Диагностика и развитие познавательной мотивации младшего школьного возраста

Дата публикации: 2020-11-15 22:42:01
Статью разместил(а):
Андриевская Ксения Артуровна

Диагностика и развитие познавательной мотивации младшего школьного возраста

Diagnostics and development of cognitive motivation in primary school age

 

Автор: Андриевская Ксения Артуровна 

Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, г. Рязань, Россия.

e-mail: filimonova141996@mail.ru

Andrievskaya Ksenia Arturovna

Ryazan State University named for S. Yesenin, Ryazan, Russia.

e-mail: filimonova141996@mail.ru 

 

Аннотация. В статье представлены результаты формирующего эксперимента по развитию познавательной мотивации обучающихся младшего школьного возраста. Дана характеристика психолого-педагогического сопровождения развития познавательной мотивации обучающихся младших классов. Выявлены доминирующие познавательные мотивы обучающихся возраста начальной школы. 

Annotation. The article presents the results of a formative experiment on the development of cognitive motivation of students of primary school age. The characteristics of the psychological and pedagogical support of the development of cognitive motivation of primary school students are given. The dominant cognitive motives of primary school students are revealed.

Ключевые слова: познавательная мотивация, познавательная активность, младшие школьники.

Key words: cognitive motivation, cognitive activity, younger students.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Проблема формирования познавательной мотивации обучающихся младшего школьного возраста стоит особенно остро ввиду того, что именно в данном возрасте происходит перестройка мотивов с мотивации игры (доминирующей для дошкольного возраста), на мотив целенаправленного познания нового [2].

Существует множество теорий мотивации. Теория иерархии потребностей А.Маслоу, теория субъективного восприятия деятельности, как значимой или незначимой Д. МакКлелланда, теории, основанные на отношении человека к выполняемой деятельности Д. Макгрегора, У. Оучи. Наиболее известной является представление системы мотивов в виде «пирамиды  А. Маслоу». А. Маслоу считает, что В основе этой шкалы – идея, что поведение человека определяют потребности, лежащие в основе формирования мотивации, которые можно выстроить в виде ступеней и проранжировать в зависимости от значимости и насущности их удовлетворения для человека [2].

Главные условия формирования мотивации к любой деятельности – это стимулы. Стимул представляет собой материальную награду определенной формы, например хорошую отметку, заработную плату или премию. В отличие от стимула мотив выступает внутренней силой побуждения к деятельности: желанием, стремлением ориентацией, целевыми установками [4].

Мотивация (побуждение) – это нужда, ставшая столь значительной, что заставляет человека активно искать пути ее удовлетворения. В данном случае удовлетворение нужды выступает тем фактором, который снимает испытываемую индивидом напряженность [1].

П.А. Жоров, Т.И. Шульга подразделяют мотивацию на внутреннюю и внешнюю, проводя эту классификацию на основе эмоционального отношения человека к выполняемой деятельности. Внешняя мотивация формируется в большинстве случаев стихийно, не осознанными в полной мере педагогами средствами, путями, методами и обстоятельствами, а внутренняя основана на переживаемых позитивных эмоциях [5]. Внутренняя мотивация формируется сложнее, так как представляет собой личностное стремление к деятельности, не зависящее от внешних факторов и стимулов.

А.А. Благинин, И.П. Ильин полагают, что мотивация представляет собой внешнее воздействие, которое вызывает ответную реакцию психики (вследствие наличия реактивности). При этом, реакция на мотивацию как особый тип внешнего воздействия различается исходя из типа психики [2; 7].

Также существует разделяемая многими авторами точка зрения, что мотивацию можно представить, как систему мотивов к той или иной деятельности. Так, с данной позиции раскрывает сущность познавательной мотивации утверждение Л. С. Выготского: «Познавательная мотивация – это естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями» [7 по 10 с. 57].

Таким образом, познавательная мотивация может быть рассмотрена, как инстинктивное стремление ребенка к познанию и деятельности, которое формируется на основе естественных потребностей к познанию новой информации.

Познавательная мотивация, по мнению В.К. Вилюс, является одним из элементов познавательной активности, ввиду чего целенаправленное развитие познавательной активности напрямую взаимосвязано с развитием у них мотивации к учебной деятельности. А угасание такой мотивации на определенном этапе, в силу приведенных выше факторов, обуславливает важность особого акцента на развитии познавательной активности обучающихся [3]. Это обуславливает акцент в организации психолого-педагогическом сопровождении на формировании соответствующих потребностей ребенка – потребностей в познании нового, освоении новых видов деятельности.

