Диалоговое взаимодействие педагога и подростка как важный механизм социализации

Дата публикации: 2019-10-08 18:19:41
Статью разместил(а):
Дрожжин Роман Александрович

Диалоговое взаимодействие педагога и подростка как важный механизм социализации

Interactive interaction between teacher and adolescent as an important mechanism of socialization

 

Автор: Дрожжин Роман Александрович

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск, Россия.

e-mail: drozhzhin.roma@bk.ru

Drozhzhin Roman Aleksandrovich

Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky, Bryansk, Russia.

e-mail: drozhzhin.roma@bk.ru

 

Аннотация: В статье дано описание влияния диалогового взаимодействия учителя на подростка. Показаны особенности диалогового общения педагога и ученика, а также при помощи анкетирования были выявлены наиболее важные требования к общению с учителем со стороны подростков.

Abstract: The article describes the impact of the dialogue interaction between teacher and adolescent. The features of the dialogue between the teacher and the student are shown, as well as with the help of questionnaires, the most important requirements for communication with the teacher on the part of adolescents were identified.

Ключевые слова: подростковый возраст, диалоговое взаимодействие, стили общения.

Keywords: adolescence, dialogue interaction, communication styles.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

Как известно, большую часть своего времени подростки проводят в школе со своим классом и учителями. Именно поэтому очень важно, чтобы взаимоотношения, которые выстраиваются благодаря диалогу, были позитивными. Положительное взаимодействие имеет огромное влияние для нормальной социализации личности, т.е. в ходе продуктивного диалога между учителем и учеником будут закладываться важные социальные качества, умения и навыки, которые будут помогать личности нормально функционировать в обществе. Например, при доверительном общении между подростком и учителем будут закладываться такие важные качества, как открытость, легкость в общении; умение взаимодействовать с людьми; терпимость к другим и т.д.

Изучением общения в подростковом возрасте занимались многие известные педагоги и психологи. В частности, исследованием данного феномена занимались Л.С. Выготский, Э. Эриксон, Дж. Локк, Ж. Пиаже и другие.

Однако в подростковом возрасте потребность в диалоге между взрослым часто бывает неудовлетворенной. Данное неудовлетворение ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, в установлении межличностных контактов, которые мешают самоопределению и ориентации в жизненных ситуациях [1. c. 170]. В результате такого негативного взаимодействия между педагогом и учеником формируется смысловой барьер, проявляющийся у подростков в грубом отношении к взрослым, конфликтности и негативном восприятии окружающих людей. Весьма часто подросток в одиночку не способен преодолеть данные негативные воздействия, и поэтому, ему часто требуется помощь более мудрого и опытного человека. И если ребенок не смог побороть этот негатив, то он начинает отрицательно воспринимать отношение педагога к себе, считая его слишком предвзятым.

Как утверждает И.В. Дубровина, что одной из самых характерных особенностей подросткового возраста является отчуждение себя от взрослых, т.е. ребенок старается доказать свою, отличную позицию от более старших по возрасту людей, даже если знает, что она неправильная [2., с.284]. Именно в данный жизненный период формируются убеждения и нравственные ценности, жизненные планы и установки, происходит осознание самого себя, своих возможностей и способностей, закладываются общие взгляды на жизнь и на отношения между людьми.

Огромную роль в развитии подростка играет педагог. Именно учитель наравне с родственниками участвует в жизни школьника. Педагог помогает ребенку решать не только школьные задачи, проблемы, но и чисто житейские вопросы. Диалоговое отношение между учеником и преподавателем будут отличаться ситуативностью и субъективностью. Так, отношения между уважаемым учителем и учеником будут характеризоваться взаимоуважением, открытостью, диалогичностью, не конфликтностью, а взаимодействие между нелюбимым педагом и учеником будут характеризоваться напряженностью, импульсивностью, скрытостью, пассивностью. Поэтому весьма важно при построении диалога, чтобы у подростка было уважение к образу учителя.

