Развитие сенсорной памяти детей старшего дошкольного возраста с помощью тетрадей-тренажеров
Развитие сенсорной памяти детей старшего дошкольного возраста с помощью тетрадей-тренажеров
Development of sensory memory of children of senior preschool age with the help of exercise books
Автор: Нургалеева Юлия Александровна
Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Россия
e-mail: Juliiiaa995@gmail.com
Nurgaleeva Yulia Aleksandrovna
Tyumen State University, Tyumen, Russia
e-mail: Juliiiaa995@gmail.com
Аннотация: в данной статье исследуется потенциал рабочих тетрадей-тренажеров для формирования сенсорной памяти детей старшего дошкольного возраста.
Abstract: this article examines the potential of exercise books for the formation of sensory memory of children of older preschool age.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, тетрадь-тренажер, сенсорная память.
Keywords: senior preschool age, exercise book, sensory memory.
Тематическая рубрика: Педагогика и образование.
Развитие ребенка в социальной среде начинается в дошкольном возрасте. Именно дошкольный возраст, а также события, происходящие в это время, во многом определяют вектор развития ребенка.
Одним из основных условий эффективного психологического развития дошкольника, его потенциальная готовность к школе, связана с процессами запоминания. Развитие памяти в старшем дошкольном возрасте детерминирует многие процессы, связанные с социализацией, способностью к обучению и т.п.
В современной системе дошкольного образования уделяется большое внимание развитию памяти; в дошкольных образовательных учреждениях педагоги проводят большое количество занятий, направленных на улучшение памяти. В практике педагогов-психологов обязательной является диагностика памяти дошкольников.
Тем не менее, существует существенное противоречие между диагностикой памяти у детей старшего дошкольного возраста и внедрением эффективных методик по развитию памяти в практику дошкольных учреждений. Это определяет проблему различного уровня сформированности памяти детей старшего дошкольного возраста при последующем поступлении в общеобразовательную школу, что усложняет смену ведущего вида деятельности, и усвоение общеобразовательных программ начального образования.
Поэтому проблема эффективного развития сенсорной памяти у детей старшего дошкольного возраста является актуальной, так как своевременная диагностика и работа с воспитанниками детского сада по развитию сенсорной памяти является важным условием формирования готовности к обучению в школе.
Сенсорная память – ипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая сохранение результатов переработки сенсорной системой поступающих в органы чувств стимулов после прекращения воздействия стимула. В настоящее время существует множество методик развития сенсорной памяти у детей дошкольного возраста.
Тем не менее, по мере развития психологической науки и методики дошкольного образования, создаются новые методики и техники развития сенсорной памяти. Данные разработки направлены на коррекцию основных проблем, связанных с развитием сенсорной сферы ребенка.
Основные проблемы, связанные с сенсорной сферой дошкольника, можно свести к следующему:
- плохое развитие моторики и тонких движений пальцев;
- плохое запоминание формы, цвета, размера предметов;
- недостаточное формирование представлений о текстуре предметов.
Для коррекции данных проблем целесообразно применять тетради-тренажеры, представляющие собой сборник упражнений, направленных на развитие определённого мнемического, либо двигательного навыка, а также сенсорных систем ребенка и правильного восприятие им эталона.
Тетрадь-тренажер является универсальным средством развития сенсорной памяти.
Данное пособие можно применять как основное средство формирования сенсорной сферы ребенка во время занятий в детском саду, так и вспомогательное. Кроме того, удобство тетрадей-тренажеров заключается в том, что их удобно применять в домашних условиях при занятиях родителей с детьми.
С учетом современных тенденций развития общества и дошкольного воспитания и образования, весьма большую актуальность получили интерактивные тетради-тренажеры, которые направлены на формирование зрительной, слуховой памяти, правильное восприятие цвета, формы, количества.
При применении определенных технических средств интерактивные тетради-тренажеры могут стать отличным инструментом формирования моторики и двигательных навыков, если применять графический планшет. Интерактивные электронные тетради-тренажеры доступны для самостоятельного использования родителями при занятиях с детьми дома, а также применяются воспитателями и педагогами на занятиях.
Тем не менее, несмотря на широкий выбор тетрадей-тренажеров в продаже и сети Интернет, для развития сенсорной памяти у детей дошкольного возраста, необходимо руководствоваться рядом правил при выборе пособия.
1. Соответствие возрасту. Тетрадь-тренажер должна соответствовать возрасту ребенка, что указывается в аннотации и библиографическом описании. Задания в тетради должны быть составлены именно с учетом данного параметра.
