Использование лэпбука в коррекции нарушений словообразования дошкольников с общим недоразвитием речи

Дата публикации: 2021-05-10 11:47:43
Статью разместил(а):
Анисимова Татьяна Сергеевна

Использование лэпбука в коррекции нарушений словообразования дошкольников с общим недоразвитием речи

The use of a lapbook in the correction of word formation disorders in preschoolers with general speech underdevelopment

 

Авторы:

Анисимова Татьяна Сергеевна

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия.

e-mail: tania-anisimova-81@mail.ru 

Anisimova Tatyana Sergeevna

Vyatka State University, Kirov, Russia.

e-mail: tania-anisimova-81@mail.ru

Городилова Светлана Александровна

Gorodilova Svetlana Aleksandrovna

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия.

Vyatka State University, Kirov, Russia.

e-mail: usr19870@vyatsu.ru

 

Аннотация: В статье рассматривается возможности применения технологии лэпбук в логопедической работе. Представлены методические рекомендации по применению папки лэпбук в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Abstract. The article discusses the possibilities of using the laptop technology in speech therapy. The article presents methodological recommendations for the use of the laptop folder in working with children of senior preschool age with general speech underdevelopment.

Ключевые слова: лэпбук, словообразование, дети с общим недоразвитием речи.

Keywords: lapbook, word formation, children with general speech underdevelopment.

Тематическая рубрика: педагогика и образование.

 

Мотивация к обучению у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования, особенно актуальна для наших воспитанников с общим недоразвитием речи. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста, поэтому мотивация должна быть максимально эффективной в детском саду.

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования педагогам приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям.

Каждый педагог постоянно находится в поиске новых форм, технологий, которые открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников и, соответствуют современным требованиям. Удачной находкой, на наш взгляд, является ЛЭПБУК! В переводе с английского – «книга на коленях».

Термин "Лэпбук" был впервые введён мамой и писателем из Вирджинии (штат США) Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для систематизации информации. Она назвала её так, именно потому, что весь Лэпбук умещается на коленях ребёнка.

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проектов. Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная папка» (lap – колени, book – книга), или как его еще называют тематическая папка. Это такая небольшая самодельная папка, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.

Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

Это папка, сделанная из картона с множеством разнообразных деталей, кармашками разных форм, мини-книжками, гармошками, конвертами, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, в любой форме и на любую тему.

Ребенок (или группа детей), взяв в руки такую папку, выполняет задания, рассматривает картинки, разбирает схемы, тем самым в лёгкой и непринужденной форме закрепляет и расширяет свои знания по определенной теме. 

В нашей логопедической практике это не просто интересное пособие, это - наглядно-практический метод обучения!

Лэпбук" - это отличный способ закрепить или обобщить определенную тему, повторить пройденный материал, (ведь дети потом еще не раз будут возвращаться к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в игры, распложенные в ней, и незаметно для себя повторить пройденное). Его, также можно использовать и при освоении детьми нового содержания, как мотивацию – привлечь внимание к новой теме, заинтересовать с помощью необычной книжки (лэпбука).

Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности и непосредственного общения взрослых и детей, поэтому мы привлекаем к сотрудничеству и родителей наших воспитанников!

Содержание его зависит от возраста детей и от поставленных задач по той или иной теме. Работая над темой можно затронуть практически все образовательные области! (Развитие словаря и связной речи, развитие фантазии и творческих способностей, развитие мелкой моторики, и т.д.)

Так как дошкольникам с общим недоразвитием речи тяжело даётся навык словообразования и отсутствует мотивация для работы над правильной речью мы решили изготовить лэпбук по коррекции нарушений словообразования, который замотивирует детей и поможет разобраться в правилах образования новых слов.

Создание лэпбука проходило в два этапа:

На первом этапе были выбраны цели и задачи, которые будут решаться с помощью лэпбука, придумано название лэпбука «Словомастер»; выбраны формы работы с детьми (дидактические игры, речевые задания).

В содержание лэпбука были включены следующие формы работы с детьми:

- Собери пазл «Чей малыш»;

- Теневое лото «Накрой на стол»;

- Игра-конструктор «Загадочное животное»;

- Дидактические игры «Гномик и великан»,

- Дидактическая игра «Вкусный сок»,

- Дидактическая игра «Подарок маме»;

- Дидактическая игра "Слова противоположности"

- Дидактическая игра "Продолжи слово"

- Игра-путешествие «В гости к бабушке»

- Раскрашивание раскрасок и др.

Второй этап, непосредственно изготовление лэпбука и его содержимого, оказался достаточно трудоёмким и затратным по времени. В изготовлении лэпбука и его содержимого главными помощниками послужили: компьютер, интернет и цветной принтер. Немаловажным оказались и умения работать в интернете, искать различный материал и скачивать его, распечатывать на принтере, аккуратно работать со скотчем.

Работа с лэпбуком, как с учебным пособием, состояла из следующих этапов.

Первый этап – ознакомительный, главной задачей которого было вызвать интерес к лэпбуку «Словомастер».

В ходе беседы дети познакомились с понятием "лэпбук" и историей его возникновения. Внимание детей было обращено на название и тематику лэпбука. По внешнему виду многие дети определили время года "осень", а читающие дети смогла прочитать название. Затем дети внимательно слушали рассказ о том, как работать с лэпбуком, активно задавали вопросы по содержанию лэпбука.

Для того, чтобы заинтересовать детей на дальнейшую деятельность с лэпбуком детям была рассказана история о героях лэпбука семье Мастерилкиных.

Второй этап - обучающий, главной задачей которого было научить детей работать с лэпбуком самостоятельно, без помощи педагога. Детям постепенно объяснялись все задания, правила к дидактическим играм, включённые в лэпбук.

Некоторые из заданий, такие пазлы «Чей малыш», «Вкусный сок», дети объясняли самостоятельно, так как названия говорят сами за себя. Детям, которые уже самостоятельно справлялись с заданиями, предлагалось объединиться с другими детьми и научить их или помочь им выполнить задания, тем самым развивая навыки общения со сверстниками.

Третий этап работы с пособием – самостоятельная деятельность детей. Он тесно переплетался с обучающим этапом, так как некоторые задания в лэпбуке, такие как: образование уменьшительно-ласкательных существительных с продуктивными и малопродуктивными суффиксами -УШК, -ЫШК,-ИЦ, -ЕЦ, образование притяжательных прилагательных , глаголов с приставками постоянно требовали индивидуальной работы. На данном этапе работы лэпбук оставался в речевом уголке, доступным для самостоятельной работы детей с ним.

Наблюдая за самостоятельной деятельностью детей с лэпбуком было замечено, что познакомившись с ним более тесно, выполнив все задания в нём, у многих детей появляются "любимые кармашки", к которым они возвращались вновь и вновь.

Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на малозначительные минусы, которые имеет работа над лэпбуком, ее плюсы неоспоримы. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая детям не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.

Таким образом, логопедическая работа с использованием лэпбука при коррекции нарушений словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи является эффективной. Упражнения с лэпбуком обеспечивают обогащение словаря и наполняют содержательной стороной отдельные слова, позволяют составлять новые слова, используя разные способы, объяснять значения слов.

 

Список литературы:

1. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи.- М., 1997.

2. Бреславцева Е.В. Лэпбук как средство обучения  детей с  нарушениями речи // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 26–30.

3. Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС  // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162–164.

4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.- СПб., 1999.

5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Москва, «Издательство ГНОМ и Д», 2000.