Профессиональное самоопределение подростков в свете актуальных задач современной школы

Дата публикации: 2021-06-02 20:09:20
Статью разместил(а):
Габбасова Алсу Ураловна

Профессиональное самоопределение подростков в свете актуальных задач современной школы

Professional self-determination of adolescents in the light of the current challenges of modern schools

 

Автор: Габбасова Алсу Ураловна

ФГБОУ ВО "БГПУ им. М. Акмуллы", г. Уфа, Россия

e-mail: gabbasovaalsu@gmail.com 

Gabbasova Alsu Uralovna

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russia

e-mail: gabbasovaalsu@gmail.com

Аннотация: Человек - это динамичная и саморегулирующаяся система, а это значит, что субъект развивается, постоянно меняется, приобретает новые личные и индивидуальные психологические качества, которые предоставляют ему возможности для профессионального самоопределения. Особую актуальность приобрели вопросы, связанные с профессиональным самоопределением личности и ее самореализации, в свете социально-экономических изменений.

Abstract: A person is a dynamic and self-regulating system, which means that the subject develops, constantly changes, acquires new personal and individual psychological qualities that provide him with opportunities for professional self-determination. Issues related to professional self-determination of the individual and his / her self-realization in the light of socio-economic changes have become particularly relevant.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, личность, профессия.

Keywords: professional self-determination, personality, profession.

Тематическая рубрика: педагогика и образование.

 

Проблема профессионального самоопределения всегда была актуальной. Возможности и масштабы индивидуального выбора расширили, с помощью развитого общественного производства и возросшей социальной мобильности. Особое внимание к этой проблеме наблюдается с незапамятных времен, когда возникает «разделение труда». Дальнейшее развитие общества, по мнению Н.С. Пряжникова невозможно без специального внимания к проблеме профессионального самоопределения. Он также отмечает, что особенностью этого времени возникает проблема свободы выбора, которая встала перед большим количеством людей.  

Актуальность в области профессионального самоопределения рассматривали и подчеркивали в своих работах такие авторы, как А. Маслоу, Дж. Голланд, Э. Берн, Д. Сьюпер, Э. Гинзберг и другие.

Человеку необходимо разобраться в своем внутреннем мире, разобраться в себе, оценить свои внутренние ресурсы, для того, чтобы устояться в этом мире. Человек - динамичная и саморегулирующаяся система, а это значит, что он изменяется, развивается, постоянно приобретает новые личностные и индивидуальные психологические качества, которые предоставляют ему широкие возможности для профессионального самоопределения.

Для молодежи, живущей в современном обществе, проблема профессионального самоопределения актуальна. Особенно в период перехода к рыночной экономике, когда значительная часть населения вынуждена менять профессию и специализацию. Другая часть, несмотря на нынешние условия и материальные интересы, остается лояльной к профессии, выбранной несколько десятилетий назад ввиду упадка ее репутации в обществе.

Профессионально важные человеческие качества должны быть не только выявлены, но и во многом заложены в человеке посредством образования, организации его деятельности и воспитания. Это предполагает деятельность не только учителя, психолога, но и самого подрастающего поколения. Процесс профессионального самоопределения обусловлен возникновением, расширением деятельности субъекта, осознанием его связи с факторами профессиональной ориентации. Процесс профессионального самоопределения обусловлен возникновением, расширением сферы деятельности субъекта, осознанием его связи с факторами профессиональной ориентации.

Профессиональное самоопределение продолжается на протяжении всей трудовой жизни человека. В результате он постоянно проясняет для себя смыслы своей профессиональной деятельности, соотнося их со смыслами всей своей жизни. Можно попытаться выделить основные типы и уровни профессионального самоопределения, чтобы хоть как-то помочь сориентироваться самоопределяющемуся школьнику. Они могут рассматриваться в качестве возможных ориентиров профессионального развития и саморазвития человека.

Самоопределение - отличительная черта подросткового и юношеского возраста. Самоопределение в данном возрасте основывается на личностном самоопределении, которое имеет смысловой ценностный характер, активное определение позиции по отношению к социально развитой системе ценностей и на этой основе, обретение смысла собственного существования.