2. Иллюстративный, графический и аудиальный материал (в случае с интерактивными тетрадями) должны содержать эталонные графические и слуховые формы, в противном случае ребенок сформирует неверное представление о предмете, форме, цвете, количестве предметов.
3. Весь наглядный материал должен быть хорошо визуализирован, рисунки должны быть понятными, крупными, а сама тетрадь хорошо иллюстрирована.
4. Тетрадь-тренажёр должна содержать раздел с навигацией для родителей, а также подробное описание методики каждого занятия. Кроме того, необходимо, что шрифты были читаемые, крупные, также оптимально применение рубрикаторов и символики разделов.
5. Тетрадь-тренажер должна обеспечивать формирование осмысленной сложной деятельности дошкольников, а не воспитание определенных навыков и их механическую отработку.
В данном исследовании была применена тетрадь-тренажер, разработанная автором и представлена как в печатном, так и в электронном виде.
Цель пособия: развитие сенсорной памяти детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Задачи: Исходя из цели, сформулированы задачи тетради-тренажера:
1. Сформировать в процессе развития сенсорной памяти познавательные и творческие процессы у детей старшего дошкольного возраста;
2. Сформировать навыки чтения;
3. Сформировать базовые навыки каллиграфии и развивать мелкую моторику;
4. Развить зрительно-моторную координацию, мышление, внимание, память, речь.
5. Формировать положительную мотивацию успеха, уверенность в себе, лидерские качества, умение работать в группе;
6. Формировать мотивацию к учению, а также готовить детей к условиям обучения в общеобразовательной школе.
Отличительной особенностью тетради-тренажера является системно–деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий и упражнений через развитие высших психических функций (внимание, память, мышление).
В основу разработки положены следующие принципы:
- принцип деятельностного подхода – предусматривающий решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;
– принцип природосообразности - учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуального развития, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности;
– принцип проблемности – ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их в процессе собственной интеллектуальной деятельности;
– принцип адаптивности – гибкое применение развивающих упражнений подбирается в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;
– принцип психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, веры ребенка в собственные силы;
– принцип творчества – формирование способности находить нестандартные решения;
– принцип индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровнего содержания;
- принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, со спецификой образовательных областей;
Тетрадь-тренажер представляет систему последовательных, взаимосвязанных между собой занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка.
Формирование различных навыков должно происходить с четким соблюдением возрастных норм, а также с учетом индивидуальных особенностей детей. Так, организация игровой и учебной деятельности в разных возрастных группах будет отличаться, что связано с психологическими особенностями детей разных возрастов.
У детей старшего дошкольного возраста существует ряд особенностей, связанных с их психофизиологическим развитием. Для старших дошкольников характерна несформированность навыка работы с пишущим предметом, когда ребенок свое внимание сосредотачивает не на правильном захвате орудия труда (карандаша, кисточки, ручки и др.), а на точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки.
Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, разовьет зрительно-моторную координацию, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками письма в школе.
Умения и навыки чтения, письма, формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер. Поэтому перед педагогами стоит первостепенная задача – научить детей дошкольного возраста 6–7 лет сознательно, бегло и выразительно читать, писать, правильно воспринимать предметы, а также зрительную и слуховую информацию. И эта задача чрезвычайно актуальна, следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа.
В результате применения тетради-тренажера должна наблюдаться положительная динамика развития воспитанников. Деятельность, связанная с овладением навыков чтения, содействует успешному развитию воспитанников, их аналитико-синтетической деятельности, речевой культуры, памяти, внимания, мышления, творческого воображения, а также общих способностей и интересов.
Исследование опиралось на труды Ананьева Б.Г., Сластенина, В.А., Бабуновой Т.М., Мухиной В.С., Лурия А.Р., Немова Р.С., и др., рассматривающих память, как психический процесс и свойство личности. [2, 6, 7]
Для диагностики уровня развития памяти детей старшего дошкольного возраста нами использовалась методики диагностики памяти: «Запомни рисунки», Р.С. Немова [10] и методика «Заучивания 10 слов» А.Р. Лурия [8].
В эксперименте участвовали дошкольники в количестве 23 человек в возрасте 6 и 7 лет МАОУ «Детский сад № 160 города Тюмени».Композиция выборки детей осуществлялась с учетом рекомендаций психолога, который ведет диагностическую и коррекционную работу с воспитанниками детского сада.