 По М.И. Еникееву, психолого-педагогическое сопровождение познавательной деятельности, младших школьников как процесс, технология и целостная система деятельности опирается на принципы [4; 6]:

– основополагающим является принцип приоритета интересов ребенка, каждая проблемная ситуация, возникающая у ребенка должна быть решена с максимальной пользой для ребенка;

– принцип системности, целостности – предполагает анализ связей и отношений не только внутри системы, но и вне ее; взаимосвязь всех направлений и видов работы в сопровождении с максимальной пользой для ребенка; учет объективных (окружающие ребенка социальные системы) и субъективных факторов оказывающих влияние на формирование учебной деятельности младшего школьника;

– принцип непрерывности – ребенку гарантировано непрерывное сопровождение формирования учебной деятельности, независимо от возрастных и временных периодов;

– принцип практической направленности – формирование учебных действий, способности применять их в практической деятельности и повседневной жизни;

– принцип активности ребенка в образовательном процессе, предполагает активное включение ребенка в образовательные ситуации; освоение учебных действий через учебную активность;

– принцип позитивности – создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.

В ходе исследования проведена практическая оценка формирования познавательной мотивации обучающихся начальной школы средствами психолого-педагогического сопровождения.

В ходе формирующего эксперимента проведена стартовая и итоговая диагностика диагностика уровня и особенностей познавательной мотивации, а также уровня обученности.

В ходе формирующего эксперимента с обучающимися экспериментальной группы проведено несколько занятий в игровом и занимательном формате на уроках математики и окружающего мира.

Проведение занятия включало в себя:

1. Предлагаемую игру или проблемное задание, формулировку цели занятия, плана достижения цели.

2. Проведение урока в игровом или поисково-познавательном формате.

3. Подведение итогов урока.

По итогам проведенных занятий проведена контрольная диагностика уровня  познавательной мотивации и обученности обучающихся.

Результаты констатирующей и контрольной диагностики в сравнении представлены ниже.

Рис. 1 Сравнительные результаты первичного и повторного обследования школьной мотивации экспериментальной и контрольной групп  по методике Лускановой Н.Г.

 

По результатам сравнения данных уровня мотивации по методике Лускановой Н.Г. по итогам формирующего эксперимента выявлено, что обучающиеся экспериментальной группы существенно повысили уровень познавательной мотивации. В частности, в данной группе обучающихся отмечается рост числа учеников с высоким уровнем познавательной мотивации, сокращение числа обучающихся с низким уровнем (от 60% до 18%).

При этом результаты итоговой диагностики контрольной группы изменились недостаточно, в сравнении с данными первичного обследования.

Результаты диагностики по методике Т.А. Нежновой  «Методика диагностики мотивации учения у младших школьников» представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Сравнение результатов итоговой  диагностики экспериментальной группы по методике Т.А. Нежновой  «Методика диагностики мотивации учения у младших школьников»

 

По данным итоговой диагностики, представленным на рисунке, можно отметить, что у обучающихся экспериментальной группы существенно снизилось влияние игровой, дошкольной мотивации, при этом отмечено возрастание числа обучающихся, имеющих учебно-познавательную мотивацию (от 16 до 36%). Результаты контрольной группы не изменились, в сравнении с результатами стартовой диагностики.

Сравнительные результаты итоговой диагностики уровня обученности экспериментальной и контрольной групп по методике Третьякова П.И. представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Сравнительные результаты повторного обследования уровня обученности экспериментальной и контрольной групп по методике Третьякова П.И.

 

По данным, представленным на рисунке 3, можно отметить, что по итогам проведенных занятий у обучающихся экспериментальной группы отмечено повышение уровня обученности, при этом результаты контрольной группы остаются на уровне результатов стартовой диагностики.

Таким образом, по результатам формирующего эксперимента выявлено, что проведенные занятия позволили повысить познавательную мотивацию обучающихся.

На основании представленных принципов, а также результатов эксперимента, психолого-педагогическое сопровождение развития познавательной мотивации младших школьников выстраивается на основе следующих видов деятельности:

1. Организация поисковой активности обучающихся;

2. Организация взаимодействия друг с другом и педагогов в игровой форме;

3. Вовлечение обучающихся в планирование познавательной деятельности, организация рефлексии.  

 

Список литературы:

1. Березнева Е.Ю., Крысова Т.И. Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 6-2.  С. 335-338. 

2. Благинин А.А. Особенности формирования волевых качеств младших школьников различных систем обучения / А. А. Благинин, Е. М. Свешникова // Вестн. Нижневарт. гос. гуманитар. ун-та. 2018.  № 1. С. 30-35. 

3. Вилюс В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Проспект, 2013.  170 с. 

4. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 640 c. 

5. Жоров П.А., Шульга Т.И. Волевые качества и эмоциональная устойчивость школьников // Новые исследования в психологии.  2007.  № 1.  С.15-16.  

6. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. – СПб.: Питер, 2006. 208 с. 

7. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2013. – 576 c. 

8. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М: Просвещение, 2011. – 158 с. 

9. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. – М.: Сентябрь, 2007. – 96 с. 

10. Райский Б.Ф. Движущие силы в формировании и развитии у учащихся потребностей в самообразовании. – М.: МПСИ, 2014. – 130 с.