Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Дата публикации: 2021-03-24 22:01:11
Статью разместил(а):
Шуклина Мария Владимировна

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами театрализованной деятельности

Development of the coherent speech of older preschool children with general underdevelopment of speech means theatrical activity

 

Автор: Шуклина Мария Владимировна

Вятский Государственный Университет, г. Киров, Россия

e-mail: mashenka.shuklina@mail.ru 

Shuklina Maria Vladimirovna

Vyatsky State University, Kirov, Russia

e-mail: mashenka.shuklina@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Автором показаны возможности использования в логопедической работе по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи средств театрализованной деятельности. Также представлены результаты констатирующего и контрольного экспериментов для оценки уровня развития 0связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Annotation. The article discusses the development of coherent speech of older preschoolers with general underdevelopment of speech. The author shows the possibilities of using in speech therapy work to develop the coherent speech of older preschoolers with general underdevelopment of speech means theatrical activity. Also presented are the results of present and control experiments to assess the level of development of 0-linked speech of older preschool children with general speech underdevelopment

Ключевые слова: недоразвитие речи, связная речь, старший дошкольный возраст, театрализованная деятельность.

Keywords: speech underdevelopment, coherent speech, senior preschool age, theatrical activity

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Введение.

Одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста – это развитие речи. Важно не просто говорить, а владеть родным языком, уметь правильно и грамотно построить предложение. Ребенок должен уметь рассказывать и пересказывать текст, описывать предмет, рассказать о каком - либо событии. Рассказ должен состоять из ряда предложений, быть последовательным и логически связанным, то есть речь ребенка должна быть связна. На данный момент, в логопедии встает вопрос о недостаточности связного высказывания детей с общим недоразвитием речи. Нарушение связной речи может быть основой неуспеваемости ребенка по программе в детском саду и в младших классах школы. Необходимо своевременно выявлять, предупреждать и устранять у детей нарушения речи.

Проблема недоразвитие связной речи приобретает особую актуальность при переходе детей с дошкольной на школьную ступень детства. Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Для старших дошкольников как раз в этом возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

В практике работы дошкольных образовательных учреждений существует односторонний подход к формированию навыков связной речи детей с общим недоразвитием речи, ограниченный, прежде всего, ситуацией непосредственной образовательной деятельности и недостаточным использованием речетворческого развивающего потенциала различных видов детской художественной деятельности, в частности театрализованной.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. 

Воробьевой В.К. доказано, что общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста может выражаться как в полном отсутствии общеупотребительной речи, так и в наличии элементов лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Однако, несмотря на различную выраженность признаков ОНР, страдающие им дети, как правило, отличаются поздним развитием речи, ограниченным словарным запасом, выраженным аграмматизмом, а также недостаточностью звукопроизношения и фонематического восприятия [3]. Так, Л.Н. Ефименкова утверждает, что связная речь как особая сложная форма коммуникативной деятельности у детей с общим недоразвитием речи самостоятельно не формируется: при пересказах и рассказах они прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную мысль содержания, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы и путают события. Как следствие речь данной категории детей отличается хаотичностью и невыразительностью [5].

На сегодняшний день совершенствуется содержание логопедической практики, осуществляются творческие разработки, используются информационно – коммуникативные технологии. Всё это говорит о внедрении новых методов, приемов и средств в логопедическую деятельность, которые обладают высокой эффективностью.

Внимание детей чаще всего бывает рассеянным. Напомним, что у детей с общим недоразвитием речи присутствует бедность речи, низкий уровень развития словаря, коммуникативного развития и мотивации. Для того, чтобы развить интерес и мотивацию к формированию новых знаний ребенка, рекомендуется логопедическая помощь в виде театрализованной деятельности (театрализованной игры).

Театрализованная деятельность в отношении детей дошкольного возраста определяется учеными по-разному: «театральная деятельность», «театрализованная игра» (Л.В. Артемова), «театрализованная деятельность» (А.М. Богуш), «театрально-игровая деятельность» (Е.П. Аматьева), «игры по сюжетам литературных произведений» (Ю.М. Косенко), «театрально-речевая деятельность» (Н.В. Гавриш). Каждый из терминов отражает определенный аспект изучения учеными этой деятельности: игровой, художественно-эстетической, речевой.

