Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Психолого-педагогическое сопровождение формирования половой идентичности у подростков с умственной отсталостью

Дата публикации: 2021-07-23 21:50:09
Статью разместил(а):
Городилова Светлана Александровна

Психолого-педагогическое сопровождение формирования половой идентичности у подростков с умственной отсталостью

Psychological and pedagogical support of the formation of sexual identity in adolescents with mental retardation

 

Авторы:

Городилова Светлана Александровна

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия

e-mail: sa_gorodilova@vyatsu.ru

Gorodilova Svetlana Aleksandrovna

PhD of psychological sciences, Vyatka State University, Kirov, Russia

e-mail: sa_gorodilova@vyatsu.ru

Тукмачева Алина Сергеевна

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия

e-mail: stud118090@vyatsu.ru

Tukmacheva Alina Sergeevna

Vyatka State University, Kirov, Russia

e-mail: stud118090@vyatsu.ru

 

Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования половой идентичности у подростков с умственной отсталостью. Обоснована необходимость поиска эффективных путей психолого-педагогического сопровождения подростков с умственной отсталостью в условиях специальных (коррекционных) учреждений.

Abstract: The article is devoted to the problem of the formation of sexual identity in adolescents with mental retardation. The necessity of searching for effective ways of psychological and pedagogical support of adolescents with mental retardation in special (correctional) institutions is substantiated.

Ключевые слова: подростки, интеллектуальная недостаточность, половая идентичность, психолого-педагогическое сопровождение.

Keywords: adolescents, intellectual disability, sexual identity, psychological and pedagogical support.

Тематическая рубрика: педагогика и образование.

 

В подростковом возрасте происходит формирование таких психических новообразований как появление осознанной половой идентичности и переживание своей половой принадлежности. В.С. Мухина утверждает, что ведущую роль в этом процессе играют взрослые, являющиеся для ребенка проводником информации о себе, помогающие осознать половую принадлежность, а также сознательно или бессознательно обучающие ребенка тому типу полоролевого поведения, которое соответствует общепринятому стереотипу поведения мужчины и женщины или их личным стереотипам [5].

Однако у умственно отсталых детей хронологически задерживается не только физическое половое созревание, но и понимание и освоение социальных норм и эталонов взаимоотношений между полами. Подростки с умственной отсталостью по сравнению со сверстниками с нормальным психическим развитием имеют значительно меньше знаний о половых особенностях и отношениях между людьми, у них недостаточно развита половая идентификация [7]. Так же можно отметить недостаточную подготовленность родителей и педагогов доносить тактично и корректно информацию о психосексуальном развитии до подростков с умственной отсталостью.

Результаты современных исследований [2, 3, 5] свидетельствуют о том, что подростки с умственной отсталостью затрудняются в описании в словесной форме признаков человека, причисляющего себя к определенному полу, что проявляется в слабой фиксации своей половой принадлежности и недостаточной ее дифференцированности; приписывании себе как представителю определенного пола общих, не зависящих от пола объективных внешних данных; недостаточном соотнесении своих свойств, качеств и действий с подобными свойствами, качествами и действиями людей одного с ними пола; неравномерном и менее дифференцированном характере протекания половой идентичности, особенно ярко проявившейся у мальчиков. Следовательно необходимо создание психолого-педагогической системы работы специального психолога со всеми участниками образовательного процесса по предупреждению негативных вариантов развития половой идентичности, формированию общей коммуникативности, позитивных взаимоотношений между сверстниками своего и противоположного пола, уменьшению агрессивных форм поведения как проявления гипермаскулинного поведения у подростков с умственной отсталостью на основе индивидуального подхода.

В рамках проведения психологической диагностики необходимо решить задачи по определению уровня сформированности половой идентичности у детей с разной степенью умственной отсталости в возрастном диапазоне от дошкольного до юношеского возраста; выявлению причин формирования неопределенной или негативной половой идентичности; диагностике адекватности воспитательных воздействий в семье и в школе половозрастным и индивидуально-психологическим особенностям подростка. В качестве методов исследования можно использовать беседу, тестирование (метод неоконченных предложений Дж. М. Сакса [6], проективный метод К. Маховер «Рисунок человека» [4], модифицированный опросник для изучения осведомленности в вопросах пола Н. В. Александровой [7], «Опросник для выяснения уровня психосексуального развития» С. В. Андреевой [1]).

