Цифровая образовательная среда школы и ее структура

Дата публикации: 2021-01-21 09:47:43
Статью разместил(а):
Софина Евгения Миркурьевна

Цифровая образовательная среда школы и ее структура

The school's digital educational environment and structure

 

Автор: Софина Евгения Миркурьевна

Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Елабуга, Россия.

E-mail: sofina.93@mail.ru

Sofina Evgeniya Mirkurievna

Yelabuga Institute (branch) Kazan (Volga region) Federal University, Yelabuga, Russia.

E-mail: sofina.93@mail.ru

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию содержания, подходам к определению понятий «образовательная среда», «цифровая образовательная среда», а также исследованию структуры цифровой образовательной среды в общеобразовательной школе.

Annotation. The article deals with the content, approaches to the definition of "educational environment", "digital learning environment", the study of the structure of digital learning environment.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, цифровая экономика, цифровизация образования, непрерывное образование, кадры для цифровой экономики.

Keywords: digital educational environment, digital economy, digitalization of education, continuing education, personnel for the digital economy.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения полностью меняют взгляд на современное образование в целом. Закон «Об образовании в Российской Федерации» в статьях 17 и 18 указывает на реализацию образовательных программ с использованием электронных и дистанционных технологий обучения. Правительство несет ответственность за создание благоприятной среды, которая побуждает образовательные учреждения к более активному внедрению инноваций и более ответственному реагированию на потребности глобальной, конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях, и меняющиеся потребности рынков труда, требующие высокоразвитого человеческого капитала.

В своем выступлении на Петербургском международном экономическом форуме в 2017 году Президент России В.В. Путин заявил, что Россия должна выполнять задачи повсеместной цифровизации и формирования цифровой грамотности.

Формирование цифровой образовательной среды – одно из ключевых условий подготовки кадров для цифровой экономики. Эта задача решается в рамках приоритетного национального проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», входящего в национальный проект «Образование». В этом документе представлена концепция «современной цифровой образовательной среды». Проект направлен на повышение доступности, актуальности и качества образования за счет использования современных технологий электронного обучения, а также потенциала ведущих университетов страны, онлайн–образовательных платформ и решений. Согласно данному документу, к концу 2025 года в России уже должно быть 11 миллионов студентов, которые будут проходить онлайн–курсы. Для этих целей планируется организовать Интернет–портал для онлайн–курсов, интегрированный с Единой системой идентификации и аутентификации (EСИА) и ГИС «Контингент», а также протестировать систему оценивания качества полученных знаний. Всего в рамках проекта будет создано 3,5 тысячи онлайн–курсов. Кроме того, будет разработана нормативно–правовая база, которая узаконит разработку онлайн–курсов на портале и отнесет их к образовательным программам.

Глобальная реструктуризация системы образования в Российской Федерации и мировые тенденции в образовательном пространстве требуют гибкого реагирования образовательных организаций на изменения внешней и внутренней среды. Сегодняшние школьники и студенты вузов – это представители новых поколений, эффективная подготовка которых требует новых подходов в образовании и учителей, способных реализовать эти подходы. В условиях сетевой экономики образовательный процесс переводится в электронную среду, что позволяет наращивать интеллектуальный капитал, удовлетворять потребности населения в непрерывном образовании. Информатизация образования требует создания цифровой образовательной среды еще на уровне школы.

Цель данной работы заключается в исследовании содержания понятия «цифровая образовательная среда» и ее структуры.

Анализ публикаций, посвященных проблемам образовательной среды, позволяет сделать вывод, что представители разных наук по–разному определяют ее функциональное назначение и структурное содержание.

С философской точки зрения, необходимость «спроектировать новую образовательную среду как многомерное пространство, адаптированное к потребностям детей и подростков и соответствующее тенденциям и динамике современной культуры» [3, с. 47]. Экологический подход, ориентированный «не только на объективный мир объектов, но и на развитие мира общения, связей и отношений между образовательными системами, ассоциациями (ассоциациями) образовательных учреждений и их образовательной средой в единую коммуникативную культурную среду региона» [1, с. 47].

Психология обосновывает необходимость развития, создания и применения образовательной среды как фактора, условий и средства построения образовательного процесса в учреждениях общего, среднего и высшего образования. Отечественные и зарубежные психологи в своих трудах подчеркивают необходимость проектирования образовательной среды.

По мнению Т.В. Менга, «образовательная среда интегрируется в объект восприятия и как одна из исходных баз для построения и изучения когнитивных и психических процессов, а также для разработки методов формирования коррекции и формирования процессов. развития личности» [6, с. 72].

Таким образом, можно сделать вывод, что одним из концептуальных подходов к реализации образования на современном этапе является экологический подход, в основе которого лежит «проектирование, создание и использование образовательной среды определенного типа» [4, с. 10].

