Использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи у старших дошкольников

Дата публикации: 2021-01-12 22:40:21
Статью разместил(а):
Бояринцева Александра Валерьевна

Использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи у старших дошкольников

The use of computer technologies in the process of correcting speech disorders in older preschoolers

 

Автор: Бояринцева Александра Валерьевна

ФГБОУ ВО "СГУ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО", г. Саратов, Россия.

е-mail: boyarintsevaav@sgu.ru 

Boyarintseva Aleksandra

SSU NAMED N. G. CHERNYSHEVSKY, Saratov, Russia.

е-mail: boyarintsevaav@sgu.ru 

 

Аннотация: Автор в статье описывает использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи у старших дошкольников.

Abstract: The author in the article describes the use of computer technology in the process of correcting speech disorders in older preschoolers.

Ключевые слова: фонетическое и фонематическое недоразвитие, логопедическая работа.

Keywords: Phonetic and phonemic underdevelopment, speech therapy work.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Старшие дошкольники с фонетическим и фонематическим недоразвитием (ФФН) начинают осознавать недостатки своей речи, что негативно влияет на эмоционально-психическое состояние ребенка и, нередко, ведет к осложнениям при общении. Такие дети стараются меньше говориться, замыкаются, у них нарушается коммуникативная функция речи, что может провоцировать возникновение вторичных нарушений (P.E. Левина, Е.А. Стребелева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).

Актуальной проблемой дошкольной логопедии является повышение эффективности коррекционно-развивающей работы в логопедических группах и группах компенсирующей направленности для дошкольников с фонетическим и фонематическим недоразвитием. Это связано с рядом факторов:

1. Фонетическое и фонематическое недоразвитие является наиболее распространенным речевым расстройством у дошкольников, обучающихся в логопедических группах (П.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Под данным исследования Т.Б. Филичевой, из 5128 дошкольников в разных регионах России выявлено 1794 ребенка с ФФНР, чтоб составляет 34,98% ото общего числа детей.

2. Одним из основных критериев готовности к школе является полноценное развитие речи, поэтому своевременное выявление ФФН способствует коррекции речевой функции и способствует подготовке детей к усвоению общеобразовательной школьной программы.

3. Фонетико-фонематическое недоразвитие может провоцировать возникновение психологических особенностей, а именно (застенчивость, замкнутость, нерешительность), а также проявляться в особенностях общего и речевого поведения (медленное включение в коммуникативную ситуацию, нежелание поддержать говорящего, неумение слушать звучащую речь и драматизм), что приводит к речевой и психологической инертности.

Развитие науки и техники в середине 20-го столетия привело к созданию микропроцессоров и компьютеров, позволяющих значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития (Р.Ф. Абдеев, 1994; В.П. Беспалько, 2002; Ю.Б. Зеленская, 2003; Е.И. Машбиц, 1988; О.И. Кукушкина, 1994; И.А. Филатова, 1993, 1994).

Внедрение компьютерных технологий сегодня - это новый этап в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процессия широкого использования ИКТ в своей практике.

Исследования, посвященные проблеме изучения и коррекции нарушений речи у детей (Т.В. Гуровец, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, 2001; И.И. Мамайчук, 1990), [3, 4, 5] показывают, что преодоление речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику.

Благодаря компьютеру в короткие сроки можно решить такие задачи как: пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи. У дошкольников повышается интерес к учебному процессу, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

Важнейшей составляющей теоретической основы использования ИКТ в коррекционно-развивающей деятельности являются уровень актуального развития ребенка и зона его ближайшего развития (под Л.С. Выготскому). 

Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения речи, должна проводиться с учетом их психофизиологических особенностей.

Дефектологу, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умение пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для развития и коррекции психофизиологических нарушений. Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программа (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). 

Общение с компьютером вызывает живой интерес у дошкольников, сначала для игровой, а затем и для учебной деятельности. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

В процессе занятий с применением компьютера дети учаться преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результат. Благодаря этому становится эффективным облучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приёмов. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели.

Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а также приобщает их к сопереживанию.

Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

Также проявление компьютерных технологий даёт возможность провести многие занятия в игровой форме, ведь у дошкольников ведущей деятельностью является игровая.

Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедии, рассчитывать закономерности и особенности психического развития дошкольников.

  

Список литературы:

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994. - 125 с.

2. Беспалько В. П. Образование и облучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия).

3. Гуровец Г. В., Маевская С. И. К вопросу диагностики стертой формный псевдобульбарной дизартрии // Вопросный логопедии. М.: Просвещение, 1978. с. 27-37.

4. Лопатина Л.В., Голубева Г.Г., Калягин В.А. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений резчик у детей. - СПб., 2010.

5. Мамайчук И. И., Пятаковый Р. В. Исследование личностных особенностей детей с детским церебральным параличом // Дефектология. 1990. - № 3. с. 23.