Коррекция оптической дислексии с использованием кубиков Зайцева

Дата публикации: 2021-03-22 19:24:57
Статью разместил(а):
Сорокина Екатерина Вадимовна

Коррекция оптической дислексии с использованием кубиков Зайцева

Correction of optical dyslexia using Zaitsev cubes

Автор: Сорокина Екатерина Вадимовна

ФГБОУВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия.

e-mail: katyasorokina99@mail.ru

Sorokina Ekaterina Vadimovna

Vyatka State University, Kirov, Russia.

e-mail: katyasorokina99@mail.ru 

 

Аннотация. В статье рассматривается логопедическая работа по коррекции оптической дислексии у младших школьников с использованием кубиков Зайцева.

Annotation. The article deals with speech therapy work on the correction of optical dyslexia in primary school children using Zaitsev cubes.

Ключевые слова: младшие школьники, коррекция речи, оптическая дислексия, нарушение чтения.

Keywords: primary school children, correction, optical dyslexia, reading disorders.

Тематическая рубрика: педагогика и образование.

 

Дислексия является достаточно распространённым речевым нарушением у учащихся младших классов, создаёт значительные препятствия при усвоении программы не только по русскому языку, но и по другим учебным дисциплинам. При отсутствии своевременной диагностики и эффективной коррекционной работы нарушения письменной речи отрицательным образом скажутся на дальнейшем развитии познавательных способностей детей, на формировании и совершенствовании их личностных качеств.

В последние годы в литературе появилось всего несколько научных публикаций, специально посвященных коррекции оптической дислексии у младших школьников. В целом можно утверждать, что после фундаментальных работ профессора Р. Е. Левиной и сотрудников ее лаборатории, которым отечественная логопедия обязана значительным подъемом, отмеченным в 60-70-х годах прошлого столетия, сегодня во   всех   областях  логопедии   отмечается   определенный спад. Не стала исключением и та отрасль логопедии, центром исследовательского интереса которой являются нарушения чтения.

Коррекцией оптической дислексии у младших школьников занимались Р.И. Лалаева, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, И.Н. Садовникова, Е.А. Логинова и другие.

Р.И. Лалаева [1] отмечает, что дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в специфических ошибках стойкого характера, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.

При оптической дислексии наблюдаются трудности усвоения букв, замены, смешения букв в процессе чтения. В основе оптической дислексии лежат трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность  представлений о формах, нарушения зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений.

Несмотря на то, что разработаны теоретические и практические основы логопедической работы по коррекции оптической дислексии,  существует необходимость совершенствования традиционных приемов и путей коррекции данной патологии письменной речи. Это и определило цель исследования.

Цель нашей работы заключалась в коррекции стойких специфических ошибок оптического характера у младших школьников. Экспериментальная работа по коррекции оптической дислексии у младших школьников проводилась на базе Муниципальной бюджетной общеобразовательной школы «Средней общеобразовательной школы №73» города Кирова. В исследовании приняли участие 24 второклассника в возрасте 7-8 лет.

Логопедическая работа по коррекции оптической дислексии у младших школьников подбиралась по по принципу возрастающей сложности: по линии усложнения инструкций упражнений и по линии усложнения используемых в упражнениях зрительных стимулов. На каждом этапе работы по коррекции оптической дислексии сначала использовался картинный материал, который хорошо известен младшему школьнику, затем картинный материал, предъявляемый учащемуся, постепенно усложнялся. Позже в работу вводился буквенный материал, включающий буквы, слоги, слова и предложения.

Упражнения проводились 2 раза в неделю по 20-25 минут.

Основной формой работы являлись логопедические занятия, проводимые малогрупповым методом (6 человек). Малогрупповой метод позволяет к каждому ребенку найти индивидуальный подход и выявить наиболее выраженные затруднения в процессе выполнения упражнений.

Логопедическая работа по коррекции оптической дислексии включает три этапа:

I этап - подготовительный. Цель – развитие гностических зрительных функций.

Задачи:

1. Развитие произвольного зрительного внимания;

2. Развитие навыков зрительного анализа и синтеза;

3. Развитие зрительной памяти.

II этап - основной. Цель – развитие зрительных моторных функций.

Задачи:

1. Развитие точных прослеживающих движений глаз;

2. Формирование стратегий сканирования перцептивного поля;

3. Формирование зрительно-пространственных представлений;

4. Выработка зрительно-моторных координации.

III этап - заключительный. Цель – развитие навыка чтения.