Целью данного исследования являлось выявление уровня развития различных видов памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Память человека отличается многообразием: все её существующие виды поддаются оценке посредством специальных методик. Однако комплексную оценку памяти произвести довольно сложно.
Поэтому для оценки памяти старших дошкольников обычно ограничиваются диагностикой основных видов памяти: кратковременной, зрительной и слуховой [9].
В результате эмпирического исследования нами были получены следующие результаты.
На диагностическом этапе у большинства испытуемых был диагностирован удовлетворительный результат развития памяти (методика Р.С. Немова). 70% детей (16 человек) правильно назвали 5–7 слов. 26% испытуемых показали неудовлетворительный результат, правильно назвав 2–3 картинки. 4% испытуемых (1 человек) показал хороший результат, назвав правильно 8 картинок. В целом, на констатирующем этапе дети показали неудовлетворительный и удовлетворительный результат, что говорит о среднем и низком уровне развития зрительной памяти.
В экспериментальной группе, которая составляла 12 человек, 64% показали удовлетворительный результат, 36% - неудовлетворительный. В контрольной группе, состоящей из 11 человек, 73% показали удовлетворительный результат, а 27% - неудовлетворительный, что говорит также о низком уровне развития зрительной памяти
В результате диагностики слуховой памяти по методике Лурия А.Р. были получены следующие результаты. 65% испытуемых (15 человек) показали удовлетворительные результаты, правильно назвав 4–6 слов. 35% (8 человек) респондентов показали неудовлетворительный результат, правильно назвав 2–3 слова. Таким образом, у испытуемых преобладает средний и низкий уровень развития слуховой памяти.
При анализе соотношения уровня развития слуховой памяти у испытуемых контрольной и экспериментальной групп, были получены следующие результаты. В контрольной группе (11 человек) 63% испытуемых показали удовлетворительный результат, 37% - неудовлетворительный. В экспериментальной (12 человек) 67% показали удовлетворительный результат, 33% - неудовлетворительный.
На формирующем этапе с детьми экспериментальной группы была проведена коррекционная работа по развитию сенсорной памяти посредством тетради-тренажера.
На контрольном этапе были получены следующие результаты.
У большинства испытуемых контрольной группы был диагностирован удовлетворительный результат развития памяти. 82% детей (9 человек) правильно назвали 5–7 слов. 8 % испытуемых показали хороший результат.
В экспериментальной группе, которая составляла 12 человек, 50% показали удовлетворительный результат, 50% - хороший, что говорит об улучшении показателей запоминания картинок и, как следствие, о развитии сенсорной памяти.
Далее была проведена диагностика уровня сформированности слуховой памяти на констатирующем этапе по методике А.Р. Лурия «Запоминание 10 слов».
Были получены следующие результаты. 36% испытуемых контрольной группы (4 человека) показали удовлетворительные результаты, правильно назвав 4–6 слов. 64% (7 человек) респондентов показали удовлетворительный результат, правильно назвав. Таким образом, у испытуемых преобладает средний и низкий уровень развития слуховой памяти, как и на констатирующем этапе.
В экспериментальной группе (12 человек) 67% показали удовлетворительный результат, 33% - хороший, что говорит об эффективности методики развития сенсорной памяти посредством применения тетради-тренажера
Таким образом, опираясь на статистические данные результатов исследования, мы можем утверждать, что применение тетради-тренажера для развития сенсорной памяти у детей старшего дошкольного возраста эффективно и результативно.
Список литературы:
1. Андриенко Е.В. Социальная психология //Е.В. Андриенко,// под ред. В.А. Сластенина. – М.-Академия, 2000. – 264 с.
2. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. – М.: Сфера, 2012. – 204 с.
3. Волков Б.С. Возрастная психология. Ч. 2 / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М.: Владос, 2008. – 367.
4. Герасимова А.С. Тесты для подготовки к школе: Словарный запас, грамотная речь, память. – М.: Айрис–пресс, 2004.–160с.
5. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов / Н.Н. Данилова; Рецензент Э.А. Костандов, Ю.А. Александровский. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 368 c.
6. Ильина Н.Н. Сто психологических тестов и упражнений для подготовки ребенка к школе. – М.: ООО Аквуриум – Принт, К.: ОАО «Дом печати – Зятка», 2005. – 160с.
7. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2, – М.: 1981 – 176 с.
8. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М.: 1994.– 132с.
9. Черемошкина Л.В. Как развивать внимание и память ребенка / Л. В. Черемошкина. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 277 с.