Развитие логического мышления у обучающихся начальной школы

Дата публикации: 2020-12-27 18:15:44
Статью разместил(а):
Федорова Елена Петровна

Развитие логического мышления на уроках математики у обучающихся начальной школы

Development of logical thinking in mathematics lessons among elementary school students

 

Автор: Федорова Елена Петровна

БУ ВО «СурГУ», Сургут, Россия.

e-mail: sidorenko28.92@mail.ru

Fedorova Elena Petrovna

SurGU, Surgut, Russia.

e-mail: sidorenko28.92@mail.ru

 

Аннотация: в данной статье рассматривается развитие логического мышления у обучающихся начальной школы на уроках математики.

Abstract: This article examines the development of logical thinking in elementary school students in mathematics lessons.

Ключевые слова: логическое мышление, начальная школа, математика.

Keywords: logical thinking, primary school, mathematics.

Тематическая рубрика: педагогика и образование.

 

Развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Проблемой изучения логического мышления младших школьников занимались отечественные психологи Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.А. Люблинская, А.Г. Маклаков, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, педагоги П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В.Давыдов и др.

Чтобы объяснить, что такое «логическое мышление», разделим это понятие на две части, мышление и логика, дадим определение каждой из них [4, с.3].

Мышление- способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях. мира [4, с.1].

Логическое мышление – это один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. В структуре логического мышления формируются и функционируют различные виды обобщений. [2, с.15].

Ряд ученых выявили психологические особенности и условия развития мышления в обучении. Наибольшую известность и признание не только в отечественной, но и мировой науке получила теория развивающего обучения, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым.

Именно в младшем школьном возрасте наглядно-образное мышление, имевшее ранее основное значение, трансформируется в словесно-логическое, понятийное. Вот потому в начальной школе чрезвычайно важно уделять внимание становлению логического мышления.

Педагог практик Тимерханова Г.К., в своей работе применяет задания, направленные на развитие наблюдательности, которые тесно связаны с такими приемами логического мышления, как анализ, сравнение, синтезы обобщения [1, с.330].

На основании исследования и изученных источников можно сделать следующий вывод: формирование логического мышления – важная составная часть педагогического процесса.

Математика именно тот предмет, где можно в большой степени это реализовывать. [1, c.329] Многие исследователи отмечают, что целенаправленная работа по развитию логического мышления младших школьников должна носить системный характер (Е.В. Веселовская, Е.Е. Останина, А.А. Столяр, Л.М. Фридман и др.). При этом исследования психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.) позволяют сделать вывод о том, что результативность процесса развития логического мышления младших школьников зависит от способа организации специальной развивающей работы. [3, c. 234]. В работах данных авторов доказывается, что в результате правильно организованного обучения младшие школьники быстро приобретают навыки логического мышления: умение обобщать, классифицировать и аргументированно обосновывать свои выводы. [4, c. 77].

Другой подход выражается во мнении части исследователей о том, что развитие логического мышления только через изучение учебных предметов является малоэффективным, такой подход не обеспечивает полноценного усвоения приемов логического мышления и поэтому необходимы специальные учебные курсы по логике (Ю.И. Веринг, Н.И. Лифинцева, В.С. Нургалиев, В.Ф. Паламарчук). Еще одна группа педагогов (Д.Д. Зуев, В.В. Краевский) считают, что развитие логического мышления учащихся должно осуществляться на конкретном предметном содержании учебных дисциплин через акцентуацию, выявление и разъяснение встречающихся в них логических операций. [4, c. 77]

Но каков бы ни был подход к решению этого вопроса, большинство исследователей сходятся в том, что развивать логическое мышление в процессе обучения это значит: развивать у учащихся умение сравнивать наблюдаемые предметы, находить в них общие свойства и различия; вырабатывать умение выделять существенные свойства предметов и отвлекать (абстрагировать) их от второстепенных, несущественных; учить детей расчленять (анализировать) предмет на составные части в целях познания каждой составной части и соединять (синтезировать) расчлененные мысленно предметы в одно целое, познавая при этом взаимодействие частей и предмет как единое целое; учить школьников делать правильные выводы из наблюдений или фактов, уметь проверять эти выводы; прививать умение обобщать факты; развивать у учащихся умение убедительно доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения; следить за тем, чтобы мысли учащихся излагались определенно, последовательно, непротиворечиво, обоснованно. [2, c. 15].

Таким образом, построение уроков математики с учетом возрастных особенностей мышления, обеспечивает эффективное развитие логического мышления учащихся начальной школы.

 

Список литературы:

1. Гончарова О.С. Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах / О.С. Гончарова. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (45). — С. 329-331.

2. Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников. М.: Просвещение, 2015. - 175 с.

3. Стойлова Л.П. Математика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2014. - 424с.

4. Узорова О. Большая книга для развития мышления и внимания. М.: АСТ, 2016. -  740c.