Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Дата публикации: 2020-12-03 13:10:17
Статью разместил(а):
Гаврилова Виолетта Юрьевна

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе 

Using health-saving technologies in primary schools 

 

Автор: Гаврилова Виолетта Юрьевна 

РГУ имени С.А. Есенина, г. Рязань, Россия.

e-mail: vita.burckova@yandex.ru 

Gavrilova Violetta Yuryevna 

Ryazan State University named for S. Yesenin, Ryazan, Russia.

e-mail: vita.burckova@yandex.ru 

 

Аннотация: В данной статье освещён вопрос использования здоровьесберегающих технологий в школе, раскрыты педагогические средства двигательной активности, дано понятие гигиеническим нормам, раскрыты методы, обусловленные принципами здоровьесберегающей технологии.

Abstract: this article highlights the issue of using health-saving technologies in school, reveals the pedagogical means of motor activity, gives the concept of hygiene standards, and reveals methods based on the principles of health-saving technology. 

Ключевые слова: средства двигательной активности, гигиенические нормы, оздоровительные силы природы. 

Keywords: means of physical activity, hygiene standards, health-improving forces of nature. 

Тематическая рубрика: Педагогика и образование. 

 

Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своём будущем, у вас его не будет …».

Наше будущее - это наши дети. Состояние здоровья школьников России вызывает обоснованную тревогу. По данным Минздрава РФ, уже в дошкольном возрасте у значительной части детей (68%) возникают множественные нарушения функционального состояния, 17% детей имеют хронические заболевания и только один ребёнок из трёх остаётся здоровым. 

Эту статистику подтверждает и тот мониторинг состояния здоровья, который я провела в 2019 году, когда в школу пришли 18 первоклассников. Проведённое анкетирование родителей дало следующую информацию: 7% детей имеют хронические заболевания, у 10% ребят имеются различного рода нарушения зрения, 7% – часто болеющие дети. Выяснилось, что более половины  учащихся класса обращались за помощью к врачам узких специальностей (в том числе к невропатологу - 21% , к логопеду - 29 %). Изучив медицинские карты первоклассников, выяснили, что только 1 ученик, то есть 4% от общего числа детей, относится к I группе здоровья, II группа здоровья - у 89% ребят, а у 7%- III. 

За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями зрения и осанки, количество нарушений психического здоровья в 4.           

К выводу о том, что обучение неизбежно оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье, приходили многие учёные и педагоги- практики. 

Цель современной школы - подготовка детей к жизни в мире, полном огромного объёма информации. Детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна готовность номер один. 

Как, наряду с неблагоприятными воздействиями социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей, создать условия для полноценного восприятия детьми знаний? 

Педагоги-дидакты рассматривают здоровьесберегающую технологию как одну из самых перспективных систем XXI века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов. 

Целью здоровьесберегающей педагогической технологии является обеспечение учащихся возможностью сохранения здоровья за период обучения, сформировать уроках использую необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. 

Какие средства должен использовать учитель? Здоровьесберегающие образовательные технологии предполагают использование средств двигательной активности, использование оздоровительных сил природы, учёт гигиенических факторов. 

Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил о важности движения для детского организма: «Дайте ребёнку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, которые, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий». 

На своих уроках рекомендуем использовать следующие средства двигательной активности: элементы движений (ходьба, бег, прыжки); физические упражнения без предметов; танцевальные упражнения (подготовительные танцевальные упражнения; музыкальное сопровождение); физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний и нарушений осанки, для тренировки зрительного анализатора); самомассаж. 

Я считаю важным обращать внимание на такие гигиенические факторы как соблюдение общего режима дня, обучение элементарным приёмам здорового образа жизни, а также соблюдение гигиенических условий в кабинете: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса доски. 

Целесообразно использовать и оздоровительные силы природы: солнечные и воздушные ванны; водные процедуры; фитотерапия; ароматерапия; ингаляция; витаминотерапия. 

На родительском собрании рекомендуется дать информацию родителям о фито- и ароматерапиях, рекомендации по их использовании.     

Использование на уроке различных методов обусловлено принципами здоровьесберегающей технологии. На своих уроках я использую такие методы как: фронтальный; групповой; практический метод; познавательная игра; ситуационный метод; игровой метод; метод индивидуальных заданий. 