Задачи: дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.

На подготовительном этапе происходит развитие гностических зрительных функций. С первых занятий особое место в развитии произвольного зрительного внимания должны занимать упражнения на переключение и распределение внимания. Наша задача – сформировать у младших школьников умение удерживать и переключать произвольное внимание в соответствии с инструкцией. Полезны упражнения на формирование колебания внимания. Данные упражнения развивают у младших школьников умение видеть скрытые изображения, а также произвольно переключаться с одного изображения на другое.

Развитие навыков зрительного анализа и синтеза включает отработку зрительного анализа, а именно – уточнение сенсорных эталонов – размера, формы, цвета; зрительного синтеза – составление целостных изображений из частей; а также выработку помехоустойчивости зрительного восприятия – узнавание объектов в сложных, зашумленных условиях.

Развитие зрительной памяти предполагает работу над увеличением объема зрительно запоминаемых объектов, сохранением последовательности и точности при их воспроизведении, удержанием в долговременной памяти.

На подготовительном этапе также происходит знакомство с кубиками Зайцева, которые можно включить в упражнения по развитию гностических зрительных функций. Например: «Рассмотри кубики и запомни, а затем закрой глаза. После того как откроешь глаза, определи, какого кубика не хватает», «Найди на кубиках буквы, состоящие из одинакового количества элементов».

На основном этапе нашей целью является развитие моторных зрительных функций. При развитии точных прослеживающих движений глаз мы используем упражнения, предполагающие развитие простых глазодвигательных движений, развитие серийных движений глаз. Простые глазодвигательные движения – это движения, в которых глаза выступают как особый двигательный орган, обеспечивающий выполнение определенной инструкции. Развитие серийных движений глаз предполагает не единичное перемещение взора, а целую серию таких действий. Конечный результат достигается последовательной сменой нескольких отдельных движений. Полезны упражнения, которые состоят из серии произвольных движений глаз, осуществляющие перенос взора.

Чтение требует сформированного движения глаз в направлении слева направо, поэтому важным является формирование стратегий сканирования перцептивного поля.

При формировании зрительно-пространственных представлений важным является сформированность представлений о схеме собственного тела, а также ориентировка в окружающем пространстве. Ребенок по инструкции должен уметь правильно определить и выполнить различные действия правой и левой рукой, определять и уметь показывать другие парные части тела (глаза, уши, ноги), выполнять по инструкции сложные действия, с одновременным участием правой и левой сторон тела.

Развитие зрительно–моторных координации предполагает автоматизацию содружественного движения руки и глаз. Методика развития зрительно–моторных координации включает несколько этапов. В начале содружественные движения руки и глаза вырабатываются в направлении сверху вниз. Далее отрабатываются зрительно–моторные координации в направлении слева направо.

На основном этапе мы продолжаем включать кубики Зайцева в упражнения, которые направлены на развитие моторных зрительных функций. Например: «Пробеги глазами ряд предметов, кубиков», «Посмотри на слова, составленные из кубиков. Найди два одинаковых по длине слова», «Возьми заданный кубик в левую руку».

На заключительном этапе нашей целью является развитие навыков чтения. Важным является научить детей различать смешиваемые ими буквы. Для лучшего усвоения буква соотносится с каким-либо сходным предметом изображением. Рекомендуется лепить буквы из пластилина, срисовывать и раскрашивать, сравнивать, определять сходства и различия смешиваемых букв. Дифференциация смешиваемых букв начинается в изолированном виде, и продолжается в слогах, словах, предложениях и текстах.

На заключительном этапе мы активно используем кубики Зайцева, которые помогут младшим школьникам с оптической дислексией более успешно справиться с дифференциацией смешиваемых букв. Например: «Посмотри на буквы П, Т на кубиках. Определи различие этих букв», «Назовите картинки. Распределите картинку правильно. К кубику с буквой П положите картинки, в названии которых есть звук «П», а к кубику с буквой Т – картинки, в названии которых есть звук «Т».

При коррекции оптической дислексии мы использовали упражнения, разработанные М. Н. Русецкой [3] и Р. И. Лалаевой [2]. Следует отметить, что предложенные упражнения позволили своевременно преодолеть симптоматику оптической дислексии.

 

Литература:

1. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. - СПб.: Союз, 2004. – 224 с.

2. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб.: Союз, 2002. – 224 с.

3. Русецкая М.Н. Нарушение чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин. – СПб.: КАРО, 2007. – 192 с.