Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Исследование уровня когнитивного компонента профессионального самоопределения старшеклассников

Дата публикации: 2021-01-14 17:37:39
Статью разместил(а):
Топоркова Екатерина Алексеевна

Исследование уровня когнитивного компонента профессионального самоопределения старшеклассников в образовательном учреждении

Research of the level of the cognitive component of professional self-determination of high school students in an educational institution

 

Автор: Топоркова Екатерина Алексеевна

г. Коломна, Россия.

E-mail: ek_danilova@mail.ru

Toporkova Ekaterina

Kolomna, Russia.

E-mail: ek_danilova@mail.ru

 

Аннотация. В статье на основании выбранных психодиагностических методик проведено исследование уровня когнитивного компонента профессионального самоопределения 15-17-летних обучающихся в современном образовательном учреждении,  который необходимо учитывать при организации психолого-педагогического  сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.

Annotation. In the article, based on the selected psychodiagnostic methods, the level of the cognitive component of professional self - determination of 15-17-year-old students in a modern educational institution is studied, which should be taken into account when organizing psychological and pedagogical support for professional self-determination of high school students.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, критерии профессионального самоопределения, когнитивный критерий, методы психодиагностики. 

Keywords: professional self-determination, criteria of professional self-determination, cognitive criteria, methods of psychodiagnostics.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлено, что профессиональное самоопределение старшеклассников имеет два понятия.

Во-первых, это процесс  определения старшеклассником своего места в профессиональной сфере, основанное на осознании своих индивидуальных способностей, возможностей и интересов, становление его субъектом профессионального выбора.

Во-вторых, профессиональное самоопределение старшеклассников – это  личностное новообразование, характеризующееся изменениями в когнитивной сфере (наличие способности к самоанализу, адекватное оценивание своих возможностей относительно выбранной профессии, адекватная самооценка); мотивационной сфере (сформированность целей, ценностей, мотивов, потребностей, знание потребностей рынка труда, адекватная оценка социального окружения, социальное самоопределение) и поведенческой сфере (улучшение успеваемости по предметам соответствующих выбранному направлению профессионального обучения, посещение дополнительных курсов в соответствии с будущей профессией и др.).

Итак, сформированность профессионального самоопределения у старшеклассников определяется по следующим критериям: когнитивный, мотивационный, деятельностный.

В данном исследовании я определила когнитивный компонент профессионального самоопределения старшеклассников в образовательном учреждении.

Показателями когнитивного критерия является сформированность профессионального самосознания, информированность о выбранной профессии, адекватное оценивание своих возможностей относительно выбранной профессии, способность к самооценке.

Работа проводилась на базе школы г. Коломна, в исследовании приняли участие 23 ученика из 10-11 классов.

В соответствии с целью исследования были выбраны следующие психодиагностические методики для оценки уровня когнитивного показателя сформированности профессионального самоопределения старшеклассников:

1) Анкета «Карта интересов. Определение профессиональной направленности личности» [1];

2) Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова [2].

Используя вышеописанные методики, нами проведена диагностика уровня когнитивного критерия с использованием двух методик. Все задания были доступны для понимания учащихся, в ходе исследования ни у кого из них не возникло вопросов, все предлагаемые методики были выполнены с удовольствием и энтузиазмом старшеклассников. Затем результаты практического  исследования были обобщены и проанализированы.

Анализ результатов проведённого исследования начнём с Дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова.  Результаты исследования склонностей к определенному типу профессий учащихся по методике ДДО Е.А. Климова:

34,5% тестируемых показали  соответствие типу профессий «Человек – Человек». Старшеклассники, соответствующие такому типу, предпочитают выбирать профессии, связанные с общением и взаимодействием с людьми, такие как педагоги, врачи, психологи и т.п.

По результату исследования 30,4% старшеклассников относятся к типу «Человек – Художественный образ». Для этого типа характерны профессии, связанные с творчеством  (художники, актеры и др.).

17,5%  опрошенных предпочли,  вид деятельности который относится к типу «Человек – Знаковая система» ( это профессии, связанные с цифрами, расчетами и буквенными знаками(экономист, инженер, графолог), в том числе и музыкальные  специальности.

Предпочитающих тип деятельности «Человек – Техника» было выявлено  8,8% учащихся. Для людей этого типа подходят все технические профессии, например, автомеханик, мастер по ремонту и обслуживанию машин и т.п. Также 8,8%  опрошенных предпочитают тип профессий «Человек – Природа» ( деятельность, связанная с животноводством, растениеводством и лесным хозяйством (эколог, агроном, ветеринар, лесничий).