Для этого возраста характерен, своеобразный эгоцентризм мышления, стремление доказать свою независимость, максимализм суждений. В этот период они начинают осознанно задумываются о выборе профессии, а также строить жизненные планы. Этот выбор продиктован не только ориентацией на жизненно важное требование профессии, на ту сферу деятельности, в которой человек может быть наиболее полезен другим, но и на пользу, практическую ценность этой профессии в конкретной ситуации общественного развития страны. Только очень целеустремленные и по-настоящему увлеченные люди остаются верными своему призванию на пути дальнейшего профессионального становления.

Сегодня родители очень часто предоставляют своим детям полную свободу выбора, взамен требуя ответственность, независимость и инициативу. Бывает, что родители не соглашаются с выбором ребенка, предлагая подумать о его планах и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешает отношение родителей, которые стремятся к тому, чтобы дети компенсировали их недостатки в деятельности, в которой они не смогли полностью проявить себя. Им кажется, что у них, в отличие от родителей больше задатков, энергии, инициативы, для того чтобы «покорить» ту или иную профессию.

Готовность учащегося к профессиональному самоопределению включает в себя систему ценностных ориентаций, четко выраженную профессиональную ориентацию и профессиональные интересы. Помимо этого включает развитые формы теоретического мышления, владение методами научного познания и умения к самовоспитанию. Когда наиболее полно раскрывается ценностно-ориентированная деятельность учащегося, это и есть завершающий этап созревания и формирования личности,

В этом возрасте на основе стремления учащегося к автономии развивается личностная рефлексия, формируется целостная структура самосознания, происходит осознание жизненных планов и перспектив. Он включается в новый тип ведущей деятельности - учебно-профессиональную, от правильной организации которой во многом зависит его становление как субъекта последующей трудовой деятельности, его отношение к труду. Это еще больше определяет подчиненность учебной деятельности более важной цели - будущей деятельности. Человек учится для чего-то значимого для него в будущем, а не ради самого учения.

Такие учены, как: Г.С. Абрамова, И.В. Дубровина, Е.А. Климов, И.С. Кон, И.Ю.Кулагина, Н.С. Пряжников, И.В. Шаповаленко и др. занимались изучением проблемы профессионального самоопределения. К понятию профессионального самоопределения выделяют два основных подхода. Под профессиональным самоопределением, с позиции первого подхода, подразумевается выбор профессии. При этом круг исследовательских задач ограничен возрастными рамками (от этапов, предшествующих выбору, до самого акта выбора). А под профессиональным самоопределением с позиции второго подхода, понимается как одна их форм самоопределения личности в целом. [2, с. 45]

Изучение профессионального самоопределения осуществляется в рамках нескольких направлений, среди которых необходимо выделить психологическое, профориентационное, педагогическое, жизнедеятельностное, а также направление профессионального развития. Отечественные психологи уделяют большое внимание анализу структуры профессионального самоопределения [3]. Российские психологи уделяют большое внимание анализу структуры профессионального самоопределения. Активно исследуются различные факторы профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение необходимо рассматривать как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности и как конкретный выбор профессии. В процессе профессионального самоопределения устанавливается баланс между склонностями, личными предпочтениями и существующей системой разделения труда. Основной целью профессионального самоопределения является внутренняя готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы собственного развития (профессионального, жизненного и личного) независимым и сознательным образом. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовки кадров в еще большей степени, чем раньше, актуализируют проблемы профориентации.

В заключение важно отметить, что профессиональное самоопределение по своей сути - это не только и не столько педагогическая проблема, ее правильнее назвать общественной проблемой, для решения которой усилий одних педагогов явно недостаточно. Подготовка к выбору профессии также важна, потому что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности. Ее следует рассматривать в единстве и во взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим эстетическим и физическим совершенствованием личности. Профессиональное самоопределение является важным моментом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

 

Список литературы: 

1. Болучевская В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: Монография. — Волгоград: Издательство ВолГМУ, 2010. -264 с.

2. Гинсбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинсбург // Вопросы психологии. - 2002. - № 3. - С.43 - 52. 

3. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н.С. Пряжников. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 400 с.