Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Изучение внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Дата публикации: 2021-10-18 16:58:30
Статью разместил(а):
Рогозина Надежда Александровна

Изучение внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Elder preschooler's with speech disorders attention study

 

Автор: Рогозина Надежда Александровна

МБДОУ «Детский сад № 209 «Эврика», г. Чебоксары, Россия

E-mail: rogozina21@gmail.com

Rogozina Nadezhda Aleksandrovna

Kindergarten № 209 «Evrika», Cheboksary, Russia

E-mail: rogozina21@gmail.com 

 

Аннотация: в этой статье автор пишет о результатах исследовательской работы, в основу которой положено изучение особенностей внимания у 20 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Обобщая результаты, можно сказать, что у большинства детей внимание развито на среднем уровне. По результатам исследования сделан вывод о том, что устойчивость, объем и переключение внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи недостаточно развиты. 

Abstract: In this article, the author writes about the results of research work, which is based on the study of the peculiarities of attention in 20 older preschool children with speech disorders. Summarizing the results, we can say that the majority of children have developed attention at an average level. According to the results of the study, it was concluded that the stability, volume and switching of attention in older preschool children with speech disorders are insufficiently developed.

Ключевые слова: внимание, нарушение речи, дети дошкольного возраста.

Keywords: attention, speech disorders, preschoolers.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Проблема внимания детей с нарушениями речи рассматривалась в специальной литературе, но изучена сравнительно мало. Поэтому теоретическое и практическое изучение внимания дошкольников с нарушениями речи, и дальнейшая коррекция внимания у данной категории детей определили актуальность и стали темой настоящего исследования.

Также актуальность исследования продиктована значимостью внимания, выделяемой среди других психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения. Учитывая, что внимание характеризуется как процедура, содействующая ориентированности и концентрации сознания на определенном объекте, явлении или деятельности, необходимо сознавать, что собственно внимание «включает» работу и регуляцию психических процессов [3]. Следовательно, на сегодняшний день очень актуально изучение трудностей, связанных с развитием внимания.

Проблема развития внимания у детей дошкольного возраста относится к числу наиболее актуальных и современных. Она неоднократно рассматривается во многих трудах как отечественных, так и зарубежных ученых. Так, по мнению Р.Е. Левиной, Г.И. Жаренковой, Т.Д. Барменковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др., дети с нарушениями речи имеют недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения, невозможность длительной активной концентрации, быстрая и легкая отвлекаемость [2].

Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуются рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем объема и переключения внимания, а также трудностями в планировании своих действий. Такие дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач. Детям с речевыми нарушениями гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. Распределение речи между речью и практическим действием оказывается для таких детей практически не выполнимой задачей. Ошибки внимания присутствуют на протяжении все работы и практически никогда не замечаются, и не устраняются, по сравнению с детьми в норме [4].

Так, учитывая, что внимание является социально обусловленной функцией, возрастная специфика его проявления и совершенствования в ходе индивидуального развития определяются степенью зрелости структур мозга и уровнем развития процессов меж центрального взаимодействия. Следовательно, у детей с нарушениями речи значительно снижены, по сравнению с их сверстниками без речевых нарушений, различные стороны внимания: переключаемость, объем и устойчивость [2].

Задачами исследования было поставлено проанализировать современное состояние проблемы развития внимания у дошкольников и выявить особенности проявления свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Опытно–исследовательская работа проводилась на базе ДОУ общеразвивающего вида в группе детей старшего дошкольного возраста. В исследование приняли участие 20 детей в возрасте 5–6 лет. Цель констатирующего этапа эксперимента - выявить уровень развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, выявление его особенностей, обусловленных свойствами внимания. Для этого были использованы 2 методики: «Проставь значки» (Методика Пьерона–Рузера), «Найди и вычеркни» (П.Я. Кеэса).

Анализируя результаты по методике Пьерона–Рузера, которая помогает изучить особенности переключения и распределения внимания, был сделан вывод, что 35% – 7 человек из группы, имеют низкий уровень переключения и распределения внимания; при этом 45% – 9 человек из группы, имеет уровень внимания, соответствующий их возрастной норме; высокий уровень переключения и распределения внимания имеют 20% – 4 человека из группы, эти дети все знаки расставили правильно, задание было выполнено без ошибок. Таким образом, можно сказать, что в основном дети обладают средним уровнем переключения и распределения внимания.

Анализируя результаты диагностики, проведенной по по методике «Найди и вычеркни» (П.Я. Кеэса), было выявлено, что у 15% (3 детей) высокий уровень концентрации и устойчивости внимания. Дети длительно удерживали внимание на объектах, не отвлекались на посторонние действия, внимательно слушали правила задания. Средний уровень концентрации и устойчивости внимания показали 40% (8 детей), эти дети удерживали внимание на несколько секунд, быстро отвлекались на посторонние действия. 45% (9 ребенка) показали низкий уровень концентрации и устойчивости внимания. Внимание у детей рассеяно, не задерживается на одном объекте. Обобщая результаты методик, можно сказать, что у большинства детей внимание развито на среднем уровне. Эти данные показывают нам, что некоторые дети нуждаются в дополнительных занятиях по развитию внимания.

Таким образом, при проведении всех методик дети были заинтересованы, активно выполняли задания. Обобщая результаты методик, можно сказать, что у большинства детей внимание развито на среднем уровне.

Отмечу, что устойчивость, объем и переключение внимания недостаточно развиты для старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Следовательно, требуется дальнейшая целенаправленная работа по развитию внимания у дошкольников с нарушениями речи.

Данное исследование не исчерпывает решение проблемы. В перспективе исследования особенностей развития внимания в дошкольном возрасте с нарушениями речи очень важный психический процесс, который требует особого внимания родителей, воспитателей, психологов. Развивая процесс внимания в дошкольном возрасте, частично решается задача формирования предпосылок учебной деятельности, что позволит при обучении в школе легче формировать учебные действия. Научившись управлять своим вниманием, дети более осознанно относятся к жизни и окружающему социуму.

 

Список литературы:

1. Башаева Т.В. Роль внимания в жизни дошкольника: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника / Т.В. Башаева, Н.Н. Васильева, Н.В. Клюева и др. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2015. – 480 с.

2. Выготский Л.С. Вклад отечественных ученых в изучение проблемы развития внимания в целом и развития внимания у детей дошкольного возраста / Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин. – Москва: Просвещение, 2016.

3. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника / Г.А. Урунтаева – Москва: Академия, 2014. – 368 с.

4. Якушева С.Л. Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста // Психолог в детском саду. Ежеквартальный научно – практический журнал / С.Л. Якушева. – 2013. – № 4. – С. 58 – 60.

 

. . . . . . .