Компьютеризация общества стала причиной компьютеризации образования. Под концепцией «информатизации образования» по Н.Н. Елистратовой, мы будем понимать «научную и практическую деятельность, направленную на использование компьютерных технологий для сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечение систематизации имеющихся знаний и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого–педагогических целей» [2, с. 12–13].

В условиях компьютеризации образования актуализируется необходимость построения цифровой образовательной среды (далее – ЦОС). Автор поддерживает мнение С.В. Тарасова и А. Марона о том, что роль цифровой образовательной среды в контексте компьютеризации общества и модернизации образования «в эпоху стремительных изменений во всех сферах человеческой деятельности необходимость обновления содержания и качества образования как способности образовательной системы обеспечивать достижение поставленных целей заслуживают особого внимания. Решение данной проблемы возможно посредством моделирования образовательной среды, системообразующим компонентом которой станет формирование принципиально новой системы непрерывного образования».

Сегодня происходит переосмысление роли компьютерных технологий в системе образования в связи с быстрым развитием возможностей Интернета. Анализ этих технологий позволяет сегодня говорить о том, что понятие «компьютерная технология», которое на протяжении последних десятилетий составляло суть информационных технологий, постепенно заменяется понятиями «электронные технологии», «цифровые технологии». Итак, на современном этапе развития образования целесообразно говорить о развитии цифровой образовательной среды.

В ходе анализа отечественной литературы были выделены подходы к определению понятия «цифровая образовательная среда» (табл. 1). 

 Таблица 1. Подходы к определению понятия «цифровая образовательная среда»

Автор 

Понятие 

В.Г. Лапин 

Совокупность ресурсов, обеспечивающих учебный процесс и процесс управления профессиональной образовательной организацией 

В.П. Горемыкин 

Совокупность информационного, технического, учебно–методического обеспечения учебного процесса  

А.В. Барабанщиков 

Педагогическая система в совокупности с ее обеспечением, т. е. финансово–экономической, материально–технической, нормативно–правовой и аппаратно–программной подсистемами 

О.А. Ильченко 

Единое информационное пространство вуза, объединяющее следующие подсистемы: администрирование, регистрация и авторизация, информация, взаимодействие, учет, библиотека, организация учебного процесса (электронный деканат), подсистема контроля знаний (тестовая подсистема), экономическая, статистическая и документационная. 

М.Э. Кушнир 

Цифровая образовательная среда представляет собой открытую совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач процесса образования 

 

Сравнивая приведенные выше точки зрения на понимание сущности «цифровой образовательной среды», можно сделать вывод, что исследователи сходятся в представлении о ней как о системе, включающей набор информационных, цифровых и образовательных ресурсов, технологий, обеспечивающих эффективное усвоение образовательных программ независимо от места жительства с учетом их возможностей и потребностей.

В последние годы в России особое внимание уделяется формированию информационно–образовательной среды образовательного учреждения. «Учебно–информационная среда учебного заведения включает комплекс образовательных информационных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, набор технологических средств информационно–коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, другое ИКТ – оборудование, каналы связи, система современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно–образовательной среде».

Информационно–образовательная среда образовательного учреждения включает в себя следующие компоненты:

- организационный (применение ИКТ в управлении образованием);

- программно–стратегический (совершенствование учебных программ и педагогических подходов);

- учебно–методический;

- кадры (ИКТ – компетенция учителя);

- ресурсно–информационный (техническое и технологическое перевооружение рабочих мест в системе образования).

В образовательных стандартах наличие электронной информационно–образовательной среды является одним из требований к реализации программ в образовательной организации, которая должна обеспечивать доступ к программам исследования, также должны быть доступны программы (модули) дисциплинарных работ, практики, публикации электронной библиотечной системы и электронные образовательные ресурсы, указанные в рабочих программах; фиксация хода учебного процесса, результаты промежуточной аттестации и результаты предметной области основной образовательной программы; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых обеспечивается с использованием электронного обучения, технологий дистанционного обучения; формирование электронного портфолио студентов, включая сохранение студенческих работ, обзоров и оценок такой работы любыми участниками образовательного процесса; взаимодействие между участниками образовательного процесса,

В эпоху цифровизации образования мы говорим о формировании цифровой образовательной среды. Очень подробно описана ее структура в книге «Формирование цифровой образовательной среды» [3]. ЦОС образовательного учреждения – это определенный набор информационно–коммуникационных технологий, отвечающий требованиям государственного образовательного стандарта по реализации основной образовательной программы по изучению различных дисциплин с учетом планируемых результатов обучения. Он включает в себя использование современных цифровых инструментов, информационно–библиотечных центров и планирование учебного процесса и результатов промежуточного и итогового контроля. Основу ЦОС должны составлять программное и техническое обеспечение, отображение образовательного процесса в информационной среде.

На успешное формирование ЦОС влияет ряд факторов, а именно:

- уровень компетентности учителей в области информационных и коммуникационных технологий;

возможность использования информационных технологий в учебном процессе;

- условия для практического использования цифровых инструментов всеми участниками образовательного процесса;

- доступ к локальным информационным сетям и Интернет–ресурсам [6].

