Применение методов наглядного моделирования в развитии связной речи у старших дошкольников
Применение методов наглядного моделирования в развитии связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
The use of visual modeling methods in the development of coherent speech in older preschoolers with general speech underdevelopment
Автор: Кривушева Яна Александровна
ФГБОУВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия
e-mail: yana-krivusheva@mail.ru
Krivusheva Iana Alexandrovna
Vyatsky State University, Kirov, Russia
e-mail: yana-krivusheva@mail.ru
Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы применения методов наглядного моделирования в развитии связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Раскрываются отличительные особенности использования наглядных моделей в развитии связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Abstract: This article discusses the application of visual modeling methods in the development of coherent speech in older preschoolers with general speech underdevelopment. The distinctive features of the use of visual models in the development of coherent speech in older preschoolers with general speech underdevelopment are revealed.
Ключевые слова: связная речь, общее недоразвитие речи, дошкольники, нарушение связной речи, наглядное моделирование.
Keywords: Сoherent speech, general underdevelopment of speech, preschoolers, violation of coherent speech, visual modeling.
Тематическая рубрика: Педагогика и образование.
Введение.
Проблема речевой недостаточности дошкольников заключается в том, что в настоящее время ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или с телефоном), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой.
Современные дети перенасыщены информацией, поэтому они не любят учить стихи, пересказывать тексты. Для них необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Одним из факторов облегчающим процесс становления связной речи, по мнению А.М. Леушиной, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина – это наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Авторы раскрывают проблему развития связной речи дошкольников с ОНР с использованием метода наглядного моделирования [2].
Моделирование – это процесс исправления речевых недостатков путем построения и изучения моделей каких – либо явлений, предметов или систем объектов. В процессе моделирования окружающих объектов совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные и практические навыки [1].
При моделировании используются модели. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношение героев и развитие событий в повествовании), средства внутритекстовой связи [4].
Наглядное моделирование – воспроизведение свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним. В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный.
Такие авторы как Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, считают целесообразным применение наглядного моделирования т.к. он доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, дети учатся сравнивать, обобщать. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом [1].
При использовании наглядного моделирования ребенку легче зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Для дошкольников это важно, так мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо.
В детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы как раз способствуют задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Особенность моделирования, как метода обучения, состоит в том, что оно «открывает» скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.
Моделирование является эффективным способом решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка. Благодаря моделированию дети учатся обобщению представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Личность, обладающая представлениями о связях и отношениях в реальной действительности, владеющая средствами определения и воспроизводства этих связей и отношений, необходима сегодня обществу, в сознании которого происходят существенные изменения.
Доступность метода моделирования детям дошкольникам рассматривается в исследованиях многих психологов – Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Л. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.И. Непомнящая, Д.Б. Эльконин.
Доступность определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен знаком, символом, предметом, изображением. Использования наглядного моделирования вызывает интерес у ребенка. Принятия символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью [1].
Применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания. Используя в своей работе метод моделирования, педагог учит детей:
- добывать информацию, проводить исследования, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий речевого высказывания;
- формировать и высказывать суждения, делать умозаключения.
Так же модель как наглядно-практическое средство познания, должна соответствовать ряду требований:
- четко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
- быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней;
- ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с ее помощью;
- она должна облегчать познание [4].
В дошкольном обучении применяются разные виды моделей при этом учитываются пожелания детей.
Крупнейший учёный А.В. Запорожец в своих работах пишет, что «целью дошкольного обучения должна быть амплификация, то есть обогащение, максимальное развёртывание тех ценных качеств, по отношению к которым тот возраст наиболее восприимчив».
Для умственного развития детей дошкольного возраста амплификация значит, прежде всего:
- развитие образного мышления, которое выражается в овладении способностями к замещению и использовании схем, а именно - умение использовать при решении разнообразных умственных задач условные заместители реальных предметов или явлений;
- развитие воображения, а именно - развитие направленности воображения, в результате которого создаются новые образы.
Наглядное моделирование облегчает детям старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи овладеть связной речью. Использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речевую деятельность детей.
Литература:
1. Багинская Н.Л. Моделирование как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н.Л. Багинская // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 апр. 2014 г.). – Чебоксары: Интерактив плюс, 2014. – 294 с.
2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
3. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320 с.
4. Зюзина А.И. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи / А.И. Зюзина, И.И. Сидорова // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – СПб., 2014.