Ученые подчеркивают огромную роль театра, определяют его как средство развития эстетического вкуса, распространение мировоззрения и речевого общения, совершенствование психических процессов (памяти, воображения, мышления), развития познавательных интересов. Театр дает возможность для самовыражения личности и осознание собственного «Я», поскольку под его влиянием формируются личностные моральные качества, преодолеваются недостатки. Театр положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, аккумулирует жизненную мудрость, оптимизм, энергию народа [2]. Близость и понятность театрального искусства детям ученые объясняют его сходством с игрой. Традиционно в дошкольной педагогике театрализованную деятельность определяют как один из видов сюжетно-ролевой игры, основанной на материале литературных текстов, специально подготовленной и разыгранной для зрителей (Л.В. Артемова, Р.И. Жуковская, Ю.М. Косенко, Т.А. Маркова, В.И. Ядешко и др.).

В ряде исследований театрализованная деятельность определяется в пределах художественно-речевой деятельности как средство развития красивой, образной, литературной речи, что позволяет ребенку с общим недоразвитием речивыразить свое отношение к литературному образу, эмоции, «войти» в роль сказочного персонажа, самостоятельно строить связное высказывание; как средство содействия более глубокому усвоению художественных образов, осознание содержания, идеи художественного произведения через восприятие театра, показанного воспитателями или актерами.

Определение театрализованной деятельности как театрально-игровой, по мнению Е.П. Аматьева, базируется на восприятии художественных произведений с последующим воспроизведением содержания на исполнительном (инсценировки, театрализованные представления), на творческо-импровизационном уровне (театрализованные игры дошкольников: игрыдраматизации, игры по сюжетам художественных произведений) [1].

Чтобы подчеркнуть важность речи детей с общим недоразвитием речи в процессе театрализованной деятельности и направленность на специальную организацию речевой работы Н. В. Гавриш употребляет термин «театрально-речевая деятельность». Так, автор среди видов театральной деятельности выделяет восприятие литературных произведений средствами театра, театрализованную игру как игру «для себя» и инсценировку, как подготовленное выступление детей «для зрителей» и указывает на то, что каждая из составляющих выполняет свои речевые задачи [4].

Таким образом, анализ литературы доказывает, что театрализованная деятельность, в частности ее средства, способствует всестороннему развитию личности ребенка дошкольного возраста, в это же время происходит развитие речи детей. Однако мы не обнаружили специальных исследований, рассматривающих использование средств театрализованной деятельности в развитии связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

На основании анализа данной проблемы нами было проведено экспериментальное исследование для оценки уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, которое было проведено на базе муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 189» г. Кирова. В исследовании приняли участие старшие дошкольники с общим недоразвитием речи в количестве 48 человек.

Для выявления уровня развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи использовалась методика В.П. Глухова [6].

Данная методика позволяет выявить уровень развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Обследование проводилось в первую половину дня, в спокойной и доброжелательной обстановке, что позволяет достичь цели эксперимента. Был осуществлен индивидуальный подход к каждому ребенку, дети способны устанавливать контакты с взрослыми и сверстниками.

Экспериментальное исследование состояло из трех этапов:

Первый этап заключался в проведении обследования связной речи детей, с целью выявления исходного уровня ее развития.

На втором этапе, благодаря полученным в ходе диагностики данным, была разработана и апробирована совокупность средств театрализованной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Заключительный этап эксперимента предполагал анализ результатов логопедической работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Проведя диагностику исходного уровня развития связной речи, было выявлено, что большинство испытуемых экспериментальной (50%) и контрольной (54%) групп показали средний уровень развития связной речи. Высокий уровень не показал никто из испытуемых, низкие результаты экспериментальной группы (50%), контрольной (46%).

Дети с общим недоразвитием речи часто делают паузы, отвлекаются, пропускают важные детали, у них маленький словарный запас. При выполнении заданий, их неполноценная речевая деятельность накладывает большой отпечаток на коммуникативное развитие. Из-за низкого уровня развития связной речи детям сложно контактировать со сверстниками, они невнимательны и неусидчивы.

Таким образом, у детей экспериментальной и контрольной группы уровень развития связной речи отличается от нормы и ограничивает их в возможности информативного, связного и полноценного рассказа. Можно сделать вывод, о необходимости проведения логопедической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

В связи с тем, что развитие связной речи – длительный процесс, требующий приложения усилий всеми окружающими ребенка взрослыми, были разработаны методические рекомендации для родителей.

С экспериментальной группой мы проводили логопедическую работу по развитию связной речи средствами театрализованной деятельности. На наш взгляд данная работа с использованием совокупности средств театрализованной деятельности будет способствовать формированию у детей полноценной речевой деятельности, ее коммуникативной направленности, постановке сценической дикции, артикуляции, жестикуляции, расширению кругозора детей. Логопедическая работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в виде занятий, игр подгруппами из 12 детей. На работу с подгруппой отводится 20 – 30 минут, 2 раз в неделю.