Психологическое просвещение необходимо организовать со всеми участниками образовательных отношений.

С педагогами работу по повышению компетентности по вопросам половой социализации и формирования половой идентичности у детей и подростков проводить в форме лекций, психолого-педагогических практикумов, семинаров-тренингов, индивидуальных и групповых консультаций. При этом ознакомить педагогов со стадиями, факторами и условиями становления половой идентичности, гендерными личностными особенностями, обсудить как учитывать психофизиологические особенности подростков разного пола в учебно-воспитательном процессе, роль учителя в формировании адекватной и позитивной половой идентичности и другие вопросы.

В рамках психологического просвещения подростков необходимо познакомить их с физиологическими и эмоциональными изменениями, происходящими в период полового созревания; формировать собственный образ, как представителя определенного пола и позитивное эмоционально-оценочное отношение к лицам противоположного пола; рассматривать вопросы межполовых взаимоотношений; расширить представления о психологии семейных отношений. Данные задачи можно решить посредством просмотра фильмов, лекций, индивидуальных и подгрупповых бесед, дискуссий, библиотерапии.

Для расширения представлений родителей о своеобразии становления половой идентичности у подростков разного пола использовать такие формы работы как консультации, активные формы обучения, тренинги. Примерная тематика лекций:

- факторы и условия становления половой идентичности на разных стадиях развития;

- распределение ролей в семье, их значение для формирования адекватного поло ролевого поведения;

- особенности воспитания в семье мальчиков и девочек единственным родителем;

- влияние взаимоотношений между родителями на формирование половой роли и на становление половой идентичности;

- отношения детей к матери и отцу;

- семейное неблагополучие и проблема отклоняющегося поведения;

- агрессивное поведение мальчиков и его профилактика.

Психологическая коррекция с подростками с умственной отсталостью организуется на основе принципа единства диагностики и коррекции; деятельностного принципа коррекции; принципа учета половозрастных и индивидуально психологических особенностей ребенка и нацелено на оптимизацию взаимоотношений мальчиков и девочек, работу с застенчивыми и неуверенными детьми, испытывающими затруднения в общении.

Наиболее эффективными формами работы являются дискуссии, ролевые игры, моделирование желаемого поло ролевого поведения с использованием видео- и аудиозаписей, фильмов, демонстрирующих желаемые модели поведения, соответствующие полу; обучение на примерах.

В целях предупреждения негативных вариантов развития половой идентичности необходимо проводить работу с семьей по изменению неадекватных родительских позиций, расширению осознанности мотивов воспитания в семье с использованием групповых дискуссий, ролевых игр, тренингов детско-родительских отношений, родительских семинаров и консультирования.

Таким образом, одной из острых проблем современности является тенденция роста численности детей с умственной отсталостью, имеющих нарушения в формировании половой идентичности, что свидетельствует о неготовности к будущей взрослой жизни. В связи с этим встает вопрос о необходимости выявления уровня сформированности половой идентичности у подростков с умственной отсталостью; организации просветительской работы не только с подростками, но и с учителями и родителями, а также коррекционной работы оптимизации взаимоотношений мальчиков и девочек. Работу по формированию половой идентичности у детей с интеллектуальной недостаточностью следует начинать с младшего школьного возраста и последовательно проводить до достижения ими зрелого возраста и в семье, и в школе, что позволит ослабить трудности межличностного общения с противоположным полом.

 

Список литературы:

1. Андреева С.В. Половое воспитание детей и подростков с особыми потребностями. Псков: ПО-ИПКРО, 2004. 75 с.

2. Белопольская Н.Л. Психологическое исследование половозрастной идентификации у детей со сниженным интеллектом // Дефектология. №1. 1992. С.5-11.

3. Мачильская А.П. Полоролевое развитие подростков с умственной отсталостью // Вестник СПбГУ. №12. 2011. С.136-140.

4. Маховер К. Проективный рисунок человека. М.: Смысл, 2003. 154 с.

5. Нугаева О.Г. Особенности половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью : автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.10 / Нижегор. гос. пед. ун-т. – Нижний Новгород, 2003. – 24 с.

6. Сакс Дж., Леви С. Тест «Завершение предложений» //Проективная психология / Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 528 с.

7. Шипицына Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына – СПб.: Речь, 2005. – 477с.

 

. . . . . . .