Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Приёмы формирования картографической компетенции на уроках географии

Дата публикации: 2021-05-02 23:08:51
Статью разместил(а):
Федосова Елена Михайловна

Приёмы формирования картографической компетенции на уроках географии

Methods of forming cartographic competence in geography lessons

 

Автор: Федосова Елена Михайловна

СурГУ, г. Сургут, Россия

E-mail: lena1164.82@mail.ru

Fedosova Elena Michaylovna

Surgut State University, Surgut, Russia.

E-mail: lena1164.82@mail.ru 

 

Аннотация: На уроках географии в школе, работа с картой позволяет формировать картографические навыки, закладывать начала картографической грамоты, необходимые каждому человеку. Карта в процессе обучения географии выполняет очень важную роль в формировании учебно-познавательных и информационных компетенций: способствует упорядочению знаний, развитию самостоятельной познавательной деятельности, развивает умение анализировать и систематизировать информацию.

Abstract: In geography lessons at school, working with a map allows you to form cartographic skills, lay the foundations of cartographic literacy, which is necessary for every person. The map in the process of teaching geography plays a very important role in the formation of educational, cognitive and information competencies: promotes the ordering of knowledge, the development of independent cognitive activity, develops the ability to analyze and systematize information.

Ключевые слова: картографические навыки, география, виды работы с картой.

Keywords: cartographic skills, geography, types of work with the map.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Использование географических карт в школе должно решать две главные и тесно взаимосвязанные задачи: во-первых, способствовать изучению физической и экономической географии, а во-вторых, формировать картографические навыки, закладывать начала картографической грамоты, совершенно необходимые каждому человеку. Карта в процессе обучения географии выполняет очень важную роль в формировании учебно-познавательных и информационных компетенций – а именно: способствует упорядочению знаний, развитию самостоятельной познавательной деятельности, развивает умение анализировать и систематизировать информацию. А так как «…без карты нет, и не может быть географии, картой география начинается и ею же заканчивается (А.С. Барков) …», то одна из задач учителя географии: научить учащихся разнообразным приемам работы с ней.

С 5 класса ученики знакомятся и углубляют знания по физической географии. В 8 классе - впервые сталкиваются с экономическими картами и их надо научить первому приёму работы с картой – её читать, то есть попросту распознавать на ней информацию. Для этого используется приём – анализ отдельных условных знаков. Читать карту - значит уметь выяснять географическую действительность по её картографическому изображению. Это умение вырабатывается в результате многократных упражнений:

– анализ отдельных условных знаков;

– показ на карте положения объектов с установлением их многосторонних связей с другими объектами;

– составление характеристик:

а) отраслей хозяйства.

б) городов.

в) экономических районов и стран.

Составление характеристики требует обязательного установления логических связей. Например, связь сельского хозяйства с почвенными и климатическими условиями.

При работе с картами особенно важно сделать подбор физических и экономических карт для сравнения, а также выяснения взаимозависимости между природной средой и экономикой. Такая работа развивает мышление, умение сравнивать, анализировать и делать выводы. Работа по совместному анализу карт закрепляется работой по контурным картам.

Схематические графики используются для выражения логических связей. Они имеют значение не только для наглядного выражения цифрового материала, но и для более наглядного показа связей – внутриотраслевых, отраслевых, межотраслевых и межрайонных. Работа со схематической графикой состоит в чтении, анализе и обосновании выводов.

Умение читать экономико-географическую карту позволяет лишь в небольшой мере объяснить экономико-географические явления, и почти невозможно установить уровень развития промышленности и сельского хозяйства, обеспеченность страны сырьем, соотношение городского и сельского населения региона. Но эти карты являются хорошими наглядными средствами, вспомогательными при знакомстве с изучаемым материалом.

Следует отметить, что у экономических карт более ограниченные возможности для получения полной характеристики изучаемых объектов и территорий, чем у физических. Умение сопоставлять различные тематические физико-географические и экономические карты даёт возможность устанавливать существующие закономерности, пространственные связи и зависимости. Например, для экономико-географической характеристики территории учащиеся используют физическую карту для оценки рельефа, карту полезных ископаемых для определения крупнейших месторождений, а затем экономические карты для описания развития отраслей хозяйства: промышленности, сельского хозяйства, транспортной системы и т.д.

При анализе карт используется приём описания - это традиционный и общеизвестный прием; его цель состоит в том, чтобы выявить наличие на карте изучаемых явлений, особенности их размещения и взаимосвязи. Описание – качественный способ анализа картографического изображения, но в него могут вводиться количественные характеристики, прочитанные по карте. Приём составления географического описания по картам способствует развитию самостоятельной учебной деятельности. Для этого ученику предлагается примерный план, по которому он, считывая определённую информацию с карты, получает представление о состоянии какого –либо экономического показателя или процесса.