Структура логопедической работы:

Вводная часть. Цель – введение в тему занятия, создание благоприятной обстановки, настроя. Пробуждение интереса к занятию, мотивация.

Основная часть, погружение в театрализованную деятельность. Все мероприятия определенного типа и определенной тематики, со своей совокупностью средств театрализованной деятельности. Цель – развитие связной речи, внимания, мышления, воображения, мелкой моторики.

Например, на первой неделе дети пересказывают уже знакомую им сказку «Кот, петух и лиса» и ставят кукольный театр по этой же сказке. При этом будут использоваться выразительные средства: интонация, мимика жесты, костюмы, маски, атрибуты и декорации для кукольного театра, музыкальное сопровождение. На второй неделе дети делают дыхательную гимнастику с элементами движений «Самолет», к концу недели показывают пальчиковый театр «Репка», так же с использованием различным средств театрализованной (выразительные средства: интонация, мимика жесты, костюмы, маски, атрибуты и декорации для театра, музыкальное сопровождение). На третьей неделе с детьми разучиваем стихотворение «Расскажи стихотворение с заданным чувством» (гнева, радости, удивления), в конце недели проводится игра-драматизация по знакомой сказке «Заюшкина избушка». На четвертой неделе дети разучивают и показывают пальчиковую гимнастику «Голодная мышка» (изображают, проговаривают это с помощью интонации, мимики жестов, а также с использованием масок и музыкального сопровождения), к концу недели ритмопластика «Превращение в зверят».

Подводятся итоги, определяется результативность. Отмечается активность детей.

Таким образом, я предполагаю, что разработанный план логопедической работы, будет рекомендован и эффективен при развитии связной речи, так как в процессе его реализации мы видим, как обогащается речь детей, закрепляются навыки словообразования, формируется умение использовать в речи различные конструкции предложений, умение составлять рассказы, инсценировать их. 

Повторное исследование, проведенное после логопедической работы, показало: что за счет использования средств театрализованной деятельности в работе по развитию связной речи, в экспериментальной группе возросло количество детей с высоким уровнем развития с 0% до 33%, средний уровень не изменился, а низкий уровень значительно снизился до 17%.

Дети продемонстрировали хороший уровень развития умения пересказать знакомый текст, т.е. составили пересказ самостоятельно, полностью передав содержание текста, соблюдая последовательность изложения. Так же отметим, что после формирующего эксперимента дошкольники показали хороший уровень развития умения составить рассказ-описание, следовательно в рассказе детей были отражены все основные признаки предмета и соблюдалась логическая последовательность повествования.

В процессе реализации логопедической работы было отмечено, что использование средств театрализованной деятельности стимулирует развитие речи, создает благоприятный эмоциональный фон, повышает речевую активность ребенка. С помощью средств театрализованной деятельности у детей существенно увеличился словарный запас, высказывания стали связны, правильно построенные предложения.

Данные свидетельствуют о том, что активность и успешность выполнения заданий у дошкольников с общим недоразвитием речи на контрольном этапе улучшились.

Заключение.

Таким образом, одним из эффективных средств развития речи является театрализованная деятельность, ведь она позволяет комплексно решать различные речевые задачи: обогащение словаря, интонационная выразительность речи, развитие связной речи. Театрализованная деятельность включает восприятие театрального зрелища, театрализованные игры, подготовку театральных представлений. Такое восприятие театрализованной деятельности расширяет границы ее использования как влиятельного средства развития связной речи, в частности творческого рассказывания через сюжетосложение и разработку сценариев для театрализованных игр, преобразования готовых литературных текстов на сценарии.

Разработанный план логопедической работы по развитию связной речи средствами театрализованной деятельности позволил не только количественно, но и качественно изменить уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

 

Литература:

1. Аматьева Е.П. Методика обучения выразительности речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.П. Аматьева // Наука и образование. – 1997. –№ 1. – С. 71-75.

2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] : Книга для воспитателя детского сада // Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.

3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Учебное пособие [Текст] / В.К. Воробьева. – М.: МПСИ, 2016. –328 с.

4. Гавриш Н.В. Формирование образности речи у дошкольников [Текст] / Н.В Гавриш, О.В. Осика // Вопросы речевого развития – М.: ТЦ «Сфера», 2009. – 224 с.

5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 176 с.

6. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. – М.: В. Секачев, 2017. – 232 с.