Выделяются следующие элементы ЦОС:

- цифровые технологии;

- цифровые ресурсы;

- цифровые следы.

Функционирование цифровой образовательной среды тесно связано с использованием цифровых технологий, которые влияют на ее функциональность, содержание и структуру, наиболее важными из которых являются: технологии больших данных, нейротехнологии, технологии искусственного интеллекта, системы распределенных реестров, облачные технологии, технологии Интернета вещей [5].

Цифровые ресурсы представлены как «многоплатформенные типы ресурсов, которые обеспечивают доступ к знаниям, систематизированным данным и условиям для образовательного конструирования. Цифровые следы, рассматриваемые как результат образовательной и профессиональной деятельности в цифровом формате, представляют собой данные, которые позволяют определить уровень компетентности, сформировать траекторию обучения, возможности и стратегии дальнейшего развития и профессионального развития в одном лице. оценить конкретную область».

Исследователи выделяют следующие отличительные особенности цифровой образовательной среды по сравнению с традиционной системой обучения. Важными преимуществами ЦОС являются доступность и удобство обучения (по месту жительства или работы), следовательно, распределенный характер учебного процесса. Значительная часть материала преподается не на занятиях, а с помощью Интернет–технологий, то есть работа студентов / учеников организована и независима. И самое главное отличие в том, что в цифровой образовательной среде ученик точно знает, какие знания, навыки и умения ему нужны [2, с. 27].

Наиболее содержательная характеристика компонентов ЦОС образовательных учреждений на основе требований ФГОС представлена Ю.Г. Коротенковым, включает учебную, методическую, научно – исследовательскую, контроля и оценки результатов обучения, внеучебную, административную составляющие [2].

Созданная в организации цифровая образовательная среда будет реализовывать свои задачи для каждого участника образовательного процесса: для ученика – расширить свои, получить доступ к самым современным образовательным ресурсам; для родителей – расширение образовательных возможностей ребенка, повышение прозрачности образовательного процесса, облегчение общения со всеми участниками образовательного процесса; для учителя – снизить нагрузку на обработку большого количества документов, а также снижение рутинной нагрузки контроля выполнения заданий, повышение удобства наблюдения за учебным процессом, создание новых возможностей для организации учебного процесса; для образовательной организации – повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на ИТ, расширение своих возможностей за счет сетевой организации процесса, снижение бюрократической нагрузки, расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

В заключение следует отметить, что эффективное использование информационных технологий в общеобразовательной школе открывает новые возможности для построения качественной цифровой образовательной среды, которая позволяет каждому ученику и будущему выпускнику получать необходимую актуальную информацию, наращивать свои знания будущего, и эти знания будут органично взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса [7].

Создание цифровой образовательной среды в общеобразовательной школе является насущной необходимостью, так как перед ней стоит особая задача – подготовить всесторонне развитого человека с нужным обществу набором компетенций, готового продолжить свое образование в высокоразвитом информационном государстве. Рассматривая цифровую образовательную среду в общеобразовательной школе как одно из условий выхода на новый уровень качества образования, необходимо отметить, что показателем ее успешного развития является уровень профессионализма выпускников, их самореализация и способность стать конкурентоспособными на рынке труда.

Мы должны понимать, что «цифровизация образования – это не только модный бренд, это некая реальность, в которой мы все существуем, которая не перестанет быть модной». Соответственно, образовательной организации необходимо пересмотреть свою миссию, подход к содержанию образования и образовательным технологиям. Государство, в свою очередь, должно создать нормативные и системные условия, чтобы онлайн–образование и интеллектуальные технологии стали естественными элементами образовательной среды.

 

Литература:

1. Алисултанова Э.Д., Моисеенко Н.А., Усамов И.Р. Цифровая образовательная среда как основа формирования современного IT–специалиста // ЦИТИСЭ. – 2019. – № 5 (26). – С. 38.

2. Елистратова Н.Н. Современные проблемы информатизации высшего образования // Вестн. Рязан. гос. ун–та им. С.А. Есенина. – 2020. – № 8. – С. 22–23.

3. Жигалова О.П. Формирование образовательной среды в условиях цифровой трансформации общества // Уч. зап. Забайкал. гос. ун–та. – 2019. – Т. 14. № 2. – С. 89–94.

4. Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы. – М.: Академия АйТи, 2018. – 275 с.

5. Лапин В.Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании // Инновационное развитие профессионального образования. – 2019. – № 2 (23). – С. 45–49.

6. Менг Т.В. Средовой подход к организации образовательного процесса в современном вузе // Изв. Рос. гос. пед. ун–та им. А.И. Герцена. – 2018. – № 59. – С. 62.

7. Цифровизация как приоритетное направление модернизации российского образования: монография / Н.В. Горбунова [и др.]. Саратов, – 2019. – С. 54–76.