Формирование диалога у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами совместной игровой

Дата публикации: 2021-03-23 15:36:56
Статью разместил(а):
Гибадуллина Виктория Дмитриевна

Формирование диалога у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами совместной игровой деятельности

Formation of dialogue in older preschoolers with general underdevelopment of speech means of joint play activity

 

Автор: Гибадуллина Виктория Дмитриевна

Вятский государственный университет, г. Киров, Россия

E-mail: gibadullina.viktoriya.95@mail.ru 

Gibadullina Victoria Dmitrievna

Vyatsky State University, Kirov, Russia

E-mail: gibadullina.viktoriya.95@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье рассмотрено применение совместных игр в работе логопеда по преодолению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Правильно подобранная серия совместных игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностей может способствовать преодолению нарушений речи в логопедической работе.

Annotation. This article considers the use of joint games in the work of speech therapist to overcome speech disorders in older preschool children with general speech underdevelopment. The right series of joint games taking into account age and individual features can help to overcome speech disorders in speech therapy work

Ключевые слова: дошкольники, общее недоразвитие речи, средства, игровая деятельность. 

Keywords: preschoolers, general underdevelopment of speech, funds, gaming activities

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Введение.

Одной из актуальных проблем в теории и практике логопедии является проблема развития диалогической речи у детей, имеющих нарушения речи, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Связная речь –это единое по смыслу и структуре целое, которое7 включает в себя связанные друг с другом и тематически объединенные отрезки, которые имеют завершенность. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной, устной (диалогической, монологической) речи. Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе. 

Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями. 

Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируются, или перестраиваются, психические процессы, начиная от самых простых и заканчивая самыми сложными. 

Формирование процесса диалога у дошкольников с общим недоразвитием речи является одной из важнейших проблем логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Ядром работы по развитию речи в дошкольных организациях является формирование диалога, так как он занимает главенствующую позицию на начальном этапе речевого развития детей. 

Для экспериментального изучения уровня сформированности навыков диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нами была выбрана методика автора А.В. Чулковой. 

Данная методика предполагала использование как индивидуальной, так и групповой формы работы. На каждого ребенка заполнялся протокол обследования. Основным методом диагностики уровня сформированности навыков диалогической речи выступала беседа. 

В ходе обучающего эксперимента были соблюдены как общепедагогические принципы коррекционно-педагогической работы, так и специальные. 

Формирующий эксперимент проходил на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения МКДОУ «Детский сад №189г.» города Кирова. В эксперименте приняло участие 4 ребенка в возрасте от пяти до шести лет с общим недоразвитием речи II и III уровня.

Коррекционная деятельность осуществлялась в ходе сюжетно-ролевых играх, также использовались дидактические игры.

Тематика игр была подобранна с учетом программных требований, а также с учетом интересов и потребностей испытуемых.

Нами были использована серия сюжетно-ролевых игр и дидактических игр, которые проводились в групповой и индивидуальной форме работы.

Формирующий этап эксперимента длился 2 месяца. В ходе эксперимента было проведено 24 занятий, из них 16 индивидуальных и 8 групповых. В неделю проводилось три занятия, два индивидуальных и одно групповое. 

По результатам констатирующего этапа эксперимента были выявлены направления работы с каждым испытуемым. Индивидуальные и групповые занятия с дошкольниками проводились предпочтительно во второй половине дня. Сюжетно-ролевые игры проходили в группе с участием всех детей. 

 

Список литературы:

1. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. СПб.: Детство-пресс, 2007. 144 с. 

2. Жукова Н.С. Преодоление ОНР у детей / Н.С. Жукова. М.: Союз, 2008. 142 с. 

3. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. М.: Просвещение, 2009. 159 с. 

4. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург, 2006. 316 с. 

5. Филичева Т.Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд.-во ГНОМ и Д, 2000. 128 с. 

6. Белякова Л.И. Специальная педагогика. М: Владос, 2006. 

7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии, Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург: Союз, 2006.