При общении с учащимися на уроке необходимо «открыть» ученика на общение. Для этого необходимо следить за своей позой во время урока (открытая поза; плавная пластика; для привлечения внимания делаю несколько шагов от стола вперёд, для ослабления внимания – несколько шагов назад.). Подачу информации  необходимо осуществлять с позиции «Мы» (преодоление физического и социального барьеров), стараться осуществить личный контакт вербально, визуально, тактильно. 

В общении важно «соучастие» ученику (проявление интереса, оказание помощи),«возвышение» ученика (пользоваться правилом «Трёх «П» - Понять, Признать и  Принять ученика таким, каков он есть; просить посильной помощи, поддерживать оптимизм). 

При построении урока необходимо учитывать основные функции высшей нервной деятельности. Обучение можно рассматривать как процесс формирования у школьников условных рефлексов, которые могут быть возбуждены или заторможены под воздействием внешних раздражителей, в числе которых и стиль общения учителя с учащимися, и правильное использование оценки и отметки (больше поощрений, меньше наказаний). 

Знание о четырёх типах высшей нервной деятельности предполагает индивидуальный подход в обучении. Тип высшей нервной деятельности влияет на работоспособность учащихся в течение года, четверти, недели, дня, урока. 

Важна рациональная организация урока. При его построении необходимо следовать гигиеническим критериям рациональной организации урока. Важно соблюдать плотность урока в диапазоне от 60% до 80%, использовать не более 4-7 различных видов учебной деятельности при средней продолжительности каждого не более 10 минут. 

Число использованных видов преподавания (словесного, наглядного, самостоятельные работы и др.) не более трёх при чередовании не позже, чем через 10 – 15 минут. При применении ТСО я руководствуюсь гигиеническими нормами. 

Необходимо наблюдение за чередованием поз учащихся, коррекция их в соответствии с видом работы. Чем естественнее поза ребёнка на уроке, тем менее напряжён ученик, что говорит о его психологическом комфорте, а это – важнейшее условие предупреждения утомляемости. 

Психологический климат на уроке, где преобладают положительные эмоции, оказывает позитивное воздействие на здоровье детей. Существующая статистика просто ужасает: из 100 неврозов у школьников 1-8 классов 2/3 возникают по вине педагогов (по информации Минздрава РФ). 

Обязательным условием урока считаем проведение 2-3 эмоциональных разрядок, способствующих развитию эмоционально – волевой сферы, и 2 физкультминуток различных видов (танцевально-ритмических, физкультурно-спортивных, двигательно-речевых, познавательных). Упражнения, включённые в физкультминутки, помогают сбросить негативную энергию и способствуют формированию уверенности в себе. 

В процессе обучения школьников до 80-90% нагрузки приходится на зрительный анализатор. Мы считаем необходимым проведение на уроке комплексов упражнений для глаз и использование отдельных приёмов технологии профессора В.Ф.Базарного. Например: рассматривание мелких картинок, расположенных высоко на стенах классной комнаты; «путешествие глазами» по траекториям; проведение игры «Весёлые человечки», когда дети сначала рассматривают движущуюся фигуру человечка (куклы-марионетки), а затем повторяют его движения сами. 

Вместе с родителями важно создавать благоприятные условия в классном помещении: при ремонте для окраски использовали тёплый оттенок жёлтого цвета матовой краски, цвет линолеума для пола также не раздражает глаза. 

В течение учебного года нужно менять расположение посадочного места для каждого ученика. 

Работа по здоровьесбережению во внеурочное время предполагает различные формы деятельности: КВН, «Уроки здоровья», игры, походы. Цель таких занятий – научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. 

Руководствуясь в нашей практике принципами здоровьесберегающих технологий, опираясь на личные наблюдения и наблюдения родителей детей, можно констатировать, что состояние психического, социального и нравственного здоровья не ухудшилось, а здоровья физического  - даже улучшилось: % детей I группы здоровья увеличился с 4% до 22%, соответственно уменьшилось с 89 %до 67% количество детей, относящихся ко II группе здоровья. 

Прогресс есть, а значит, мы двигаемся в правильном направлении. 

 

Список литературы

1. Научно-методический журнал «Начальная школа», 2014. № 8. С. 24-25. 

2. Сергеева Б.В. Условия формирования экологических знаний младших школьников / Б.В. Сергеева. Молодой ученый, 2016. № 9 (113).