Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Развитие картографических навыков учащихся на уроках географии

Дата публикации: 2020-12-28 21:34:26
Статью разместил(а):
Федосова Елена Михайловна

Развитие картографических навыков учащихся на уроках географии

Development of students ' cartographic skills in geography lessons

 

Автор: Федосова Елена Михайловна

СурГУ, г. Сургут, Россия

E-mail: lena1164.82@mail.ru

Fedosova Elena Michaylovna

Surgut State University, Surgut, Russia.

E-mail: lena1164.82@mail.ru 

 

Аннотация: Развитие картографических навыков учащихся необходимо развивать поэтапно (от простого к сложному). Знание "картографического языка" позволяет человеку "переводить" информацию с языка символов; получать необходимую информацию и использовать ее в дальнейшем для реализации каких-либо целей. 

Abstract: The development of students' mapping skills needs to be developed in stages (from simple to complex). Knowledge of the "cartographic language" allows a person to "translate" information from the language of symbols; to get the information you need and use it in the future to achieve any goals.

Ключевые слова: картографические навыки, география, виды работы с картой.

Keywords: cartographic skills, geography, types of work with the map.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Изучение географии в настоящее время невозможно представить без использования картографической информации. Карта представляет собой не только обычное изображение земной поверхности на плоскости, но и рассматривается как источник информации.

В современном обществе наблюдается тенденция к повышению роли картографической науки. Современный человек должен уметь пользоваться картами так же привычно и свободно, как книгами и компьютером. Этот интерес можно объяснить несколькими факторами:

- возрастающая роль рекреационной географии и способности человека к путешествиям;

- практическая направленность школьной географии;

- общее снижение интереса к чтению книг (карта позволяет создать образ территории; объясняет закономерности природных явлений, процессов)

На данный момент я предполагаю, что школьная география (в области картографии) находится на самом первом этапе. Исключением может быть только та часть учащихся, которая специально занимается изучением географии, участвует в олимпиадном движении учащихся.

В процессе формирования картографической грамотности необходимо обратиться к методам, позволяющим организовать процесс "познания - понимания" карты как источника информации географического знания.

Картографический метод исследования является эффективным инструментом для понимания закономерностей пространственного размещения, а также структуры географических объектов и явлений, их взаимосвязи и динамики изменения, как средство мониторинга и прогнозирования. При работе с картой важно анализировать и синтезировать информацию, позволяющую сформировать представление об изучаемом географическом объекте. Важная роль отводится географическому описанию, которое является определенным результатом работы с картой. Широчайшие возможности в изучении природы Земли, а также многих аспектов социальной деятельности человека открылись благодаря интеграции картографических и аэрокосмических методов географических исследований.

Восприятие картографической информации учащимися во многом зависит от психологических и возрастных особенностей личности, особенностей развития мышления, памяти.

Для школьников карта-это довольно сложный вид информации. Научное знакомство с картой осуществляется в следующие этапы:

- формирование картографических знаний

- овладение практическими приемами работы с картой

- понимание содержания карты

- пространственное представление

Этапы восприятия картографической информации в каждом курсе географии усложняются, т. е. изучение и приобретение практических навыков работы с картой строится по принципу: "от простого к сложному".

Карта обладает достаточно широкими функциональными возможностями:

- когнитивные, которые позволяют проводить пространственно-временные исследования природы и общества;

- оперативный для решения практических задач;

- конструктивная: разработка и реализация проектов;

- прогностический: прогнозирование изменений состояния объектов с течением времени.

Но одной из важнейших, на мой взгляд, является коммуникативная функция. Знание "картографического языка" позволяет человеку "переводить" информацию с языка символов; получать необходимую информацию и использовать ее в дальнейшем для реализации каких-либо целей.

В "общении" с картой ученики овладевают приемами работы с картографической информацией:

- графоаналитическая техника - измерение расстояний, расчет координат, определение абсолютных и относительных высот, измерение площадей; построение графиков, диаграмм, профилей, разрезов.

- картометрические методы - измерение длины прямых и ломаных линий с помощью компаса и шкалы.

- методы математического анализа - создание математических моделей явлений, изучаемых с помощью карт.