Для педагога определяющим фактором при общении с учеником будет являться выбор стиля общения. По традиционной классификации стилей общения выделяют авторитарный, демократический, попустительский. Следует отметить, что данные стили в чистом виде никогда не встречаются, они лишь присутствуют в общении педагога в разных пропорциях. Например, у учителя может присутствовать как авторитарный, так и демократический стиль общения, но преобладающим будет являться какой-то один. Следует отметить, что для школьников уважаемый педагог необязательно должен быть только добрым, не обращающим внимания на проступки детей, поскольку такого учителя всерьез воспринимать не будут, и в педагоге также должны будут проявляться и признаки жесткости в решении и справедливости [3]. Сразу же напрашивается следующий вопрос, из-за каких условий, факторов, обстоятельств складывается позитивный и негативный образ педагога у подростка? Какими качествами должен обладать «идеальный» преподаватель по мнению детей?

Для выяснения этих факторов, влияющих на диалоговое взаимодействие ученика и учителя, нами было проведено исследование, целью которого было выявить, какие качества педагога оказывают позитивное воздействие на подростка при построении общения между ними. Учащимся было предложено ответить на вопрос и записать: «Что или какие качества, на Ваш взгляд, важны в учителе при построении доверительного общения между Вами»?

Результаты исследования были следующими:

 75 01

Как мы видим, что двумя преобладающим качествами у учителя, по мнению детей, при построении общения, будут являться справедливость (14 человек) и открытость (12 человек). Именно эти данные подтверждают то, что в подростковом возрасте особенное влияние уделяется не социальному статусу, знаниям, материальному положению, а личным, социально-значимым параметрам, что ,в свою очередь, объясняется личностно-ориентированным восприятием подростков других людей. Справедливость и открытость - это те качества, которые освещают личность с морально-нравственных сторон. В частности, справедливость означает для учеников не только позитивное отношение к любым поступкам подростка, но и критику того, что противоречит нормальному поведению, т.е. если учитель будет проявлять объективизм в диалоге с любым подростком, то это позволит выстроить отношения на ноте доверия и согласия. Открытость подразумевает то, что с педагогом ученик может спокойно поговорить на любую интересующую его тему и получить честный ответ. Именно диалог с справедливым и открытым для общения учителем может помочь ребенку с решением таких проблем, с которыми родители не смогли справиться.

Также весьма важным качеством при построении общения с учителем, по мнению подростков, является «широкий кругозор по предмету и другим областям» (10 человек). Уверенность в образованности и всесторонней развитости будет важно для общения ученика и педагога, поскольку подросток должен быть уверенным, что в случае обращения за советом к человеку, что он благодаря своему опыту и кругозору будет способен дать совет для решения возникшей задачи. Если педагог будет по уровню знания слаб, то это вызовет трудности в общении с подростком, поскольку в таком случае учителя будут воспринимать ни как авторитета с широким кругозором, а как равного себе это может привести к восприятию преподавателя как ровесника, что негативно скажется на учебе (ученик может не реагировать на замечания учителя, не выполнять задания), поскольку дети в этом возрасте редко хотят подчиняться человеку, который знает меньше или на равне с учащимся.

Также подростки для построения общения с учителем выделяют такие качества, как юмор (4 человека) и спокойствие (3 человека). Юмор и спокойствие способны помочь наладить отношения с учеником, т.к. эти качества не будут угнетать подростка, а наоборот позволят ему раскрыться, почувствовать себя полноправным участником общения, что, в свою очередь, увеличит эффективность и продолжительность общения в позитивном ключе.

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что диалог между педагогом и подростком - это важный механизм, помогающий личности нормально развиваться и функционировать. Общение с учителем в подростковом возрасте очень важно, поскольку он может помочь ребенку ответить на те вопросы, на которые родители ответить не смогли или же не захотели отвечать, однако для успешного общения между педагогом и ребенком необходимо, чтобы учитель обладал рядом таких личностно-позитивных качеств, которые должны располагать ребенка к взаимодействию, и если у преподавателя будут отсутствовать эти свойства, то продуктивного диалогового взаимодействия не получится и процесс получения образования ребенком будет весьма трудным.

 

Cписок литературы:

1. Реан А.А. Психология подростка. – Спб.: Изд-во «Прайм-Еврознак»., 2003. - 480 с.

2. Дубровина И. В. Практическая психология образования. – М.: Изд-во «ТЦ Сфера»., 2000. – 517 с.

3. Ф. Райс. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Изд-во «Питер»., 2000. – 624 с.