Профилактика девиантного поведения обучающихся как педагогическая проблема

Дата публикации: 2019-01-07 15:39:49
Статью разместил(а):
Сергеева Марина Георгиевна

Профилактика девиантного поведения обучающихся как педагогическая проблема

 Prevention of deviant behavior of students as pedagogical problem

Автор: Сергеева Марина Георгиевна

Доктор педагогических наук, старший научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Россия

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

Sergeeva Marina Georgiyevna

Doctor of pedagogical sciences, senior research associate of NITs-2 FKU of Scientific Research Institute FSIN of Russia, Moscow, Russia

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

Аннотация: Проблематика девиантного поведения, к которой обратился автор статьи, не отличается существенной новизной, но в настоящий период подготовки современных специалистов ее изучение становится еще более актуальным.

Abstract: The perspective of deviant behavior which the author of article addressed does not differ in essential novelty, but during the present period of training of modern experts its studying becomes even more relevant.

Ключевые слова: девиантное поведение, профилактическая деятельность, социальные нормы поведения.

Keywords: deviant behavior, prevention, social norms of behaviour.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

При осуществлении профилактики девиантного поведения обучающихся перспективным направлением можно считать проведение воспитательных бесед с учащимися школ, защиту их гражданских прав, а также подготовку к данной деятельности учителей, родителей и руководителей образовательных организаций.

Особую роль в области предотвращения правонарушений играет знание психологического и педагогического характера, основанное на изучении сущности и причин девиантного поведения (далее – ДП), а также средств и способов воспитания. Различным аспектам воспитательного процесса (теоретическим, методологическим и т.д.) посвящены труды классиков отечественной педагогики: Надежды Константиновны Крупской, Антона Семёновича Макаренко, Константина Дмитриевича Ушинского и других.

Проблемы социального воспитания стали объектом пристального исследования в раннесоветский период  (1920-е – 30-е годы) в связи с неудовлетворительным социальным положением несовершеннолетних граждан (огромным количеством беспризорных и сирот) и увеличением количества незаконных деяний среди молодежи. Например, П.П. Блонский и С.Т. Шацкий рассматривают основные теоретические аспекты социального воспитания, а О.С. Газман и Л.И. Новикова уделяют внимание национальной специфике воспитания, позиционируя учебное заведение в качестве основного источника социального воспитания детей [1, 2].

С 1980-х годов социальные, психологические и педагогические вопросы, связанные с работой воспитательно-профилактического типа, разрабатывались в рамках исследований, посвященных профилактике ДП учащихся школ и повышению уровня их правовой грамотности.

По мнению большинства социологов, психологов и педагогов-теоретиков, ключевое значение при профилактике ДП имеет проведение профилактических мероприятий в детской и подростковой среде. Это связано с тем, что в данном возрасте происходит формирование человеческой личности, ее склонностей, убеждений и иерархии ценностей. Как правило, подростки 15-17 лет проходят обучение в старшей школе или среднеспециальном учебном заведении, следовательно, обязанности по предотвращению ДП среди представителей упомянутой возрастной группы ложатся на плечи педагогов и школьной администрации. 

Следует отметить, что, несмотря на возрастание роли воспитательной составляющей в современном образовании, профилактике ДП уделяется недостаточно внимания. Нередко профилактические (превентивные) мероприятия проводятся на формальном уровне, с доминированием административных методов воздействия, что делает социальную адаптацию личности будущего специалиста значительно более трудоемкой. Приоритет предотвращения незаконных действий со стороны подростков, официально являющийся частью образовательной политики нашего государства, пока слабо реализуется в практической деятельности конкретных людей и учреждений.

Анализ научных трудов и запросов реальной практики в области среднего образования демонстрирует, что при безусловной многоаспектности психолого-педагогических, юридических, медицинских и иных исследований, связанных с проблемой ДП, при их несомненной практической и теоретической ценности, использование полученных результатов в рамках повседневной педагогической практики связано с серьезными трудностями. Таким образом, проблему ДП подростков следует теоретически осмысливать и подвергать эмпирической проверке.

 

Список литературы:

1. Попова Е.М. Воспитывающая среда как фактор эффективности воспитательно-профилактической деятельности / Е.М. Попова // Профессиональное образование. Столица. – 2011. – №11. – 0,3 п.л.

2. Попова Е.М. Социально-педагогическая практика по предупреждению правонарушений / Е.М. Попова // Среднее профессиональное образование. –  2011. – №11. –0,3 п.л.