Так как выбор профессии характеризуется многомерностью, для правильного выбора профессии старшеклассникам необходимо проделать большую аналитическую работу. Во-первых, им необходимо проанализировать свои внутренние ресурсы (интересы, ценностные ориентации, способности, особенности характера и т. д.), требования избираемой профессии, осознать потенциальные несоответствия и оценить возможность их корректировки.

С этой целью старшеклассникам было предложено ответить на ряд вопросов анкеты «Карта интересов. Определение профессиональной направленности личности». Цель проведения данной диагностики – определение наличия профессионального плана у старшеклассников, мотивов выбора профессии. Все старшеклассники справились с предложенной анкетой, ни у кого не возникло вопросов и затруднений.

В анкете ученикам предлагалось указать факторы, влияющие на выбор профессии. 

26% старшеклассников ответили, что значительную роль в этом играют советы окружающих: друзей, родителей или других родственников.

13%  опрошенных считают, что выбор профессии осуществляется под влиянием престижности вуза или профессии. Затруднились с ответом 9% респондентов. В соответствии со своими профессиональными интересами сделали выбор 26% старшеклассников.

Результаты опроса показали, что большинство старшеклассников задумывались о профессиональном будущем, 100% учеников собираются поступать в вузы после окончания школы, 74% опрошенных уже выбрали конкретное учебное заведение.

Результаты анкетирования определили предполагаемую профессию старшеклассников: по 4,3% выбрали профессию дипломата, логиста, журналиста, режиссера и тренера; профессию врача, эколога, юриста и программиста выбрали по 8,7% протестированных учеников, 26,1% старшеклассников выбрали профессию экономиста, а 8,7% учеников не могут определиться с выбором профиля обучения.

Таким образом, проведенное исследование показало, что уровень когнитивного компонента профессионального самоопределения у старшеклассников в современном образовательном учреждении достаточно высокий. Это говорит о том, что у многих старшеклассников выявлено соответствие профессиональных запросов, их  способностей и возможностей, а также наличие адекватной самооценки и индивидуального образовательного плана, многие определились с выбором конкретного учебного заведения.

 

Список литературы:

1. Диагностика профессионального самоопределения [Текст]: учеб.-метод.пособие / сост. Я.С. Сунцова. Часть 2 – Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2011 - 142 с.

2. Диагностика профессионального самоопределения [Текст]: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. – Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009. - 112 с.

3. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах [Текст]: Кн. Для учителя/ [А.Я. Журкина, С.Н. Чистякова, Т.В. Васильева и др.]; Департамент образования администрации Кемер. обл., Кемер. обл. ин-т усоверш. учителей, Ин-т общ. сред. образования. – Кемерово: Кемер. обл. ин-т усоверш. учителей, 1996. – 149 с.

4. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. Книга для учителя и социального педагога [Текст]/ С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев [и др.]. – М. : Новая школа, 2004. – 112 с.

5. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека [Текст] / Ю.П. Поваренков. – М. : Издательство УРАО, 2002.- 321с.

6. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи [Текст]: (Методика для преподавателя и профконсультанта)/ Рос. акад. образования, Ин-т проф. самоопределения молодежи, Лаб. теорет. основ проф. самоопределения; Науч. ред. С.Н. Чистякова, А.Я. Журкина. – М.: Б.и.; 1993. – 89с.

7. Родичев Н.Ф. Формирование профессионального самоопределения школьников [Текст] / Н.Ф. Родичев, С.Н. Чистякова // Педагогика.- 2012. – №9. – с.16-25.

8. Рубцова С.Ю. Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению с учетом региональных особенностей [Текст]: автореферат / С.Ю. Рубцова. – М. : МСХА им. К.А. Тимерязева, 2003. – 25с.

9. Терещенко В.В. Психологические условия формирования готовности к осознанному выбору будущей профессии у старшеклассников в период взросления [Текст] / В.В. Терещенко, И.М. Чуб // Психология обучения. – 2015. – №7. –  с.41-48.

10. Чистякова С.Н. Концептуальные основания подготовки педагогов к профессиональной ориентации обучающихся [Текст] / С.Н. Чистякова // Педагогика. – 2017. - №2. – с.84-97.

 

. . . . . . .