Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Особенности работы по коррекции просодики у подростков с дизартрией

Дата публикации: 2021-03-29 10:50:19
Статью разместил(а):
Болтухова Светлана Владимировна

Особенности работы по коррекции просодики у подростков с дизартрией

Features of work on the correction of prosodic in adolescents with dysarthria

 

Автор: Болтухова Светлана Владимировна

ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия

E-mail: sveta.gomoyunova.96@mail.ru

Boltuhova Svetlana Vladimirovna,

Vyatka State University, Kirov, Russia

E-mail: sveta.gomoyunova.96@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается специфическая форма речевого дизонтогенеза как современная проблема логопедической науки, определяются особенности работы по коррекции просодической стороны речи у подростков с дизартрией.

Annotation. The work examines a specific form of speech dysontogenesis, as a modern problem of speech therapy science, defines the features of work to correct the prosodic side of speech in adolescents with dysarthria.

Ключевые слова: дизартрия, просодическая сторона речи, коррекция, подростковый возраст.

Keywords: dysarthria, prosodic side of speech, correction, adolescence.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

В настоящее время большое внимание в логопедической работе уделяется работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, в то время как множеству подростков также свойственны различные нарушения речи.

Пубертатный (подростковый) период является переходным этапом между детством и взрослым возрастом, связан с созреванием всех функциональных систем организма, активным формированием личности, ее социализации.

В подростковом возрасте общение является ведущей деятельностью, а кризис этого периода связан с коммуникативными противоречиями. Трудности коммуникативно-речевой деятельности провоцируют личностные переживания, создавая тем самым проблемы самоопределения и самореализации в жизни подростка.

Речевая деятельность, в освоении которой подростки испытывают трудности, становится первичной по отношению ко всем другим видам деятельности. [1]

Одним из актуальных речевых нарушений у подростков является дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Неразборчивая речь при дизартрии обусловлена расстройством артикуляции, нарушением речевого дыхания, голосообразования. Так же страдает просодическая сторона речи, то есть, сила голоса, темп, ритм, интонация, дикция и др. Выраженным признаком дизартрии является нарушение фонационных характеристик. Голосовые реакции при дизартрии характеризуются недостаточной силой, наблюдается назализация голоса, изменение модуляции.

Симптомы неврологического характера расстройства речи при дизартрии вызывают стойкие нарушения мелодико-интонационного и темпо- ритмического оформления связной речи. Подростки с дизартрией испытывают трудности в определении и постановке логических ударений в слове и фразе, организации правильного паузирования высказывания. У них имеются обеднения интонации речи, ритмическая несостоятельность речи при общении, двигательная дискоординация речевого аппарата [2].

Подростки с дизартрией и даже с ее минимальными проявлениями нередко становятся «носителем комплекса нереализованных установок», проявляя при этом инактивность во всех ситуациях общения.

Переживание речевого дефекта, неуспешности в учебе, проблемы межличностного характера в семье и коллективе сверстников, эмоциональная сторона самосознания становится основой мотивообразования подростков с речевой патологией.

Вышеперечисленные проблемы вызывают трудности общения с окружающими не только в подростковом возрасте, но и в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, то есть ведут к возникновению закомплексованности, мешая в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Основная цель в работе с такими подростками – скорректировать их просодическую сторону речи, чтобы она стала яркой, выразительной, эмоциональной.

Е.Ф. Архипова рассматривает дизартрию с точки зрения определения степени речевых нарушений. Таким образом, тяжелая форма, чаще всего встречается у детей с церебральными параличами, подразумевает полное отсутствие фонетических способностей произношения. Средняя степень дизартрии встречается у детей с задержками интеллектуального развития. При данной степени выраженности расстройства наблюдаются нарушения чёткости и точности произношения речи, она невнятна, монотонна и малопонятна, имеются искажения нескольких групп фонем. Так же, выделяют лёгкую степень дизартрии - «стертая» дизартрия. Основными проявлениями данной формы являются незначительные парезы артикуляционной мускулатуры. Речь ребёнка с такой патологией достаточно понятна для окружающих, но имеющиеся нарушения звукопроизношения проявляются в искажениях и заменах на более лёгкие некоторых звуков. [3]

В процессе работы по коррекции просодической стороны речи у подростков с дизартрией можно выделить такие особенности работы, как:

- использование различных форм работы;        

- создание и организация специальной коррекционно - развивающей среды в кабинете и в образовательном учреждении  в целом;

- использование в системе и на должном уровне игр, упражнений, инсценировок, рифмовок на развитие чувства ритма, темпа, мелодики и интонации;

- тесное взаимодействие с педагогами и родителями. [4]

Для изучения особенностей работы по коррекции просодики у подростков с дизартрией были проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. В формирующем эксперименте приняли участие 8 подростков в возрасте 14-15 лет. Упражнения по формированию просодических компонентов речи включались в занятия по развитию речи и в коррекционные часы.

На начальном этапе нами были выявлены нарушения в развитии просодической стороны речи у подростков с дизартрией. Были выявлены имеющиеся у них дефекты в восприятии интонации, ее воспроизведении, восприятии логического ударения, воспроизведении логического ударения, восприятии тембра и воспроизведении тембра голоса. Изолированные звуки и звукоподражания, произнесенные с различной высотой голоса, воспринимаются подростками хорошо, с достаточными модуляциями по высоте. Воспроизведение изолированных звуков и звукоподражаний с понижением и повышением высоты голоса выполняется с недостаточными модуляциями голоса по высоте. У детей с дизартрией страдает не только воспроизведение, но и восприятие и дифференциация интонационных структур. В структуру речевого дефекта при дизартрии входят нарушения просодической стороны речи, которые проявляются в недостатках интонационно-выразительных средств речи.

За период формирующего эксперимента значения характеристик голоса у учащихся улучшились на 17%. Динамика компонентов просодики: темп достиг оптимальной оценки у 5 детей, что на 33% больше, чем при первом обследовании. Правильное пользование логическим ударением, произношение текста в заданном ритме и верное интонирование речи – показатели выросли на 17%. В условиях формирующего эксперимента произошли изменения в развитии просодических компонентов речи. Анализ результатов формирующего эксперимента показал обоснованность данного подхода при коррекции просодических компонентов речи. Наиболее значимые результаты  отмечались у подростков со средним уровнем просодических компонентов речи, по сравнению  с подростками  с низким уровнем, что говорит о значительном потенциале возможности в развитии разборчивости и выразительности речи у подростков с дизартрией.

Таким образом, дизартрия является видом речевого дизонтогенеза, который проявляется в нарушении моторной речевой реализации. На сегодняшний день разработаны классификации и приоритетные направления изучения данной проблематики, однако остается малоизученной проявление феномена дизартрии у подростков.  Используя комплекс упражнений, направленных на коррекцию просодической стороны речи, в совокупности с дополнительными способами коррекции появляется возможность успешной самореализации подростков и улучшение их речевых навыков.

 

Литература:

1. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. П. Авдулова. – Москва: Изд. Юрайт, 2019.- 394 с.

2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие - М.: АСТ: Астрель, 2014. – 319 с.

3. Логопедия. Теория и практика [под ред.д.п.н.профессора Т.Б. Филичевой] - Изд. 2-е испр. И доп. – М:Эксмо,2019. – 608 с.

4. Приходько О.Г. Логопедическое обследование детей с нарушениями речи // Специальное образование. – 2010. - № 3. – С. 82-87. 

 

. . . . . . .