Применение интерактивных тетрадей на уроках русского языка

Дата публикации: 2020-12-28 16:42:31
Статью разместил(а):
Илюшкина Ольга Александровна

Применение интерактивных тетрадей на уроках русского языка

Use of interactive notebooks in Russian language lessons

 

Автор: Илюшкина Ольга Александровна 

СурГУ, г. Сургут, Россия

E-mail: olenka74_74@inbox.ru 

Ilyushkina Olga Aleksandrovna

Surgut State University, Surgut, Russia.

E-mailolenka74_74@inbox.ru 

 

Аннотация: в статье рассматривается повышение мотивации учащихся к обучению через введение в образовательный процесс интерактивных тетрадей. Обращается внимание как правильно планировать работу с интерактивными элементами, чтобы добиться желаемого результата.

Abstract: the article deals with increasing the motivation of students to learn through the introduction of interactive notebooks to the educational process. Attention is drawn to how to properly plan work with interactive elements in order to achieve the desired result.

Ключевые слова:мотивация, интерактивная тетрадь, интерактивные 3-D элементы, книжки с окошками, книжки-гармошки.

Keywords: motivation, interactive notebook, interactive 3-D elements, books with Windows, accordion books.

Тематическая рубрика:Педагогика и образование.

 

Как повысить мотивацию детей к обучению? Как удержать их внимание? Как сделать свой урок не только познавательным, обучающим, но интересным? И, наконец, один из важных вопросов, возможно ли обучение с увлечением? Это именно те вопросы, которые волнуют современного педагога. Мир меняется, меняются дети. То, что могло заинтересовать детей еще несколько лет назад, уже не так эффективно в наши дни. Всё сложнее удержать их внимание, «разбудить» желание учиться. Приходится постоянно находится в поиске новых технологий.  

Существует много передовых технологий, которые используются в современных школах. Одна из них - «Interactive notebooks», которая очень популярна в США, а сейчас приобретает популярность и в России. Эта технология ведения ученических тетрадей предполагает ведение записей при помощи различных интерактивных шаблонов. Отсюда появилось и название такой тетради – «интерактивная тетрадь».

Интерактивная тетрадь (ИТ) – это тетрадь, в которую дети помещают записи и иллюстрации, сделанные своими руками, в виде интерактивных мини-книжек на изучаемые темы. Интерактивные элементы вклеиваются в тетрадь и создают интерактивное пространство для обучения. Эта уникальная форма введения тетради, которая позволяет ученикам активно участвовать на занятиях, анализировать информацию. ИТ могут содержать цветные иллюстрации (либо распечатанные, либо дети сами рисуют), мини-книжки, кармашки с карточками, книжки с окошками, книжки-гармошки, 3-D элементы. Благодаря наличию интерактивных элементов внешний вид такой тетради разительно отличается от обычной, и она с легкостью притягивает и удерживает интерес учеников.

Русский язык – один из самых сложных языков в мире. И трудный он в изучении не только иностранцам, но и для носителей языка. Обычно нравится и любят то, что получается, и то, что не встречает преград и трудностей. Соответственно, русский язык по критериям оценивания «любимые и нелюбимые предметы» практически всегда у учеников занимает предпоследнее или последнее место в рейтинге изучаемых предметов. Именно ИТ могут изменить отношение к предмету. Для этого необходимо завести дополнительную тетрадку в клеточку, которая в дальнейшем постепенно превратится в интерактивную тетрадь, как только учащиеся начнут пополнять её интерактивными элементами (ИЭ).

Интерактивные элементы очень мотивируют учеников к занятиям, но занятия должны быть не только интересными, но и эффективными. А это создаёт не сам шаблон (интерактивный элемент), а правильно спланированная работа с этим шаблоном. План занятия с использованием ИТ состоит из четырёх пунктов: введение, создание интерактивного элемента (ИЭ), отработка материала, домашнее задание по элементу.

Хорошо продуманное введение помогает привлечь внимание учащихся, сосредоточиться на теме урока, стать активными участниками занятий. А это особенно необходимо на уроках русского языка.

При создании элемента должна быть чёткая инструкция к выполнению.

Процесс изготовления ИЭ учитель должен заранее продумать, чтобы не затягивать время урока. Здесь есть несколько вариантов:

- ограничить время на вырезание шаблона детьми на уроке. Можно поставить таймер на телефоне, использовать песочные часы, на сайтах есть онлайн-таймеры в виде бомбочек, ракет, которые тоже очень нравятся детям;

- заранее вырезать (раздать детям заранее шаблоны, дома они вырезают и приносят на урок. А можно это сделать на уроках технологии или ИЗО);

- вырезать стоя (делать это не совсем удобно, поэтому дети будут стремиться это сделать быстрее, чтобы поскорее сесть. Так учитель еще сможет увидеть, кто справился с работой. Но при таком виде работы учеников необходимо нацелить на качественное выполнение дела);

- помогать друг другу (кто уже вырезал свой шаблон, может помочь вырезать соседу. При этом не забывать поощрять детей, это очень стимулирует);

- использовать простые шаблоны.

Мотивирующие домашние задания с применением ИЭ очень нравятся детям. Задания могут быть разнообразны: раскрасить иллюстрации и элементы, нарисовать картинки, придумать и написать примеры, сделать новый подобный элемент, дополнить элемент информацией, сделать дополнительные карточки для кармашков.

Вести интерактивные тетради очень весело, полезно и крайне увлекательно. Они позволяют ученикам проявить свою творческую сторону, красиво оформлять и наполнять тетрадь интересными рисунками, украшать различными наклейками и картинками.

Интерактивные тетради делают обучение школьников радостным и интересным процессом и способны мотивировать даже самого нерадивого ученика! 

 

Список литературы:

1. Капранова Е.А. Интерактивное обучение: концептуальные подходы [Текст] / Е.А. Капранова // Вестн. Полоцкого гос. ун-та. - Полоцк, 2012. - № 7. - С. 11-14.

2. Современные технологии обучения: Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и Л.Ю. Косовой. - Спб., 2002.

3. Хижнякова О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. - С. 2006.