Наиболее доступен и распространен непосредственный анализ отдельных экономических карт. Часто мы ограничиваемся визуальным изучением карты. Несмотря на кажущуюся простоту этот приём даёт много информации и девятиклассники учатся её видеть, анализировать и делать выводы. Эти возможности возрастают при совместном использовании ряда тематических карт, картодиаграмм, графиков, которые дополняют содержание экономической географической карты. Широкое применение имеет приём анализа картограмм. Картограмма – это способ изображения явления или его динамики в пределах одной единицы территориального деления, чаще всего политико-административного. Например, показывает среднюю плотность населения в различных областях России или распаханность территории в процентах ко всей площади пахотных земель. Данный приём очень часто применяется в экономической географии и является специфическим.

Такой приём как совместный анализ разновременных карт, показывает изменения во временном положении и состоянии явлений. Приём позволяет проследить динамику и развитие определённых экономических показателей. Например, изменение площадей под зерновыми культурами, рост городов и т.п.

Анализ картографического материала способствует проведению учащимися исследований при решении проблемных задач, что способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развивает интерес к поисковой деятельности, учит составлять картографический прогноз.

Полезным педагогическим приемом, ведущим к повышению картографических знаний, умений и навыков, являются разнообразные игры с картами, например картографические пазлы, отгадывание объектов по их картографическим контурам (например, при изучении карты административно-территориального деления России), игры-путешествия по карте. При изучении курса социально-экономической географии, можно использовать приём цепочка «Кто кому сосед?». Этот приём помогает запомнить соседние страны; административно-территориальные единицы России. (Называется страна, учащиеся передают эстафетную палочку (флажок) друг-другу (называют страну-соседку, или область) и так “по цепочке” весь класс, повторяться нельзя. От детей требуется максимум внимания. Усложненный вариант “цепочки соседей”: перед глазами учеников нет карты и “цепочку соседей” нужно выстроить на память.

Для формирования знаний географических объектов можно использовать некоторые вспомогательные средства: пунсоны, значки полезных ископаемых, разных типов электростанций, отраслей хозяйства, карточки с названием географических объектов, стрелки. Всё это способствует более быстрому запоминанию географической карты, объектов на ней. Такие игровые приёмы могут быть средством повышения картографической культуры, развивают логическое мышление, расширяют кругозор, помогают ребятам лучше освоить нелёгкий картографический язык, учат сопоставлять, сравнивать и анализировать. А также развивают у школьников творческую заинтересованность.

Помимо тематических карт на уроках географии предусмотрена работа на контурных картах. Контурная карта предназначается главным образом для самостоятельных работ учащихся по географии. Чаще всего используется для запоминания географической номенклатуры. Можно применять для составления картосхем. (Например, при изучении темы «Чёрная металлургия России» картосхема позволяет учащимся лучше усвоить факторы размещения предприятий отрасли.) Работа с контурной картой содействует не только запоминанию расположения географических объектов, но и пониманию их взаимосвязей.

В учебном процессе различные приёмы работы с картами служат для формирования и конкретизации географических понятий, развивает у учащихся творческое воображение, память, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, устанавливать связи и формировать географическое мышление, то есть способствует развитию основных компетенций учащихся.

Карта является средством зрительной наглядности, необходимым школьникам для понимания размещения, состояния различных объектов, взаимосвязей процессов и явлений. Её использование в учебном процессе обеспечивает формирование следующих учебных действий и умений: определять географическое положение объектов; ориентироваться на местности; определять расстояния, географические координаты; изучать географические объекты и явления; устанавливать причины, зависимости между географическими явлениями; делать выводы, обобщения; прогнозировать; представлять информацию в виде картографической модели.

В заключение хочется сказать, что виртуальное восприятие учеником карты на уроке недостаточно. Только в ходе самостоятельной поисковой работы с картой обучающиеся смогут её освоить.

 

Литература:

1. Блаженов В.А. Приёмы развивающего обучения географии / В.А. Блаженов. – М.: Дрофа, 2006.

2. Гаврилюк А.А. Графический конспект на уроках географии / А.А. Гаврилюк // География в школе. - 2007.

3. Антонюк Е.С. Картографический беспредел / Е.С. Антонюк // География. – 2006. - № 1. – С. 13 - 14.

4. Атлас для 6 кл. Начальный курс географии. – М.: АСТ-Пресс, 2015.

 

. . . . . . .