе встречаются в следующих формах: как форма урока; как элемент урока: актуализация знаний, организация самостоятельной работы учеников, обобщение, систематизация, закрепление учебного материала, обеспечение "обратной связи"; как форма аттестации и тестирования учащихся.
  •  

Данная форма организации урока иностранного языка применима, в нашем понимании, на последнем этапе над речевым материалом после изучения определённого раздела учебника с учащимися среднего и старшего звена.  Придерживаясь технологии, предложенной известным американским социологом Карлом Поппером, и с учётом специфики предмета определили следующие требования:

· чёткое распределение ролей («за» или «против»);

· соблюдение регламента, возможность высказать определенную точку зрения только один раз;

· концентрация внимания на утверждениях – тезисах;

· ведущий – учитель не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом;

· оценивание результатов по критериям «Содержательность», «Формулировка вопросов», «Культура общения»

В основе дебатов, по мнению Е.О. Галицких, лежит спорный тезис-утверждение, который является темой "игры" и определяет позиции двух соревнующихся команд. Тезис для предстоящих дебатов формулируется обычно в ходе изучения темы, прослушав мнения учащихся. В ходе подготовки учащиеся работают над языковым материалом, подбирают необходимые источники информации, делают выписки, обосновывающие разные точки зрения. Целесообразно порекомендовать им делать это на листе, поделенном на две части, где с одной стороны будут фиксироваться аргументы "за", а с другой – аргументы "против". Результаты работы с основной литературой можно оформить в виде схем, таблиц, алгоритмов, отражающих обе позиции.

После выступлений проводится обсуждение дебатов, на котором подводятся их итоги, анализируется, насколько успешно осуществили свою деятельность участники. Кроме того, сами выступающие могут и должны поделиться впечатлениями относительно того, как они сами справились с порученной им ролью.

Данную технологию можно рассматривать как учебный проект и как игру, которая учит подростков смотреть на вещи с разных точек зрения, подвергать сомнению факты и идеи, логически выстраивать аргументацию, убеждать и, наконец, просто общаться.  Поэтому она является одним из способов формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка. А сегодня приоритетная цель образования – научить учиться. 

Пример модифицированных дебатов на уроке английского языка «Проект школьной формы» в 7 классе.

Класс делится на группы (оптимальное количество рабочих групп - две). В каждой рабочей группе 3 человека (Speakers 1,2,3).

Формируется жюри-эксперты (Jury) и определяется Timekeeper. Рабочим группам даётся задание: «Создать проект школьной формы».

Порядок выступлений

Работа в группах - создание проекта школьной формы, распределение ролей, обсуждение содержания выступлений (10-15 мин).

Team 1 Speaker 1 – презентация проекта школьной формы, описание элементов       одежды, дизайна, цветовой гаммы (3 мин).

Team 1 Speaker 2- объяснение, почему выбрали именно такой дизайн и цвет (3 мин).

Team 2 Speaker 3 – задаёт уточняющие вопросы (2 мин).

Team 1 Speaker 3- отвечает на вопросы оппонента (2 мин).

Team 2 Speaker 1- презентация проекта школьной формы, описание элементов одежды, дизайна, цветовой гаммы (3 мин).

Team 2 Speaker 2-объяснение, почему выбрали именно такой дизайн и цвет (3 мин).

Team 1 Speaker 3-задаёт уточняющие вопросы (2 мин).

Team 2 Speaker 3- отвечает на вопросы оппонента (2 мин).

Эксперты жюри знакомят команды с информацией о школьной форме в разных странах. Участники команд обсуждают достоинства и недостатки (свободная дискуссия - 5 мин)

Решение жюри.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гузеев В. Образовательная технология: от приёма до философии. – М., 1996.

2. Левис Д. Современные образовательные технологии. – Новосибирск, 1999 

3. Точка зрения: формат дебатов  К.Поппера. Классное руководство и воспитание школьников. Сентябрь, 2011.

4. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2009.

 

. . . . . . .