С помощью этих приемов учащиеся приобретают навыки "чтения" картографической информации. В педагогической практике географы часто используют следующие понятия: "знать карту", "читать карту". Первое понятие подразумевает умение учащихся ориентироваться на карте и показывать необходимые географические объекты, так называемую номенклатуру. Второе понятие шире, так как связано с изучением "азбуки картографии", овладением приемами сравнения, наложения, описания географических объектов; созданием "географических образов". Изучение карты должно сопровождаться научной, энциклопедической, справочной информацией, которая сформирует образное представление о географическом объекте, вызовет ассоциации.

Каждый предмет формирует определенный набор предметных компетенций. В свою очередь, формирование компетенций связано с практическими навыками работы с различными источниками информации, в том числе картографическими. Карта - это средство, с помощью которого осуществляется весь комплекс работы с информацией.

Сбор-хранение-передача-обработка информации-получение нового информационного продукта. В зависимости от целей образовательного процесса карта может выступать в качестве:

- объект исследования,

- наглядность инструмента,

- источник знаний,

- результат исследования.

По картам можно проследить историю развития культуры человеческого общества. Эволюция карты от наскальных рисунков до интерактивных изображений Земли, позволяет говорить о постоянном интересе человека к картографии. Изучение картографической информации в электронном или печатном виде в настоящее время является одной из основных задач школьной географии. Карта - обязательный свидетель географического открытия. Современный учитель не должен быть равнодушен к новым открытиям на уроках географии.

Карта - начало географии, ее второй язык, экономное выражение географического текста, один из основных источников географической информации, объект изучения в школе, наглядное пособие по географии. Ни учебная география, ни научная география не могут быть мыслимы без географической карты.

В связи с переходом на новые образовательные стандарты географическая карта приобретает еще большее значение, выступая в качестве основного инструмента изучения предмета, способствующего наиболее эффективному достижению целей обучения.

Задача преподавателя - научить студентов пользоваться географической картой и активно ею пользоваться, то есть сформировать картографические навыки. Для более продуктивного усвоения учебного материала используются различные виды работы с картами:

1. Работа с географической номенклатурой.

2. Работа с контурными картами: практическая, тестовая, Контрольная работа.

3. Составление географических характеристик на основе карт (например: моря, страны, реки).

4. Заполнение таблиц на основе сопоставления карт.

5. Творческие задания: рисунки (изображения любых объектов), макеты, коллажи, эссе-путешествия и др.

6. практическая работа с использованием атласных карт.

7. Проектная деятельность учащихся.

Каждый культурный человек должен уметь пользоваться картой, извлекать из нее необходимую информацию точно так же, как он умеет читать. Успех в использовании карт зависит от уровня профессионализма самого преподавателя, от его умения формировать у студентов желание получить доступ к карте.

В географии карта - это объект первостепенной важности. За каждым географическим знаком стоит живая реальность, сложная и интересная. В школьные годы человек должен досконально изучить географическую карту. Ведь понимание международной жизни, ориентация в экономике региона, государства, района требует глубокого знания географии и, конечно же, карт.

Уровень навыков работы с картой у выпускников основной школы низкий, это особенно заметно при сдаче ГИА, где разрешено использовать школьные атласы, но это не облегчает их положение, а, наоборот, часто усложняет. Учащиеся затрудняются подобрать необходимые карты для ответа, не умеют их анализировать, давать характеристики предметам и явлениям.

Практика показывает, что, несмотря на технические возможности кабинета географии, карта должна присутствовать на каждом уроке географии. Нужно развить навыки чтения карт, научиться читать легенду карты и дать понять студентам, что карта - это язык географии.

 

Литература:

1. Бексултанова З.М. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся / З.М. Бексултанова, Л.Л. Джамалдаева, Р.А. Гакаев // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 4–6.

2. Гакаев Р.А. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета / Р. А. Гакаев, М. Ж. Чатаева // Научное мнение. — 2014. № 4.

3. Гакаев Р.А. Особенности учебно-полевой практики по почвоведению студентов-географов Чеченского государственного. Полевые практики в системе высшего профессионального образования: материалы IV международной конференции. — Симферополь: ДИАЙПИ, 2012.

4. Иванов Ю.А. Методика преподавания географии. Брест.: БрГУ, 2012. 96 с.

 

. . . . . . .